ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1188/19 от 08.08.2019 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-1188/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2019 года город Озёрск

Озёрский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.С.

при секретаре Яременко Н.Е.

с участием помощника прокурора Глазковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению Гайдукова В.В. к главе Озёрского городского округа Челябинской области, администрации Озёрского городского округа Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Гайдуков В.В. обратился в суд с административным иском к главе Озёрского городского округа Челябинской области, просит признать бездействие административного ответчика по выполнению муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Озёрского городского округа Челябинской области» на 2014-2020 годы, обязать устранить замечания по программе, изложенные в иске, в срок один месяц организовать разработку и утверждение программы энергосбережения, отвечающей требованиям законодательства Российской Федерации, внести в Собрание депутатов округа предложение по корректировке бюджета в плане финансирования программы в необходимых расходах, обеспечить выполнение программы всеми, без исключения, учреждениями бюджетной сферы округа в течении 2019 года путем привлечения инвесторов на основе энергосервисных контрактов, обеспечить информационное обеспечение процесса выполнения муниципальной программы в средствах массовой информации (том 1 л.д. 5-6).

В обоснование требований указал, что версия муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Озёрского городского округа Челябинской области» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением №4251 администрации Озёрского городского округа 31 декабря 2013 года не соответствует положениям Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что влечет ущерб бюджету города, нарушает права истца за достойную жизнь, комфортную среду и здоровье, понижает уровень жизни за счет излишне выплачиваемых расходов на оплату энергоресурсов, в частности, тепловой энергии.

Судом к участию в деле в порядке статьи 41 КАС РФ соответчиками привлечены администрация Озёрского городского округа Челябинской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства (ответственный исполнитель оспариваемой муниципальной программы), заинтересованными лицами Управление культуры администрации округа и Управление капитального строительства и благоустройства администрации округа (соисполнители муниципальной программы), Собрание депутатов Озёрского городского округа.

В судебном заседании Гайдуков В.В. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в редакции, изложенной в иске, представил письменные пояснения (том 2 л.д. 38-41). Настаивает, что глава муниципального образования не реализует надлежащим образом полномочия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а муниципальная программа не соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель административных ответчиков - администрации Озёрского городского округа Челябинской области, главы Озёрского городского округа и Управления жилищно-коммунального хозяйства Меньшенина И.В. (полномочия – том 1 л.д. 21-23) в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представив письменный отзыв (том 1 л.д. 153-157). Полагает, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав, свобод и законных интересов в результате реализации муниципальной программы.

Представитель заинтересованного лица - Управления культуры администрации Озёрского городского округа Плисовская В.В. (полномочия – том 2 л.д. 3-5) в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, представив письменное мнение (том 2 л.д. 1-2). Считает, что оспариваемая Гайдуковым В.В. муниципальная программа соответствует требованиям законодательства, реализуется в полном объеме, что подтверждается соответствующей отчетностью.

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Озёрского городского округа в судебное заседание не явился, извещен, представил мнение по иску (том 1 л.д. 146-152), в котором просил в требованиях Гайдукову В.В. отказать.

Представитель заинтересованного лица – Управления капитального строительства и благоустройства администрации Озёрского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (том 2 л.д.236), представил отзыв (том 2 л.д. 238-242), в котором отразил о необоснованности заявленных административных истцом требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение помощника прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд отказывает в удовлетворении иска.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действии (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившее оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Следовательно, для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух условий, а именно, несоответствие действий закону, а также нарушение прав заявителя. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п/п 11 части 1 статьи 9 Устава Озёрского городского округа (в редакции на 31 декабря 2013 года) к полномочиям администрации Озёрского городского округа отнесены в том числе, утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В соответствии с главой 40 Устава в структуру администрации городского округа могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, которые могут быть наделены правами юридического лица.

В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа Челябинской области, утв. Решением собрания депутатов Озёрского городского округа от 19 октября 2011 №164, в задачи УЖКХ входит обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Озёрского городского округа.

В силу статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1225 утверждены требования к региональным и муниципальным программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно статье 1 вышеуказанного постановления муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно приложению N 1; перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2.

Требования к определению в программе потенциала энергосбережения по всем видам ресурсов указанным постановлением Правительства РФ не установлены.

Из содержания административного искового заявления и пояснений Гайдукова В.В. следует, что истец считает муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Озёрского городского округа Челябинской области» на 2014-2020 годы не соответствующей по своему содержанию требованиям законодательства, полагает, что ее реализация нарушает права истца на достойную жизнь, комфортную среду и здоровье, влечет излишние расходы на оплату тепловой энергии. Приводит свои расчеты относительно потенциала энергосбережения.

Установлено, что постановлением администрации Озёрского городского округа Челябинской области №4251 от 31 декабря 2013 года утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Озёрского городского округа Челябинской области» на 2014-2020 годы (том 1 л.д. 39), в которую внесены изменения постановлениями от 04 марта 2014 года №577, от 19 июня 2014 года №1877, от 08 августа 2014 года №2468, от 31 декабря 2014 года №4448, от 23 июня 2015 года №1806, от 19 августа 2015 года №2427, от 18 ноября 2015 года №3306, от 12 апреля 2016 года №839, от 18 мая 2016 года №1243, от 21 июля 2016 года №1984, от 22 сентября 2016 года №2567, от 16 февраля 2017 года №382, от 17 мая 2017 года №1278, от 14 июля 2017 года №1864, от 29 ноября 2017 года №3252, от 27 апреля 2018 года №982, от 06 мая 2018 года №1030 (том 1 л.д. 62-121).

Целями муниципальной программы является снижение объемов потребления энергоресурсов и сокращение расходов на оплате энергоресурсов, снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа.

Исполнителем муниципальной программы является структурное подразделение администрации округа, отвечающее за осуществление на территории округа мероприятий в области энергосбережения – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа (далее – УЖКХ), соисполнителями - Управление культуры администрации округа и Управление капитального строительства и благоустройства администрации округа (том 1 л.д. 131).

Текст муниципальной программы опубликован в газете «Ведомости органов местного самоуправления Озёрского городского округа Челябинской области от 20 января 2014 года №2 (174), размещен на официальном сайте органов местного самоуправления Озёрского городского округа, постановление об утверждении муниципальной программы от 31 декабря 2013 года и постановления о внесении в последующем изменений опубликованы в газете "Озерский вестник".

Перечень и сроки выполнения мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств определены в приложении №1 к муниципальной программе (в редакции постановления от 06 мая 2018 года №1030), сведения о целевых показателях (индикаторах) и их значения изложены в приложении №2 (в редакции постановления от 27 апреля 2018 года №982).

Суд приходит к выводу, что оспариваемая муниципальная программа принята правомочным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением процедуры принятия, порядка опубликования, не противоречит требованиям, предъявляемым к ее содержанию. Оснований для иных, противоположенных выводов, не усматривается.

Выполнение мероприятий в рамках муниципальной программы подтверждается информацией, представленной Управлением экономики администрации Озёрского городского округа и отчетами по исполнителям (л.д.131-145).

Ссылка административного истца о необходимости корректировки муниципальной программы в плане финансирования несостоятельна.

В силу части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования, и подлежат приведению в соответствие с решение о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления в силу. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете (часть 2).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (пункт 2 части 10 статьи 25 N 131-ФЗ).

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Поскольку утверждение местного бюджета отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, возложение на него обязанности к увеличению в бюджете определенных расходов в силу закона недопустимо, в противном случае будет ограничено право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Приведенный Гайдуковым В.В. расчет потенциала энергосбережения по основным энергоресурсам не может быть принят во внимание как доказательство нарушения прав административного истца. Кроме того, законодатель не установил к муниципальной программе такого требования, как «потенциал энергосбережения по всем видам ресурсов», о чем настаивает истец.

Поскольку судом не установлено бездействие ответчиков в осуществлении мероприятий в сфере энергоснабжения, отнесенных к полномочиям органа местного самоуправления по доводам Гайдукова В.В., административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов, создание препятствий к их осуществлению, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Гайдукова В.В. к главе Озёрского городского округа Челябинской области, администрации Озёрского городского округа Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озёрского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Озёрский городской суд Челябинской области.

Председательствующий И.С. Медведева