ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1189/2016 от 25.07.2016 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-1189/2016

Именем Российской Федерации

25 июля 2016 года г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дживага В.А.,

при секретаре Потемкиной А.П.,

рассмотрев дело по административному исковому заявлению Бокситогорского городского прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупции и не рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц и обязании рассмотреть вопросы правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений за период 4 квартала 2015 года,

У С Т А Н О В И Л:

Бокситогорский городской прокурор, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением к Совету депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупции и не рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц и обязании рассмотреть вопросы правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений за период 4 квартала 2015 года.

В обоснование заявленных требований административным истцом Бокситогорским городским прокурором указано, что при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, в деятельности ответчика выявлены нарушения закона. Как установлено проведенной проверкой, в 1 квартале 2016 года на заседаниях совета депутатов Лидского сельского поселения были рассмотрены 17 вопросов. Из письма заместителя главы администрации Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сергеева В.А., следует, что среди рассмотренных советом депутатов, а также на заседаниях постоянных депутатских финансово-экономической и социальной комиссиях вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями в период 4 квартала 2015 года не рассматривались. Вместе с тем, как следует из положений п.2.1 статьи 6 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к числу основных мер по профилактике коррупции относится, в том числе, рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений. На основании ст.1 Регламента совета депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов Радогощинского сельского поселения от 24.10.2014 № 14, совет депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (в дальнейшем – совет депутатов) является представительным органом местного самоуправления в границах названного поселения. Статьей 17 Регламента совета депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, установлено, что совет депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая соответствующие решения по вопросам местного значения, отнесенные к компетенции совета депутатов федеральными и областными законами, Уставом поселения. Согласно п.п.2,6 статьи 3 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции являются законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Таким образом, бездействие совета депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупции и не рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, затрудняет деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене, а также может привести к злоупотреблению служебным положением, иному незаконному использованию физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также воспрепятствовать профилактике и противодействию коррупции. В связи с изложенным и в соответствии с требованиями закона, административный истец Бокситогорский городской прокурор просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупции и не рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц и обязать Совет депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области рассмотреть вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений за период 4 квартала 2015 года.

В судебное заседание административный истец Бокситогорский городской прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. 25.07.2016 в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца, также указано на поддержку административных исковых требований в полном объеме.

Административный ответчик – Совет депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие, в соответствии с требованиями ст.ст.291, 292 КАС РФ, рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, изучив заявление административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:

Положениями ст.15 Конституции РФ предусмотрено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в редакции от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Положениями ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусмотрено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе и на следующих основных принципах: законность и приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с п.2.1 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры: рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

При этом как установлено судом и не оспорено со стороны ответчика – Советом депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, являющимся представительным органом муниципального образования, по настоящее время не рассмотрены вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц за период 4 квартала 2015 года, чем нарушены п.2.1 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данное обстоятельство подтверждается в том числе, сообщением заместителя главы администрации Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в адрес Бокситогорской городской прокуратуры от 14.06.2016 № 285.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, учитывая, что со стороны административного ответчика, не принявшего надлежащих мер по рассмотрению вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц за период 4 квартала 2015 года, нарушены требования закона и допущено бездействие, что нарушает права неопределенного круга лиц, затрудняет деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, а также воспрепятствует профилактике и противодействию коррупции, суд находит заявленные административным истцом Бокситогорским городским прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.291, 293, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Бокситогорского городского прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по профилактике коррупции и не рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц

Обязать Совет депутатов Лидского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области рассмотреть вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений за период 4 квартала 2015 года.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 25 июля 2016 года.