Дело № 2а-118/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Большерецк Камчатский край 17 октября 2018 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А.
при секретаре Махмадиевой З.Р.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Заплутахина Д.В.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского поселения о признании постановления незаконным в части
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края обратилась в суд с требованием к администрации Октябрьского городского поселения о признании незаконным постановления в части. В обоснование заявленных требований указала, что в ходе проведения проверки по обращению генерального директора АО «Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова» прокуратурой района изучено постановление администрации Октябрьского городского поселения от 13.06.2018 № 116 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края от 30.03.2018№ 34» (далее - Постановление), по результатам проверки выявлено что вышеуказанное постановление не соответствует действующему законодательству. Постановлением установлен исчерпывающий перечень для предоставления муниципальной услуги, тогда как Градостроительный кодекс РФ, регламентирующий порядок выдачи разрешения на строительство, не содержит положений о приостановлении предоставления выдачи разрешения на строительство, в том числе и по основаниям, указанным в п. 2.10 оспариваемого Постановления. Также указала, что в ч. 3 Постановления указано, что действие муниципального правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 30.03.2018, что существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц, обращающихся в орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительство. В связи с чем, просила суд признать незаконным постановление администрации Октябрьского городского поселения от 13 июня 2018 года № 116 «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого района Камчатского края от 30.03.2018 № 34 в части изменений, внесенных п.2 ч.1, ч. 3 постановления.
Административный истец требования, заявленные в иске, поддержал в полном объеме. Просил признать незаконным постановление администрации Октябрьского городского поселения от 13 июня 2018 года № 116 «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого района Камчатского края от 30.03.2018 № 34 в части изменений, внесенных п.2 ч.1, ч. 3 постановления.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Октябрьского городского поселения ФИО1, полагал, что требования прокурора не основаны на законе, так как часть 9 статьи 11.1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" допускает приостановление предоставления государственной услуги или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы данного административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (статья 1).
Согласно части 9 статьи 7 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 данной статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края от 30 марта 2018 года № 34 утвержден административный регламент предоставления администраций Октябрьского городского поселения муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, в пределах полномочий, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации согласно приложению № 1.
Постановлением администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края от 13 июня 2018 года № 116 внесены в приложение № 1 к постановлению администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края от 30.03.2018 № 34 «Об утверждении административных регламентов предоставления администрацией Октябрьского городского поселения муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, в пределах полномочий, установленных Градостроительным кодексом РФ, следующие изменения:
1)часть 2 пункта 2.3 добавлена: «2.3.7. Исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемые в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными актами.»
2) часть 2 добавлена: «2.10. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги. Возникновение споров по ранее возникшим правоотношениям (направлении претензий до рассмотрения по существу, направления искового заявления в суд до вступления судебного акта в силу) в части выделенного земельного участка, на котором планируется реконструкция объекта капитального строительства, выдача разрешения на строительство».
Согласно пункту 3 оспариваемого Постановления, данное постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 30 марта 2018 года.
Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень действий связанных с выдачей разрешения на строительство, который не включает в себя действие по приостановлению услуги связанной с выдачей разрешения на строительство.
Доводы административного ответчика, о том, что часть 9 статьи 11.1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" допускает приостановление предоставления государственной услуги или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, основан на неверном толковании норм права.
Часть 9 статьи 11.1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставляет заявителю возможность обратиться с жалобой, в том числе в случае, если приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги произошло по основаниям, не предусмотренным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Часть 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" носит императивный характер в части установления исчерпывающего перечня оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги, который должен устанавливаться федеральными законами, либо же муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с федеральным законом.
Как указывалось выше, Градостроительный кодекс РФ не предусматривает оснований для приостановления услуги связанной с выдачей разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как видно из пункта 3 обжалуемого Постановления, данное постановление вступает в силу после дня его официального опубликования, что не противоречит закону.
Учитывая, что постановление в остальной части не противоречит законодательству РФ и не нарушает чьих либо прав, указание о распространении действия обжалуемого постановления на правоотношения возникшие с 30 марта 2018 года, не могут быть признаны судом неправомерными, поскольку законодательство РФ не содержит запретов обратной силы муниципальных правовых актов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца о признания незаконным постановления администрации Октябрьского городского поселения от 13 июня 2018 года № 116 «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого района Камчатского края от 30.03.2018 № 34 в части изменений, внесенных п.2 ч.1.
В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск и.о. прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского поселения о признании постановления незаконным в части - удовлетворить частично.
Признать пункт 2 части 1 постановления администрации Октябрьского городского поселения от 13 июня 2018 года № 116 «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого района Камчатского края от 30.03.2018 № 34 незаконным.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края.
Судья А.А. Архипович
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2018 года.