ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/20 от 03.02.2020 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-118/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Ленск, Республика Саха (Якутия), « 03 » февраля 2020 года

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Аммосова НГ.,

при секретаре Мухиной А.Ю.,

с участием административного истца руководителя ООО «Энергостройкомлекс» ФИО1,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Энергостройкомплекс» к Отделу надзорной деятельности и ПР по Ленскому району Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и о предотвращении угрозы возникновения пожара,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Энергостройкомплекс» обратилось в суд с иском к Отделу надзорной деятельности и ПР по Ленскому району Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и о предотвращении угрозы возникновения пожара, указав о том, что в период с 7 по 15 ноября 2019 года на основании распоряжения Отдела надзорной деятельности по Ленскому району УНД ГУ МЧС России по РС (Я) №99 от 31.10.2019 г. в отношении ООО «Энергостройкомплекс» была проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности. По итогам проверки выявлен ряд нарушений и выданы предписания об устранении нарушений, а именно:

Предписание №99/1/1 котельная «Центральная» Нюя: предоставить проект на здание котельной; степень огнестойкости здания котельной выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (не ниже II степени огнестойкости); здание (подсобные помещения) оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре.

Предписание №99/1/2 котельная «Школьная» с. Беченча: на объекте обеспечить наличие проектной документации на здание котельной; здание (подсобные помещения) оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре; котельный зал обеспечить системой пожаротушения (самосрабатывающие модули); территорию котельной обеспечить капитальным ограждением.

Предписание №99/1/3 котельная «Центральная» с. Северная Нюя: на объекте обеспечить наличие проектной документации на здание котельной, степень огнестойкости здания котельной выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (не ниже II степени огнестойкости); котельную обеспечить ограждением прилегающей территории.

Указанные предписания считают незаконными: для исполнения вышеуказанных пунктов предписаний необходимо произвести затраты капитального характера значительных финансовых средств, которые у Общества отсутствуют. Так как ООО «ЭСК» осуществляет регулируемый вид деятельности, а именно поставка тепла и горячей воды по регулируемым тарифам населению и юридическим лицам, все виды расходов заложены в тарифе на электроэнергию, который не включает в себя затраты на капитальный ремонт объектов выработки тепловой энергии. Котельные, в отношении которых выданы предписания, не принадлежат Обществу на праве собственности, данные объекты Общество эксплуатирует на праве аренды.

Просит признать незаконными и отменить указанные предписания.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержал, ссылаясь на приведенные в административном иске доводы.

Представитель административного ответчика ФИО2 не согласна с требованиями, указав о том, что ответчик за нарушение вышеуказанных пунктов был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. По итогам плановой проверки от 30.04.2019 года в установленный срок ответчик не представил возражений, а также не было обжаловано постановление о привлечении к административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ 1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон) установлено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 N 313 (далее - Правила), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Судом установлено, что в период с 7 по 15 ноября 2019 года на основании распоряжения Отдела надзорной деятельности по Ленскому району УНД ГУ МЧС России по РС (Я) №99 от 31.10.2019 г. в отношении ООО «Энергостройкомплекс» была проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности. По итогам проверки выявлен ряд нарушений и выданы предписания об устранении нарушений, а именно:

Предписание №99/1/1 котельная «Центральная» Нюя: предоставить проект на здание котельной; степень огнестойкости здания котельной выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (не ниже II степени огнестойкости); здание (подсобные помещения) оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре.

Предписание №99/1/2 котельная «Школьная» с. Беченча: на объекте обеспечить наличие проектной документации на здание котельной; здание (подсобные помещения) оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре; котельный зал обеспечить системой пожаротушения (самосрабатывающие модули); территорию котельной обеспечить капитальным ограждением.

Предписание №99/1/3 котельная «Центральная» с. Северная Нюя: на объекте обеспечить наличие проектной документации на здание котельной, степень огнестойкости здания котельной выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (не ниже II степени огнестойкости); котельную обеспечить ограждением прилегающей территории.

Здания котельных, находящихся по адресам: РС (Я), <...>; <...>, являются собственностью МО «Ленский район», что подтверждается свидетельствами о праве собственности.

Здание котельной, находящееся по адресу: РС (Я). Ленский район, с. Северная Нюя является собственностью МО «Мурбайский наслег».

Административный истец является арендатором указанных зданий согласно договорам уступки права и обязанностей по договору аренды.

В соответствии с п.4.3.4 договора №14 аренды от 07.09.2012 года здания котельной в с. Беченча Ленского района РС (Я) арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт не реже 1 раза в год, а также в случае физического износа, капитальный ремонт с последующим зачетом затрат на него в счет арендной платы по согласованию с МО «Ленский район». Кроме того, в случае необходимости Арендатор обязан производить замену деталей и узлов, обеспечивающих использование передаваемого имущества по назначению.

П.4.3.5 указанного договора гласит: при проведении капитального ремонта здания, включая системы внутренних коммуникаций (в т.ч. центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, системы электропроводки и т.д.) общие для всего здания, арендатор обязан принимать долевое участие в финансировании ремонта.

Согласно п. 4.3.11 арендатор обязан соблюдать технические санитарные и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

Согласно п. 2.2.5 договора аренды №1 от 16.10.2015 г. здания котельной «Центральная» с. Нюя, арендатор обязан соблюдать в арендуемых помещениях правила пожарной безопасности техники безопасности, требования Ростпотребнадзора, а также отраслевые правила и нормы действующие в сфере деятельности арендатора и в отношении арендуемого имущества.

В п.2.2.12 договора указано, что арендатор обязан выполнять в установленный срок предписания Арендодателя, иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникающих в результате деятельности Арендатора, ставящих под угрозу сохранность имущества в рамках действующего законодательства.

В соответствии с п. 2.2.14 договора капитальный ремонт. Модернизация, реконструкция имущества может производиться арендатором только с письменного согласия Арендодателя. Возмещение вышеуказанных расходов, произведенных с согласия Арендодателя, может производиться Арендатору в сумме фактических затрат в пределах предварительно согласованной обеими сторонами сметы расходов, но не более средств, предусмотренных в местном бюджете на капитальный ремонт муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 4.1.7 договора аренды арендатор обязан соблюдать в помещениях строений требования органов государственной противопожарной службы, содержать за свой счет пожарную сигнализацию, вентиляцию и иное подобное оборудование в соответствии со всеми отраслевыми правилами и нормами.

Толкование приведенных норм и положений договора в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что при заключении договора контрагенты оговорили разграничение обязанностей арендатора и арендодателя по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого помещения.

То обстоятельство, что, в договорах аренды, арендатор производит перестройку, оборудование приспособлений арендуемого помещения с письменного разрешения арендодателя, не означает, что арендатор освобождается от необходимости произвести в помещении монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. Доказательств того, что арендатор в целях соблюдения правил пожарной безопасности обращался к арендодателю за разрешением установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре истцом представлено не было.

Кроме того, исходя из названных пунктов договоров аренды, разрешение арендодателя на оборудование приспособлений помещения необходимо в случаях потребностей в этом арендатора, в то время, как установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре являются необходимостью защиты принадлежащего арендодателю помещения от пожара.

Ссылка в жалобе на положения пункта 1 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, предусматривающего обязанность арендодателя производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма не регулирует отношения между сторонами договора аренды, касающиеся соблюдения обязательных для исполнения правил пожарной безопасности в зданиях и помещениях, переданных в аренду.

При таких обстоятельствах, административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Энергостройкомплекс» к Отделу надзорной деятельности и ПР по Ленскому району Республики Саха (Якутия) – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Н.Г. Аммосов

Решение составлено 03.02.2020 года