РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 11 мая 2022 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием прокурора Большеуковского района Омской области Бартенева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по направлению уведомлений об утверждении муниципальной программы социально-экономического развития поселения, прогноза социально-экономического развития поселения в Министерство экономического развития Российской Федерации и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, с учетом измененных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области бюджетного законодательства, установлено, что Администрацией поселения разработаны документы стратегического планирования, в частности муниципальная программа социально-экономического развития поселения, прогноз социально-экономического развития поселения. Вместе с тем, в нарушение положений пп. 12, 13 Правил государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631, в установленный десятидневный срок со дня утверждения вышеуказанных документов Администрация поселения уведомления в Министерство экономического развития РФ не направила. В связи с не направлением уведомлений, в нарушение пп. 17, 18 вышеуказанных Правил, государственная регистрация данных документов стратегического планирования не произведена, сведения из реестра на сайте gasu.gov.ru не размещены. Бездействие Администрации поселения нарушает требования бюджетного законодательства, препятствует реализации принципов бюджетной системы, в частности принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы. Просит признать незаконным бездействие администрации Чебаклинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по направлению уведомлений об утверждении муниципальной программы социально-экономического развития поселения, прогноза социально-экономического развития поселения в Министерство экономического развития РФ и обязать административного ответчика в срок до 01.07.2022 принять меры к направлению уведомлений об утверждении муниципальной программы социально-экономического развития поселения, прогноза социально-экономического развития поселения в Министерство экономического развития РФ с целью государственной регистрации указанных документов стратегического планирования и внесения соответствующей записи в реестр.
В судебном заседании прокурор Большеуковского района Омской области Бартенев С.М. уточненные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Административный ответчик администрация Чебаклинского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора Бартенева С.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующиминормативным правовымактам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования установлены Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 172-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 172-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся, в том числе разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления; мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления.
На основании ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 172-ФЗ к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся: 1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования; 2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; 3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; 4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период; 5) муниципальные программы.
Документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию (ч. 8 ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 утверждены Правила государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования.
В силу пп. 12, 13 указанных Правил, органы местного самоуправления, ответственные за разработку соответствующих документов стратегического планирования, в течение 10 дней со дня утверждения (одобрения) документа стратегического планирования или внесения в него изменений направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомление.
В случае соответствия уведомления требованиям, предусмотренным п. 11 настоящих Правил, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию документа стратегического планирования с внесением соответствующей записи в реестр.
В соответствии с пп. 17, 18 Правил сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе в течение одного рабочего дня со дня: а) внесения записи о документе стратегического планирования в реестр; б) внесения изменения в запись реестра о документе стратегического планирования.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время информационным ресурсом, указанным в п. 17 Правил, является сайт gasu.gov.ru.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Чебаклинского сельского поселения вышеуказанного законодательства, в ходе которой установлено, что Администрацией поселения одобрены и утверждены документы стратегического планирования.
Так, постановлением № 39 от 19.10.2021 Администрацией поселения одобрен прогноз социально-экономического развития Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, а постановлением № 6 от 07.05.2020 утверждена муниципальная программа «Социально-экономическое развитие Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области на период 2020-2026 гг.».
При этом, в установленный десятидневный срок со дня утверждения (одобрения) вышеуказанных документов стратегического планирования уведомления административным ответчиком в Министерство экономического развития Российской Федерации не направлялись, вследствие чего, их государственная регистрация не произведена, сведения в реестре на сайте gasu.gov.ru не размещены.
Прокурором района главе поселения по данному факту внесено представление, однако мер к устранению нарушений администрацией поселения принято не было.
Невыполнение Администрацией поселения требований вышеуказанного законодательства препятствует реализации принципов бюджетной системы, в частности ее прозрачности (открытости), нарушая тем самым права неопределенного круга лиц на доступ к данной информации.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что бездействие административного ответчика по исполнению данных требований федерального законодательства является незаконным, доказательств, опровергающих доводы прокурора, административным ответчиком не представлено.
Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований – до 01.07.2022 суд находит разумным и достаточным.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218,227КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Большеуковского района Омской области к администрации Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по направлению уведомлений об утверждении муниципальной программы социально-экономического развития поселения, прогноза социально-экономического развития поселения в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Обязать администрацию Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в срок до 01.07.2022 направить уведомления о муниципальной программе «Социально-экономическое развитие Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области на период 2020-2026 гг.», утвержденной постановлением № 6 от 07.05.2020 и о прогнозе социально-экономического развития Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, одобренном постановлением № 39 от 19.10.2021, в Министерство экономического развития Российской Федерации с целью государственной регистрации указанных документов стратегического планирования и внесения соответствующей записи в реестр.
Об исполнении решения суда администрации Чебаклинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Коршун