ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11908/2023 от 18.12.2023 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2023-015688-58 Дело № 2а-11908/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 декабря 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Саладиной ... к Государственному Совету Республики Коми, председателю Государственного Совета Республики Коми Усачёву ... о признании решения от ** ** ** незаконным,

установил:

Саладина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному Совету Республики Коми о признании незаконным решения от ** ** ** о лишении депутата выступления до конца заседания сессии.

В обоснование заявленных требований указала, что является ** ** ** в ходе ... заседания ... сессии Государственного Совета Республики Коми ... созыва административным ответчиком принято решение о лишении ее, как депутата, выступления до конца заседания сессии. Решение принято путем голосования депутатов. Полагала, что принятое решение является незаконным, нарушает ее права и принято с нарушением требований регламента Государственного Совета Республики Коми, так как данный вопрос был решен спонтанно, в порядке организационного экспромта, без соответствующего обращения в Постоянную комиссию по Регламенту и депутатской этике, без рассмотрения вопроса указанной комиссией на предмет наличия в действиях депутата признаков нарушения правил депутатской этики и принятия соответствующего решения, без внесения комиссией вопроса на заседание Государственного Совета Республики Коми и без перехода к обязательному закрытому порядку его рассмотрения на пленарном заседании. В связи с чем решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель Государственного Совета Республики Коми Усачёв С.А.

В судебном заседании административный истец и его представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали, указывая на нарушение порядка и процедуры принятия указанного решения.

Представители Государственного Совета Республики Коми с административным исковым заявлением не согласились, указывая, что доводы административного истца о нарушении порядка принятия решения являются ошибочными, так как Регламентом прямо предусмотрена возможность председателя принятия такого решения единолично.

Председатель Государственного Совета Республики Коми Усачёв С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Саладина Т.А. является депутатом Государственного Совета Республики Коми, ... созыва.

** ** ** состоялось ... заседание ... сессии Государственного Совета Республики Коми ... созыва.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1).

Частью 12 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (установлено, что законодательный орган субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного обеспечения своей деятельности.

Согласно статье 7 Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Коми»: Государственный Совет Республики Коми (далее - Государственный Совет) осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний органов Государственного Совета (часть 1); заседание Государственного Совета правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочное заседание Государственного Совета проводится не реже одного раза в три месяца (часть 2); порядок деятельности Государственного Совета, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми № 129-РЗ, Регламентом Государственного Совета Республики Коми.

Из части 1 и пункта 2 части 3 статьи 11 Закона Республики Коми № 129-РЗ следует, что Государственный Совет возглавляет Председатель Государственного Совета Республики Коми (далее - Председатель Государственного Совета), Председатель Государственного Совета созывает и ведет заседания Государственного Совета, вносит на рассмотрение Государственного Совета проект повестки дня заседания.

Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 11 статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности (подпункт "а"), оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "и").

В соответствии со ст. 71 Конституции Республики Коми Государственный Совет Республики Коми (далее Государственный Совет) является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственный Совет Республики Коми избирается сроком на пять лет. Государственный Совет Республики Коми самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Статьей 72 Конституции Республики Коми определено, что Государственный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний комитетов, иных органов Государственного Совета. Заседание Государственного Совета правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Коми» статус депутата, его права, обязанности, гарантии, условия осуществления депутатской деятельности, ограничения, связанные с депутатской деятельностью, определяются федеральным законодательством, Конституцией Республики Коми, законом Республики Коми.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми», депутатом является избранный гражданами в соответствии с законодательством о выборах представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Совете Республики Коми (далее - Государственный Совет) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми «О Государственном Совете Республики Коми», настоящим Законом, другими законодательными актами. Правила депутатской этики устанавливаются в Регламенте Государственного Совета. Нарушения депутатом правил депутатской этики рассматриваются в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета.

Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98 принят Регламент Государственного Совета Республики Коми (далее Регламент).

В соответствии с Регламентом Государственного Совета Республики Коми, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18.12.2002 № II-10/98, данным нормативным правовым актом определяется порядок деятельности Государственного Совета, его органов, должностных лиц, а также порядок реализации в Государственном Совете права законодательной инициативы органами, организациями и лицами, обладающими таким правом.

В материалы дела сторонами представлена стенограмма ... заседания ... сессии Государственного Совета Республики Коми ... созыва от ** ** **, согласно которой на заседании из 29 депутатов присутствовали 29, в том числе Саладина Т.А.

Из представленной стенограммы следует, что депутатом Государственного Совета Саладиной Т.А. в ходе заседания допускались нарушения требований Регламента, о чем последняя неоднократно предупреждалась председательствующим на заседании Государственного Совета - Председателем Государственного Совета, председательствующим неоднократно отключался микрофон при выступлении Саладиной Т.А., что отражено на страницах ... стенограммы.

Так же на нарушение депутатом Государственного Совета Саладиной Т.А. указывалось председателем Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике ФИО12, что отражено на страницах ... и ... стенограммы.

Председателем Государственного Совета было поставлено на голосование предложение, поступившее от председателя Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике ФИО12, о лишении депутата Государственного Совета Саладиной Т.А. права выступления на остаток заседания Государственного Совета (стр. ... стенограммы).

По итогам голосования депутатами Государственного Совета большинством голосов принято решение о лишении депутата Государственного Совета Саладиной Т.А. права выступления до конца заседания сессии (стр. ... стенограммы).

Проверяя процедуру принятия оспариваемого решения, суд находит доводы административного истца о незаконности его принятия несостоятельными.

Пунктом 1 части 1 статьи 38 Регламента Государственного Совета Республики Коми, Председательствующий на заседании Государственного Совета: руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента; предоставляет слово для выступлений, заявлений, вопросов, предложений, сообщений и справок с указанием фамилии, имени и отчества выступающего; обеспечивает выполнение организационных решений Государственного Совета; ставит на голосование проекты законов Республики Коми, постановлений Государственного Совета, поправки к ним, а также предложения депутатов Государственного Совета в порядке их поступления, оглашает результаты голосования; оглашает или поручает огласить председателю Постоянной комиссии по Регламенту и депутатской этике обращения, заявления и предложения, поступившие в Государственный Совет от граждан и (или) организаций по вопросам, рассматриваемым на заседании Государственного Совета.

Пунктом 2 части 2 статьи 38 Регламента установлено, что Председательствующий на заседании Государственного Совета вправе: в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственного Совета, приглашенное лицо, а при повторном нарушении (в том числе положений части 2 статьи 46 настоящего Регламента) - лишать его слова на период рассмотрения данного вопроса повестки дня или в случае нарушения требований части 2 статьи 40 настоящего Регламента лишать его права выступления в течение всего дня заседания Государственного Совета;

В соответствии с частью 2 статьи 40 Регламента депутат Государственного Совета выступает с трибуны или от установленного в зале микрофона. Выступающий не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственного Совета и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.

Согласно части 2 статьи 46 Регламента депутаты Государственного Совета, приглашенные лица вправе выступать только после предоставления им слова председательствующим и включения микрофона. Выступление без предоставления слова и включения микрофона не допускается. Если выступающий не уложился в отведенное ему для выступления время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий предупреждает его об этом, а затем он вправе выключить микрофон.

Частью 2 статьи 50 Регламента установлено, что предложения о голосовании по процедурным вопросам, а также по вопросам, предусмотренным частью 4 статьи 41 и частью 8 статьи 49 настоящего Регламента, ставятся на голосование в первую очередь по отношению к предложениям по проектам законов и постановлений.

Решения Государственного Совета по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Государственного Совета и фиксируются в стенограмме заседания без оформления постановления Государственного Совета, в том числе по иным вопросам, принимаемым большинством голосов от числа присутствующих депутатов Государственного Совета в соответствии с настоящим Регламентом (п.13 ч.2 ст.50).

По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов Государственного Совета, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. По процедурным вопросам результаты голосования заносятся в стенограмму заседания Государственного Совета без оформления решения в виде постановления Государственного Совета ст.56 Регламента).

Из изложенного следует, что процедура принятия решения о лишении Саладиной Т.А. выступления до конца заседания сессии соблюдена.

Доводы административного истца и его представителя о том, что вынесению такого решения предшествует обязательная процедура рассмотрения вопроса о нарушении депутатом правил депутатской этики Постоянной комиссией по Регламенту и депутатской этики основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в том числе самого Регламента.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Системное толкование приведенных выше положений нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые решения не могут быть признаны незаконными по причинам, связанным с мотивами принятия решения о лишении административного истца права выступления на заседаниях Государственного Совета Республики Коми, которые не подлежат оценке судом. Суд не вправе проверять обоснованность решений, принимаемых применительно к конкретным фактам, повлекшим формирование такой позиции членов комиссии и представительного органа. Проверке подлежит только процедура принятия этих решений.

Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, чего в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований Саладиной Т.А. следует отказать.

руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Саладиной ... к Государственному Совету Республики Коми, председателю Государственного Совета Республики Коми Усачёву Сергею Анатольевичу о признании решения от ** ** ** о лишении выступления до конца заседания сессии незаконным – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Койкова