РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2018 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Антипиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1191/2018 по административному иску ИНН к Администрации Ангарского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности признать малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ИНН обращаясь в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненного иска в порядке ст. 46 КАС РФ, указал, что проживает в служебном жилом помещении по адресу: ... иного жилья не имеет. Обратился в КУМИ АГО с заявлением о постановке его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В постановке на учет ему было отказано, т.к. с точки зрения КУМИ АГО он не является малоимущим. С расчетом, приведенным административным ответчиком, он не согласен, расчет произведен с нарушением установленного порядка. При расчете дохода истцом учтена рыночная стоимость транспортного средства, находящегося в его собственности. Оценка рыночной стоимости не производилась, без его согласия административным ответчиком самостоятельно определена рыночная стоимость транспортного средства. Заявление рассмотрено с нарушением административного регламента. Отказ КУМИ АГО нарушает его право на получение жилья по договору социального найма. Просит признать незаконным отказ КУМИ АГО от ** в постановке его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, возложить на КУМИ АГО обязанность признать его малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, возложить на администрацию АГО обязанность поставить его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в 10-днвеный срок с момента вступления решения в законную силу.
В судебное заседание административный истец ИНН не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ИНН требования подержал, по основаниям указанным в иске.
В судебном заседании представитель административного истца – МОЕ, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном административном иске. Суду дополнила, что при рассмотрении заявления ИНН административным ответчиком допущены нарушения при подсчете доходов ИНН. Вывод КУМИ АГО о стоимости имущества не подтверждён допустимыми доказательствами, истец согласие на проведение оценки сотрудниками ответчика не давал. С учетом того, что неверно произведен расчет доходов, отказ вынесен незаконно. Просит иск удовлетворить в полном объеме
Представитель административного ответчика администрации АГО – АОО, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом АГО не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Заявлений и ходатайств суду не представлено, возражений по иску не направлено.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Во исполнение положений ст. 49 ЖК РФ на территории Иркутской области принят Закон Иркутской области от 17.12.2008 г. № 125-оз «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз).
В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз установлено, что настоящий Закон в соответствии с ЖК РФ устанавливает порядок признания граждан малоимущими, порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления на основании документов о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Перечень документов, представляемых гражданами в орган местного самоуправления для признания граждан малоимущими, определяется законом области о порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз установлено, что граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления суммы доходов всех членов семьи, полученных ими в течение расчетного периода, на двенадцать месяцев и на количество членов семьи (ст. 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008№ 125-оз).
В целях признания граждан малоимущими органами местного самоуправления учитывается имущество, находящееся в собственности членов семьи и подлежащее налогообложению, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ч.1 ст. 5 Закона Иркутской области от 17.12.2008№ 125-оз).
Пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз определено, что в отношении недвижимого имущества (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения, подлежащие обложению налогом на имущество физических лиц), транспортных средств - по рыночной стоимости данного имущества. Оценка рыночной стоимости имущества производится собственником в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Законом. По заявлению гражданина оценка рыночной стоимости имущества производится органом местного самоуправления по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 23.06.2016 N 1504-па утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"
Разделом 1 пунктом 1.3 Административного регламента определены категории заявителей, имеющих право на предоставление муниципальной услуги, проживающих на территории Ангарского городского округа, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: а) признанные малоимущими в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, законом Иркутской области, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; б) признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, категории граждан; в) определенные законом Иркутской области категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Иркутской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - заявители).
Пунктом 2.7.1 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются: несоответствие заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему административному регламенту; заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание; непредставление заявителем (его представителем) документов, указанных в подпунктах 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5 пункта 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 2.8.1.1 Административного регламента установлено, что в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае если из представленных документов и (или) ответа на межведомственные запросы, и (или) документов, имеющихся в распоряжении Комитета, следует, что заявитель не может быть отнесен ни к одной из категорий граждан, установленных подпунктом 1.3.1 пункта 1.3 раздела 1 настоящего административного регламента.
Судом установлено:
**ИНН обратился в администрацию Ангарского городского округа с заявлением о постановке его (состав семьи 1 человек) на учет как гражданина нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К заявлению представлены копия паспорта, справка о составе семьи, договор найма жилого помещения, справка ГИБДД, свидетельство о рождении, сведения о доходах, справка МСЭ и иные документы, подтверждающие материальное положение.
Материалы личного дела по заявлению ИНН содержат расчет доходов заявителя за период ****. Из указанного усматривается, что при расчете доходов учтены доходы по заработной плате, пенсия, а также рыночная стоимость транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска в размере № рублей.
Размер денежных средств, которые гражданин может накопить в течении 3 лет рассчитан по формуле, установленной ч.3 ст.3 Закона Иркутской области от 17.12.2008№ 125-оз, и составил № рублей.
** Комитет по управлению муниципальным имуществом АГО в лице председателя комитета БКС отказал ИНН в принятии на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для отказа явилось то, что из представленных ИНН документов установлена невозможность отнесения ИНН к категории малоимущих в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008№ 125-оз. В соответствии с пп. 2.8.1.1 пункта 2.8 раздела 2 Административного регламента отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается в случае, если из представленных документов и (или) ответа на межведомственный запрос, и (или) иных документов, имеющихся в распоряжении Комитета, следует, что заявитель не может быть отнесен ни к одной из категорий граждан, установленных п. 1.3 раздела 1 Административного регламента.
Анализируя основания для отказа, изложенные в письме от ** КУМИ АГО суд приходит к выводу, что данные основания не основаны на Законе Иркутской области от 17.12.2008№ 125-оз, не соответствуют Административному регламенту предоставления данной муниципальной услуги.
Материалы личного дела по заявлению ИНН не содержат сведений об отчете рыночной стоимости транспортного средства находящегося в собственности ИНН, как и не содержатся документов и (или) ответов на межведомственные запросы, и (или) документов, имеющихся в распоряжении Комитета, объективно подтверждающих стоимость транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска в размере № рублей. Расчет, произведенный КУМИ АГО, не является экономически обоснованным, не представлено доказательств, объективно подтверждающих право служащих КУМИ АГО на определение рыночной стоимости имущества.
В качестве доводов в обосновании возражений по иску административным ответчиком администрацией АГО указано, что в связи с не предоставлением ИНН сведений о рыночной стоимости имущества, оценка рыночной стоимости была произведена органом местного самоуправления по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, запросить данную информацию в порядке межведомственного запроса не представлялось возможным.
Указанный довод не может быть принят судом, т.к. противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз которым установлено, что только по заявлению гражданина оценка рыночной стоимости имущества производится органом местного самоуправления по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области.
Учитывая доводы административного ответчика о том, что произведение запроса о рыночной стоимости транспортного средства в порядке межведомственного взаимодействия не возможно, суд приходит к выводу, что сведения о рыночной стоимости транспортного средства могут быть получены только из отчета оценщика, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, имелись основания в соответствии с п. 2.7.1 Административного регламента для отказа ИНН в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно не предоставлением заявителем отчета о рыночной стоимости имущества либо заявления об определении рыночной стоимости имущества рыночной стоимости органом местного самоуправления.
Суд приходит к выводу, что размер денежных средств, которые ИНН способен накопить в течение трех лет определен с существенными нарушениями. Данный расчет не может быть положен в обоснование отказа в предоставлении муниципальной услуги, поскольку получен органом местного самоуправления с нарушением закона, а именно статье 5 Закона Иркутской области от 17.12.2008 г. № 125-оз.?
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца ИНН в части признания незаконным отказа КУМИ АГО, выраженного в письме № от **, в постановке на учет ИНН в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма обоснованы и подлежат удовлетворению, т.к. доказательств подтверждающих обоснованность расчета доходов при отнесении ИНН к категории малоимущих граждан материалы дела не содержат.
Разрешая требования ИНН о возложении на административных ответчиков обязанности по признанию его малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, и постановке на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, т.к. в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти не могут возлагать на государственный орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что наиболее верным способом восстановления прав, свобод и законных интересов административного истца будет возложение на администрацию Ангарского городского округа, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского горского округа, обязанности повторно рассмотреть заявление ИНН о его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИНН к Администрации Ангарского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, выраженный письме № от **, в постановке на учет ИНН в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Возложить на администрацию Ангарского городского округа, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского горского округа, обязанность по устранению допущенного нарушения прав ИНН путем повторного рассмотрения заявления о постановке на учет ИНН в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении требований ИНН к Администрации Ангарского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа о возложении обязанности признать малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть, начиная с 14 июня 2018 года.
Судья Ягжова М.В.