Дело 2а-1191/2022 (2а-6137/2021)
УИД 32RS0027-01-2021-008304-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2022 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Абрамовой Ю.Д.,
с участием административного истца ФИО1, переводчика Р., представителя административного ответчика УФСИН России по Брянской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Брянской области, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, помощнику начальника Управления по соблюдению прав в УИС УФСИН России по Брянской области ФИО3 о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 19.07.2021 г. им было подано заявление об ознакомлении с представлением Прокуратуры Брянской области к УФСИН России по Брянской области, в связи с не рассмотрением его заявлений на узбекском языке в прокуратуру Брянской области, которое было перенаправлено в адрес УФСИН России по Брянской области. УФСИН России по Брянской области ответом от 01.10.2021 г. отказало предоставить копию представления и (или) осуществить ознакомление с ним. Как полагает истец он как заинтересованное лицо, в соответствии с законом №59-ФЗ от 02.05.2006г. имел право ознакомиться с любым материалом, если в нем не имеются сведения государственной тайны. Таким образом, как указал истец его право гарантированное законом нарушено. Кроме того, заявление было подано на узбекском языке, однако ответ не был представлен на языке обращения, в связи с чем истец понес дополнительные затраты для перевода ответа.
На основании изложенного истец просил суд признать действия и ответ УФСИН России по Брянской области от 01.10.2021 г. незаконными в части не ознакомления и не предоставления копии представления Прокуратуры Брянской области к УФСИН России по Брянской области и не предоставления ответа на языке обращения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель УФСИН России по Брянской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на то, что запрашиваемое ФИО1 представление Прокуратуры Брянской области является служебным документом, действующим законодательством не предусмотрено направление лицам переписки между двумя ведомствами.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из административного искового заявления следует, что истец оспаривает действия и ответ УФСИН России по Брянской области от 01.10.2021 г., с административным иском в суд административный истец обратился 26.10.2021 г., тем самым срок обращения с административным исковым заявлением не пропущен.
Как установлено судом, приговором Советского районного суда г. Красноярска от ФИО1 осужден к 17 годам лишения свободы по ч.3 ст. 186 УК РФ. С отбывает наказание в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
19.07.2021 г. ФИО1 обратился прокуратуру Брянской области с заявлением на узбекском языке об ознакомлении с представлением Прокуратуры Брянской области к УФСИН России по Брянской области, в связи с не рассмотрением его заявлений на узбекском языке в прокуратуру Брянской области.
Прокуратура Брянской области переадресовала обращение ФИО1 от 19.07.2021 г. в УФСИН России по Брянской области.
01.10.2021 г. УФСИН России по Брянской области направлен ответ ФИО1, из которого следует, что представление прокуратуры Брянской области является служебным документом, который подписан должностным лицом прокуратуры Брянской области и адресован начальнику Управления. В соответствии с п. 17 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 10.08.2011 г. № 463, служебные документы и их копии не могут быть переданы третьим лицам.
Разрешая административный иск, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.
В соответствии со ст. 68 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в том числе, в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации; во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.
В соответствии с п. 16 Приказа ФСИН России от 10 августа 2011 г. № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы» официальное делопроизводство в учреждениях и органах УИС ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
В силу ч.4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кроме того, согласно ч.5 ст.12 УИК РФ ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
Судом установлено, что штатное расписание УФСИН России по Брянской области и подведомственных учреждений не предусматривает должности переводчика с узбекского на русский язык. В штате ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю так же должность переводчика с узбекского на русский язык не предусмотрена.
Учитывая то, что УФСИН России по Брянской области на обращения ФИО1 даны ответы на государственном языке РФ, перевод ответов на обращения на узбекский язык должен обеспечиваться учреждением, исполняющим наказание, в котором заявитель содержится, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика УФСИН России по Брянской области нарушений прав ФИО1 при даче ему ответов на русском языке.
Как следует из п.2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1).
В силу абзаца третьего части 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24 названного федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
По правилам п.17 Приказа ФСИН России от 10.08.2011 N 463 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" содержание служебных документов не подлежит разглашению, передача служебных документов, их копий, проектов в другие учреждения, органы и организации, не входящие в УИС, допускается только с разрешения руководителя учреждения и органа УИС.
Принимая во внимание, что представление Прокуратуры Брянской области является служебным документом, который адресован начальнику УФСИН России по Брянской области, нормы действующего законодательства не обязывают разглашать их содержание иным лица, то отказ ответчика УФСИН России по Брянской области ФИО1 является обоснованным.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Э.В. Артюхова
Резолютивная часть решения суда оглашена 05.08.2022 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.08.2022 г.