РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2018 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Потаповой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой А.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Тульской таможни по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1193/18 по административному иску ФИО1 к Тульской таможне о признании решения по пассажирской таможенной декларации незаконным, обязании принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение,
установил:
административный истец ФИО1, с учетом уточнения, обратился в суд с административным исковым заявлением к Тульской таможне о признании решения по пассажирской таможенной декларации незаконным, обязании принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком дата вынесено решение № об отказе в выпуске в свободное обращение принадлежащего ему транспортного средства для личного пользования, в связи с несоблюдением им условий, предусмотренных пп. б п. 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от дата№, а именно: ввоз транспортного средства на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, что нарушает его права и законные интересы как члена семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о чем ему выдано свидетельство от дата, зарегистрированное соответствующим образом дата Полагает, что административный ответчик неверно определил дату, не позднее которой должен осуществляться ввоз транспортного средства на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания, производя отсчет 18 месяцев от даты регистрации его в качестве участника выше упомянутой Государственной программы, то есть с дата, проставленной на второй странице указанного свидетельства, без ссылки на какой-либо нормативно-правовой документ.
На основании вышеизложенного, просил признать незаконным решение Тульской таможни от дата об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного пользования, сведения о котором заявлены в пассажирской таможенной декларации № и принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление с учетом его уточнения поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Тульской таможни по доверенности ФИО2 исковое заявление с учетом его уточнения не признал, просил отказать в его удовлетворении, в том числе по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В силу положений статьи 3 КАС Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
По смыслу ст.4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 8,9,11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме; суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза {далее - Союз), их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларирование и выпуском товаров для личного пользования, особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров определены главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее -ТКЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способов их перемещения через государственную границу Союза совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза либо в таможенном органе государства-члена, на территории которого постоянно или временно приживает либо временно пребывает физическое лицо, которое может выступать декларантом таких товаров.
Согласно пункту 3 статьи 258 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, для их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами должны быть выпущены таможенными органами.
Исходя из положений пункта 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.
Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, на основании пункта 6 статьи 258 ТКЕАЭС, определен Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 (далее - Порядок).
В соответствии со статьей 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
На основании статьи 261 ТК ЕАЭС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член либо получение иностранным физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Пунктом 1 статьи 262 ТК ЕАЭС установлено, что в зависимости от заявленной при таможенном декларировании товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях, цели их ввоза на таможенную территорию Союза и (или) нахождения на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза такие товары подлежат выпуску: в свободное обращение; для вывоза; для временного нахождения на таможенной территории Союза; для временного нахождения вне таможенной территории Союза.
В силу пункта 2 статьи 262 ТК ЕАЭС выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, в свободное обращение или для вывоза производится таможенным органом при условии, что:
1) уплачены таможенные пошлины, налоги в соответствии с главой 37ТК ЕАЭС с учетом пункта 3 настоящей статьи;
2) соблюдены запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС;
3) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены всоответствии с законодательством государств-членов, и срок их уплатыустановлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации пассажирскойтаможенной декларации.
В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Союза, приобретают статус товаров Союза с момента их выпуска в свободное обращение, за исключением следующих категорий товаров:
1) транспортные средства для личного пользования, ввозимые в соответствии со статьями 298 и 299 ТК ЕАЭС;
2) товары, в отношении которых установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению в соответствии с пунктом 8 статьи 266 ТК ЕАЭС.
Товары для личного пользования, которые приобрели статус товаров Союза, находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по пользованию и (или) распоряжению.
Положениями статьи 266 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Евразийской экономической комиссией в зависимости от способа ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 утвержден Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов {далее — Перечень).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Перечня иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
-ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
- авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
-таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
Таким образом, международные договоры и акты, составляющие право Союза предусматривают возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов ввозимых на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, принадлежащих иностранным физическим лицам, переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
При этом для освобождения от уплаты таможенных платежей необходимо быть признанным переселившимся на постоянное место жительства, а также иметь документ, подтверждающие такое признание.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС иностранное лицо — лицо, не являющееся лицом государства-члена.
Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС лицо государства-члена -юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена.
Порядок признания иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а так же выдача документа, подтверждающего такое признание, законодательством Российской Федерации не урегулирован. В связи с этим при установлении такого факта необходимо принимать во внимание совокупность всех обстоятельств, подтверждающих такой факт.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 года №817 утверждено описание бланка свидетельства. П.8 описания предусмотрено, что на странице 2 бланка свидетельства проставляются отметки о регистрации участника Государственной программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы. Отметка производится путем проставления оттиска штампа либо путем внесения записи с указанием даты регистрации и наименования Территориального органа Федеральной миграционной службы.
Письмом ФТС от 11.01.2013 г. №01-11/00239 «о дате прибытия (переселения) физических лиц на постоянное место жительства» установлено, что при определение в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию физического лица, являющегося участником Государственной программы, в качестве такой даты следует рассматривать дату проставления на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы отметки о регистрации в территориальном органе ФМС России.
Из этого следует, что дата прибытия, которую в свидетельство вносит орган Федеральной миграционной службы, а не таможня, имеет значение для определения права лица на беспошлинный ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Судом установлено, что Я.К.В. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в сведениях о членах семьи указаны: истец - ФИО1, приходящийся Я.К.В. отцом, Я.К.К., Я.А.К., приходящиеся Я.К.В. дочерьми. Отметка о регистрации участника Государственной программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы – УФМС России по Рязанской области поставлена дата, что подтверждается соответствующим свидетельством №.
Административный истец переселился из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 {далее - Государственная программа), и получил гражданство Российской Федерации.
дата на Московский таможенный пост Тульской таможни им подана ПТД № в отношении принадлежащего ему транспортного средства ТС, № года выпуска, VIN №, с целью его выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании подпункта «б» пункта 6 Перечня.
На оборотной стороне данной декларации от этого же дня указано, что отказано в выпуске в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пп. б п. 6 приложения №3 к Решению совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года № 107, а именно, ввоз автотранспортного средства на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществлено должно быть не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселяемым на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена. Поскольку декларация подана за пределами установленного пп. «б» п. 6 Перечня 18-ти месячного срока, то для осуществления выпуска в свободное обращение автомобиля ВАЗ21099 необходимо оплатить таможенное пошлины, налоги в размере 363068 руб. 16 коп.
Как следует из свидетельства участника Государственной программы №, приложенного к указанной выше ПТД, административный истец является членом семьи участника Государственной программы.
Из Государственной программы следует, что соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие намерение переселиться в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, могут стать участниками Государственной программы.
Участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.
Член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:
супруг (супруга);
дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);
родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);
дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.
В соответствии с пунктом 13 Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
Пунктом 15 Государственной программы установлено, что решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания.
Согласно пункту 16 Государственной программы соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.
Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца (пункт 18 Государственной программы).
Пунктом 44 Государственной программы установлено, что участники Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 46 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы является документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного имущества через Государственную границу Российской Федерации на указанных в Государственной программе условиях.
В соответствии с пунктом 26 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 № 403, свидетельство подтверждает статус участника Государственной программы, его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения, в том числе обязательства субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы.
В силу п. 8 Описания бланка свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817, на станице 2 бланка свидетельства проставляются отметки о постановке на учет в качестве участника Государственной программы в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отметки производятся путем проставления оттиска штампа либо путем внесения записи с указанием дня постановки на учет и наименование территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На текущий момент международные договоры и акты, составляющие право Союза, и законодательство Российской Федерации о таможенном деле не содержат каких-либо специальных норм, касающихся участников Государственной программы и членов их семей. Ввиду чего, несмотря на наличие особого статуса для переселенцев - участников Государственной программы и членов их семей, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов для таких лиц предоставляется на общих основаниях в соответствии с Перечнем.
Исходя из системного анализа приведенных положений нормативных правовых актов в их совокупности и взаимной связи, постановка на учет в качестве участника Государственной программы в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется после прибытия участника Государственной программы и членов его семьи на выбранную ими территорию вселения.
Таким образом, в связи с тем, что свидетельство участника Государственной программы является документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации, а выдача документа, подтверждающего признание участника Государственной программы переселившимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства Государственной программой не предусмотрено, то в качестве даты выдачи такого документа рассматривается дата проставления на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы отметки о регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, собственник транспортного средства, являясь участником Государственной программы либо членом его семьи, вправе при одновременном выполнении указанных выше условий задекларировать автомобиль с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно отметке на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы №, участник Государственной программы и члены его семьи, в том числе административный истец, поставлены на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации в Рязанской области (выбранный субъект Российской Федерации в качестве территории вселения) дата.
Таким образом, ПТД № подана Яковина на Московский таможенный пост Тульской таможни и зарегистрирована таможенным органом дата, т.е. за пределами установленного подпунктом «б» пункта 6 Перечня 18-ти месячного срока.
В случае несоблюдения хотя бы одного перечисленных условий освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза лицами, переселяющимися в государство-член на постоянное место жительства, совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском в свободное обращение таких транспортных средств осуществляется в общем порядке с уплатой таможенных пошлин, налогов по ставкам, установленным в Таблице 2 Приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107.
В соответствии с пунктом 11 Порядка при несоблюдении декларантом условий, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Отказ в выпуске товаров оформляется путем внесения в раздел «Для служебных отметок» основного формуляра декларации записи: «Отказано в выпуске в связи с...» с указанием мотивированной причины и даты отказа. Запись заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа.
Экземпляр декларации с отказом в выпуске либо копия такой декларации, заверенная оттиском лично номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа, выдается декларанту.
Обжалуемое решение Московского таможенного поста Тульской таможни принято в соответствии с требованиями пункта 11 Порядка - в разделе «Для служебных отметок» основного формуляра декларации имеется соответствующая запись с указанием мотивированной причины и даты отказа. Запись заверена оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица Московского таможенного поста Тульской таможни.
Декларация с оформленным отказом в выпуске возвращена административному истцу.
Довод Яковина о том, что датой выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в его случае является дата проставления отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации, приведенный со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», основан на неправильном толковании норм права, является незаконным и необоснованным.
Так, Закон Российской Федерации от 25.06.93 № 5242-1 раскрывает конституционное право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
На основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.93 № 5242-1, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Более того, Закон Российской Федерации от 25.06.93 № 5242-1 не является частью миграционного законодательства Российской Федерации, его положения не связаны с порядком переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом.
Физических лиц, переселяющихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, можно разделить на следующие категории:
1) беженцы (статус регламентирован Федеральным законом от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах»);
2) вынужденные переселенцы (статус регламентирован Законом Российской Федерации от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»);
физические лица, переселяющиеся в соответствии с Государственнойпрограммой;
физические лица, переселяющиеся в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации о регулировании процесса переселения изащите прав переселенцев (действуют международные договоры с РеспубликойЛатвия и Туркменистаном);
физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства внеуказанных актов законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется лицами на равных основаниях.
Следовательно, соответствующая ссылка административного истца приведена в нарушение указанных норм права и ставит в неравное положение различных участников процесса переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.
Яковина не представил суду доказательства, подтверждающие объективные причины, препятствующие своевременному совершению таможенных операций, связанных с таможенным декларированием транспортного средства в пределах установленного 18-ти месячного срока с даты проставления отметки на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы, данные причины административным истцом не заявлялись.
Таможенным кодексом Таможенного союза РФ административному истцу предоставлялось право на освобождение от таможенного сбора как переселенцу, однако он данным правом в установленные законом сроки не воспользовался, не обосновал пропуск срока для обращения.
Более того, следует отметить, что согласно разъяснениям Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Исследованные судом доказательств дают основания полагать, что административным ответчиком ответом на обращение не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом указанных обстоятельств, у суда нет оснований для вмешательства в деятельность ответчика и освобождения административного истца от уплаты таможенных платежей на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства ВАЗ21099, 1992 года выпуска, VIN ХТА210990N1014150, поскольку административным ответчиком легитимно, в установленные сроки и в рамках своих полномочий принято оспариваемое решение. Таким образом, анализируя исследованные доказательства в совокупности с требованиями законодательства, в том числе положениями ст.ст. 59,62,84 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований с учетом их уточнений в полном объеме ввиду их незаконности и необоснованности.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Яковине Василию Тимофеевичу в удовлетворении административного иска по административному делу № 2а-1193/18 по административному иску ФИО1 к Тульской таможне о признании решения по пассажирской таможенной декларации незаконным, обязании принять решение о выпуске автомобиля в свободное обращение, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2018 г.
Председательствующий Потапова Н.В.