Дело № 2а-1193/2018
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года г, Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Полянской Е.Н.
при секретаре Олиной А.А.,
с участием представителя
административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании ответов на обращения незаконными, возложении обязанности рассмотреть заявления по существу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивировав требования тем, что является многодетным гражданином, и имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка.
13.04.2017 на личном приеме представителем истца в Департамент были сданы заявления (вх. № Я- 6966, Я-6967, Я-6968, Я-6969, Я-6970, Я-6971, Я-6973, Я-6974) о предоставлении в собственность земельного участка. Согласно поступившим ответам на заявления ответчик включил его в очередь на получение земельного участка в собственность бесплатно, но не рассмотрел заявления и приложенные к ним схемы расположения земельного участка по существу. Заявления ответчик не рассмотрел, так как при подаче в департамент нового заявления должен быть повторно предоставлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово- лицевого счета или домовой книги), либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово- лицевого счета или домовой книги, выданной не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Представителем ФИО2 на личном приеме при подаче заявлений в департамент были представлены копии домовой книги по адресу <адрес> на 10 листах в 1 экземпляре, так как выписку из домовой книги в УВМ ГУ МВД России по краю выдать истцу отказались.
Полагает, что ответчик не рассмотрел его заявлении по существу, так как не утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или не представил многодетному отцу мотивированный отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», который содержит основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность многодетным гражданам. На данном этапе Языков хочет признать незаконными ответы департамента о том, что он не представил выписку и поэтому его заявления не рассмотрели.
Просит признать ответы № Я- 6966, Я-6967, Я-6968, Я-6969, Я-6970, Я-6971, Я-6973, Я-6974 незаконными, обязать административного ответчика рассмотреть его заявления от13.04.2017 № Я- 6966, Я-6967, Я-6968, Я-6969, Я-6970, Я-6971, Я-6973, Я-6974 по существу на дату обращения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 09.02.2017, представившая диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, причин неявки не сообщил.
В силу ст.150 КАС РФ, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, суд рассматривает дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа
Статьей 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" установлено, что многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Согласно статье 29.1 названного Закона, многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В числе прилагаемых документов указан документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления «пункт «г».
В соответствии со ст.29.2 Закона, при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка:
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка;
- орган местного самоуправления поселения, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, направляет информацию о поступивших заявлениях в орган местного самоуправления муниципального района для включения заявителей в формируемую этим органом очередь на предоставление земельного участка.
Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.
Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной Правительством края.
Согласно ст.29.4 Закона, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 29.6 Закона предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка:
а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов);
б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя;
в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота;
г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность;
д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован;
е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;
ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
При отказе в предоставлении земельного участка по основанию, установленному в подпункте "ж" пункта 2 настоящей статьи, заявитель снимается с очереди на предоставление земельного участка.
При отказе в предоставлении земельного участка по иным основаниям заявитель не снимается с очереди, ему разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении другого земельного участка, доводится информация о размещении на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет перечня, указанного в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона, а также направляется извещение в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 29.2 настоящего Закона. При этом при подаче в орган, принявший решение об отказе в предоставлении земельного участка, нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является отцом троих детей: Я.Д.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я.С.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Я.Е.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
13.04.2017 ФИО2 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, в зоне жилой усадебной застройки (Ж1); площадью 1 259 кв.м., для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-25421, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на ситуационном плане территории.
В приложениях к указанном заявлению указаны копия домовой книги по адресу Автомобилистов, 39 (с предъявлением оригинала), копия доверенности ФИО2, схема расположения земельного участка на ситуационном плане территории.
Указанное заявление зарегистрировано за входящим номером Я-6971 от 13.04.2017
10.05.2017 за исходящим номером Я-6971 административному истцу был дан письменный ответ об отказе в предоставлении земельного участка, в котором указано, что в соответствии с пунктом 21 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 19.07.2013 №156-р, при подаче в департамент горимущества нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово- лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово- лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Истцом не представлен документ, подтверждающий совместное проживание с детьми(выписка из финансово- лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка, на основании чего основания для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка отсутствуют.
Дополнительно истцу доводится информация о том, что при сопоставлении представленной им схемы с данными информационной базы департамента горимущества, установлено, что испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земельный участок, в отношении которого во исполнение решения Свердловского районного суда от 19.10.2016 по делу № 2-7831/16 распоряжением администрации г. Красноярска от 27.01.2017 №382-недв утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления земельного участка в аренду путем проведения аукциона. На основании вышеизложенного, истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Так же 13.04.2017 административным истцом было подано заявление в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, в зоне жилой усадебной застройки (Ж1); площадью 1 322 кв.м., для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-25421, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на ситуационном плане территории, с приложением аналогичных документов.
Указанное заявление зарегистрировано за входящим номером Я-6970 от 13.04.2017.
10.05.2017 истцу был дан письменный ответ за исходящим номером Я-6970 об отказе в предоставлении земельного участка, в котором административный ответчик указывает на непредоставление истцом документа, подтверждающего совместное проживание с детьми, на основании чего основания для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка отсутствуют.
Дополнительно истцу доводится информация о том, что при сопоставлении представленной им схемы с данными информационной базы департамента горимущества установлено, что испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земельный участок, в отношении которого во исполнение решения Свердловского районного суда от 19.10.2016 по делу № 2-7831/16 распоряжением администрации г. Красноярска от 27.01.2017 №382-недв утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления земельного участка в аренду путем проведения аукциона, а так же земельный участок, в отношении которого распоряжением администрации г. Красноярска от 30.12.2016 №6698-недв утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории иному лицу. На основании вышеизложенного, истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Так же 13.04.2017 истец подал административному ответчику заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, в зоне жилой усадебной застройки (Ж1); площадью 1 437 кв.м., для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-25421, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на ситуационном плане территории, с приложением аналогичных документов.
Указанное заявление зарегистрировано за входящим номером Я-6966 от 13.04.2017.
10.05.2017 истцу был дан письменный ответ за исходящим номером Я-6966 об отказе в предоставлении земельного участка, в котором административный ответчик указывает на непредоставление истцом документа, подтверждающего совместное проживание с детьми на основании чего основания для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка отсутствуют.
Дополнительно истцу доводится информация о том, что при сопоставлении представленной им схемы с данными информационной базы департамента горимущества установлено, что испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земельный участок, в отношении которого распоряжением администрации г. Красноярска от 30.12.2016 №6698-недв утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории иному лицу. На основании вышеизложенного, истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Кроме того, 13.04.2017 истец подал административному ответчику заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, в зоне жилой усадебной застройки (Ж1); площадью 751 кв.м., для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-25421, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на ситуационном плане территории, с приложением аналогичных документов.
Указанное заявление зарегистрировано за входящим номером Я-6969 от 13.04.2017.
11.05.2017 административному истцу был дан письменный ответ за исходящим номером № Я-6969 об отказе в предоставлении земельного участка, в котором административный ответчик указывает на непредоставление истцом документа, подтверждающего совместное проживание с детьми на основании чего основания для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка отсутствуют.
Дополнительно истцу доводится информация о том, что согласно заключению по состоянию земельного участка от 04.05.2017 №Т- 6663 установлено, что на территории испрашиваемого земельного участка расположен объект капитального строительства (гараж), ввиду чего сформировать земельный участок, согласно представленной схемы указанной площадью, с учетом границ территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), границ квартала, наличия прав третьих лиц и предельных параметров не представляется возможным.
Копия заявления о предоставлении земельного участка за номером Я-6973 от 13.04.2017 административным истцом в материалы дела не представлена.
Вместе с тем, имеется ответ административного истца от 10.05.2017 на входящие обращения №Я- 6973 и Я-6974 «Об отказе в предоставлении земельного участка», из которого следует, что ввиду непредоставления истцом документа, подтверждающего совместное проживание с детьми, основания для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка отсутствуют.
Дополнительно истцу доводится информация о том, что при сопоставлении представленных им схем с данными информационной базы департамента горимущества установлено, что испрашиваемые им земельные участки расположены в границах охранной зоны ФГБУ «Государственный природный заповедник «Столбы», установленной постановлением администрации Красноярского края №262-П от 20.05.1994, и установленной в составе Приложения к Правилам землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 №В-122.
На основании вышеизложенного, истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2016 №2326-р от 01.11.2016 утвержден перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в соответствии с которым сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации могли быть запрошены административным ответчиком в порядке информационного взаимодействия.
В этой связи, суд находит незаконными ответы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Я- 6966 от 10.05.2017, № Я-6969 от 11. 05.2017, № Я-6970 от 10.05.2017, Я-6971 от 10.05.2017, Я-6973, от 10.05.2017 в части возложения на ФИО2 обязанности предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с детьми.
Вместе с тем, как видно из содержания обжалуемых ответов, несмотря на ссылку на непредоставление документов, заявления административного истца были рассмотрены по существу, и отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков в каждом из обжалуемых ответов мотивирован конкретными приведенными выше обстоятельствами, в силу пункта 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» являющимися основаниями для отказа в предоставлении земельного участка: поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт «а»); изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота (подпункт «в»); ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая (подпункт «г»).
Таким образом, заявления административного истца № Я- 6966 № Я-6969 № Я-6970, Я-6971, Я-6973, вопреки его доводам, были рассмотрены административным ответчиком по существу, основания для отказа в предоставлении земельных участков обоснованы ссылками на пункта 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и законодательство, регулирующее земельные правоотношения, в связи с чем оснований для возложения на департамент обязанности повторно рассмотреть их по существу суд не усматривает.
Указанные административным истцом в иске заявления №Я-6967, Я-6968, так же как и копии данных на них ответов №Я-6967, Я-6968 суду не представлены, в связи с чем обоснованность этих ответов не может быть проверена судом, и оснований для признания их незаконными и возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть их по существу суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления удовлетворить частично.
При знать незаконными ответы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Я- 6966 от 10.05.2017, № Я-6969 от 11. 05.2017, № Я-6970 от 10.05.2017, Я-6971 от 10.05.2017, Я-6973, от 10.05.2017 в части возложения на ФИО2 обязанности предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с детьми.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская