УИД: 23RS0045-01-2019-000201-76 К делу №2а-1193/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славянск-на-Кубани 02 октября 2019 года
Судья Славянского городского суда Краснодарского края Диденко Д.Ю.,
при секретаре Шестопал Н.С.,
с участием: административного истца - ФИО1,
представителя административного ответчика - ФИО2,
действующей на основании доверенности (...) от 18.10.2018 года, предоставившей: диплом бакалавра (...), регистрационный (...) от 30.06.2016 года, диплом магистра (...), регистрационный (...) от 02.07.2018 года;
представителя заинтересованного лица МУП МО Славянский район «Агентство территориального развития» ФИО3,
действующей на основании распоряжения администрации МО «Славянский район» (...) от 03.12.2018 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое
заявление ФИО1 к администрацииСлавянского городского поселения Славянского района о признании
незаконным отказа администрации Славянского городского поселения
Славянского района,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Славянского городского поселения Славянского района о признании незаконным отказа администрации Славянского городского поселения Славянского района, согласно которому указал, что в соответствие протоколу от 06.12.2018 года, №3 заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР» ФИО1 (Арендатор), призван победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...). Согласно пункту 3 протокола от 06.12.2018 года, №3 заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР» цена предмета аукциона, определённая по результатам аукциона, составила сумму в размере 1906738 рублей. Пунктом 4 постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от 18.10.2018 года, №1268 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (...) определено существенное условие заключения договора аренды земельного участка: в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику направляется три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка. При этом, размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Действуя разумно и добросовестно, исходя из буквального смысла положений п.16 ст.39.11 ЗК РФ и презумпции добросовестности администрации Славянского городского поселения Славянского района (арендодатель), истец подписал протокол от 06.12.2018 года, №3 заседания единой комиссии по проведению аукционов. Однако, по результатам рассмотрения проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) (В редакции Арендодателя) истцом выявлены существенные нарушения гражданского и земельного законодательства. Условия, изложенные в пунктах 3.1. и 3.2. проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), согласно которым арендатор помимо арендной платы обязан уплатить «плату за право заключения договора аренды в размере 1906738 рублей» в течение пяти дней с момента подписания договора, нарушают права и законные интересы истца. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК РФ). Согласно нормам земельного и гражданского законодательства, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства с победителем заключается именно договор аренды земельного участка, являвшегося предметом аукциона, а не договор купли-продажи права. Цена же за право на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства представляет собой размер ежегодной арендной платы, который определяется по результатам этих торгов (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 года, №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»), а не самостоятельной платой по самостоятельному договору. Таким образом, обязанность арендатора земельного участка уплатить арендодателю, помимо арендной платы, иной платёж (плата за право заключении договора аренды), не являвшийся арендной платой, противоречит существу арендных правоотношений (статья 606 ГК РФ, статьи 22, 39.7, 39.11 ЗК РФ) и требованиям законодательства Российской Федерации. По результатам рассмотрения проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) (в редакции Арендодателя) истцом 20.12.2018 года, в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 (...), что подтверждается отметкой общего отдела администрации о принятии указанного протокола разногласий. Согласно ответу администрации от 29.12.2018 года, (...) указанный выше протокол разногласий согласованию не подлежит. Ответчик, отказываясь от подписания протокола разногласий, сослался, в том числе, на положения п.8 ст.448 ГК РФ, согласно которому условия договора, заключённого по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путём проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах. При этом, администрацией не учтено, что запрет на изменение условий договора, заключаемого по результатам торгов, возможен только в части тех существенных условий договора (определенных в аукционной документации), которые непосредственно могли повлиять на правовую природу (квалификацию) заключаемой сделки и от которого зависит результат определения победителя торгов. В иных случаях, при возникновении между сторонами разногласий на стадии заключения договора по результатам торгов, стороны не лишены возможности передать их на рассмотрение суда в порядке статей 445, 446 ГК РФ. В таком случае, условия договора определяются в соответствии с решением суда. Предложенные истцом поправки в проект договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) не противоречат положениям законодательства об аренде и задатке, и не приводят по существу к изменению условий договора, предусмотренных аукционной документацией. Действия истца направлены на урегулирование разногласий к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) и обусловлены неточностью изложения оферты в информационном сообщении и проекте спорного договора аренды. Действия истца не противоречат положениям статей 445 и 448 ГК РФ, а также не ущемляют прав других участников аукциона. Направление истцом протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) не свидетельствует об отказе истца от заключения спорного договора аренды, напротив, истец действуя добросовестно, уплатил арендную плату за период с 17.12.2018 года, по 31.12.2018 года, что подтверждается соответствующим платёжным документом и обратился с заявлением о выдаче градостроительного плана на спорный земельный участок. Истцом направлено в адрес ответчика уведомление о приостановлении внесения арендных платежей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) за период с 01.01.2019 года, по дату подписания администрацией протокола разногласия к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...). С учётом отсутствия у истца по вине администрации правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером (...) направить уведомление о планируемом строительстве с приложением документов, предусмотренных статьёй 51.1 ГК РФ, не представляется возможным. В свою очередь, арендатор, учитывая то, что положения проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, в редакции администрации противоречат указанным выше положениям гражданского и земельного законодательства, что является недопустимым, исходя из смысла ст.422 ГК РФ, Истец, являясь изначально слабой стороной по спорному договору аренды, вынужден обратиться в суд в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов. Действующее законодательство позволяет взыскателю (истцу) требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта. Просит суд: признать незаконным отказ администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), выраженный в письме от 29.12.2018 года, (...); обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района (в течение 10 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) на условиях арендатора (ФИО1), а именно: пункт 2.4. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 (...) - исключить; пункт 3.1. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции: «Ежегодная арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет сумму в размере 1906738 рублей»; пункт 3.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) - исключить; пункт 3.3. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции «Размер ежегодной арендной платы указанный в пункте 3.1. настоящего Договора устанавливается на весь срок действия настоящего договора ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года следующего за годом в котором заключён указанный договор аренды»; пункт 3.7. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.11.1018 года, (...) изложить в следующей редакции «Арендная плата, подлежащая уплате, за вычетом внесенного задатка в размере 34144 рублей, исчисляется от установленного размера ежегодной арендной платы за участок со дня государственной регистрации договора, за каждый день использования в соответствующий арендный период и вносится арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала; взыскать с администрации Славянского городского поселения Славянского района в пользу ФИО1 судебную неустойку в размере 100000 рублей за каждый день по истечении десятидневного срока с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу и до момента полного исполнения судебного акта.
Согласно представленному заявлению ФИО1 уточнил административные исковые требования и просил суд: признать незаконным отказ администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), выраженный в письме от 29.12.2018 года, (...); обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района в течение 10 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) на условиях арендатора (ФИО1), а именно: пункт 2.4. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) - исключить: пункт 3.1. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции «Ежегодная арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет 1906738 рублей; пункт 3.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 (...) - исключить: пункт 3.3. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции «Размер ежегодной арендной платы указанный в пункте 3.1. настоящего договора, устанавливается на весь срок действия настоящего договора, ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключён указанный договор аренды»; пункт 3.7. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции «Арендная плата, подлежащая уплате, за вычетом внесенного задатка в размере 34144 рублей, исчисляется установленного размера ежегодной арендной платы за участок со дня государственной регистрации договора, за каждый день использования соответствующий арендный период и вносится арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала; признать полностью незаконным решение муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития», выраженное в протоколе от 18.01.2019 года, №4 заседания единой комиссии по проведению аукционов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития»; взыскать с администрации Славянского городского поселения Славянского района в пользу ФИО1 судебную неустойку в размере 100000 рублей за каждый день по истечении десятидневного срока с момента вступления решения суда в законную силу и до момента полного исполнения судебного акта в остальном поддержал доводы, указанные в административном иске.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные административные исковые требования и пояснил суду, что он не уклоняется от заключения договора. Несмотря на то, что он участвовал в аукционе, был направлен протокол разногласий, так как он не согласен с двоякой формулировкой договора. В чём заключается его уклонение в заключении договора, он не знает. Позиция администрации складывается к тому, что он перед аукционом должен был каким-то образом попытаться согласовать проект договора и где это предусмотрено ему не известно. Он действовал согласно гражданскому законодательству. Он не отрицает, что проект договора он видел, он участвовал в торгах, был признан победителем, после чего он действовал по закону. Он составил проект протокола разногласий потому, что в договоре противоречат друг другу два пункта. Одним из существенных условий договора является цена и он цену не оспаривает, но в договоре в первом пункте говорится, что у него единовременно возьмут всю сумму в размере 1900000 рублей и следующий пункт говорит о том, что ещё и ежеквартально он вносит эту сумму, и там не указано, что через год. Арендную плату он оплатил до декабря. Просит суд, удовлетворить заявленные им административные исковые требования в полном объёме.
Представитель административного ответчика - администрации Славянского городского поселения Славянского района ФИО2 заявленные административные исковые требования не признала и суду пояснила, что административный истец после получения договора аренды, направил им протокол разногласий и просил его согласовать. Однако, ответом от 29.12.2018 года, согласование протокола разногласий было отказано, так как договор аренды должен быть заключён по результатам торгов. Помимо ФИО1 ещё участвовали в аукционе четыре человека. Условия, содержащиеся в договоре аренды, были идентичны тем, что содержались в извещении о проведении аукциона, и проекте договора, то есть на момент аукциона у ФИО1 не возникало вопросов в отношении двоякости. Процедура была соблюдена, проект был направлен ФИО1, и вопросы у того возникли почему-то после того как он был признан победителем аукциона. Кроме того, та редакция, которая была предложена ФИО1, ставила его в преимущественное положение по сравнению с другими участниками аукциона, что прямо запрещено ст.448 ГК РФ. По условиям договора, который был на аукционе - арендная плата вносится сначала единовременно в течение пяти дней с момента подписания договора, потом договор регистрируется, и следующая исчисляется только через год, и вносится ежеквартально. А в редакции, предложенной административным истцом по делу, убрано условие, что вносится арендная плата в течение пяти дней с момента подписания договора, а оставлен пункт, что арендная плата вносится ежеквартально. В извещение МУП АТР чётко указано, что осмотр земельных участков производится самостоятельно, с документацией аукциона участники могут ознакомиться у организатора торгов. Законом «О защите конкуренции» предусмотрено правило, в соответствие которому производятся аукционы по заключению договоров аренды на торгах, они утверждены Федеральным Антимонопольным органом, которым издан приказ, где чётко указано, что подавая заявку на участие в аукционе, ФИО1 акцентирует условия, которые указаны в извещении. Также там указано, если что-либо не понятно, то ФИО1 вправе до подачи заявки обратиться к организатору аукциона, то есть к МУП АТР. Просит суд, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объёме.
Представитель муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития» - ФИО3 суду пояснила, что если бы у административного истца возникли какие-либо вопросы по поводу толкования пунктов договора, то он мог обратиться за разъяснением к организатору аукциона и получил бы разъяснение.
Суд, выслушав участников процесса, считает заявленные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, названных в п. 1 - 13 ч. 1 ст. 17.1 данного Закона.
В порядке, предусмотренном названной нормой осуществляется заключение договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции»).
Согласно ч.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствие абз.2 ст.445 ГК РФ, сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о её акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Гражданским кодексом РФ, предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании п.1 ст.447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключён путём проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу ст.448 ГК РФ, участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Согласно п.8 ст.448 ГК РФ, условия договора, заключённого по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путём проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
В соответствие ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.11 ст.39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
Из материалов дела установлено, что на основании постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от 18.10.2018 года, №1268 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (...) принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...) По результатам признать победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка участника, предложившего наибольший размер ежегодной арендной платы на земельный участок. При этом, размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Аукционная документация, проект договора аренды земельного участка опубликованы на официальном сайте РФ, в средствах массовой информации газета «Вечерний Славянск» опубликовано извещение о проведении аукциона. В извещении о проведении аукциона содержались условия проведения аукциона, размер задатка 34144 рубля, срок действия договора аренды земельного участка - 20 лет, обременение, параметры разрешённого строительства, информация по газоснабжению, информация по электроснабжению, порядок внесения задатка, с указание банковских реквизитов, а так же, что по результатам аукциона определяется ежегодный размере арендной платы, что полностью подтверждается извещением о проведении аукциона и распечаткой извещения (...).
Судом установлено, что согласно протоколу от 06.12.2018 года, №3 заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР», ФИО1 (арендатор), признан победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью 799 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: индивидуальное жилищное строительство.
Согласно пункту 3 протокола от 06.12.2018 года, №3 заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР» цена предмета аукциона, определённая по результатам аукциона, составила сумму денежных средств в размере 1906738 рублей.
ФИО1 направлен для подписания проект договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения (...) от 17.12.2018 года, с указанием платы за право заключения договора аренды в размере 1906738 рублей: 34144 рубля сумма внесённого задатка; 1872594 рубля сумма платы, перечисляемая после подписания договора (п.3.1 договора), а так же то, что первый платёж является платой за право заключения договора аренды по результатам аукциона, определяется в размере арендной платы установленной по результатам аукциона, вносится в течение пяти дней после подписания договора аренды (п.3.2 договора); годовой размер арендной платы в размере 1906738 рублей - определённый по результатам аукциона, устанавливается на весь срок действия настоящего договора, ежегодно (п. 3.3. договора), с указанием реквизитов для перечисления денежных средств (п. 3.4 договора). Срок действия договора - 20 лет.
20.12.2018 года, ФИО1 в адрес администрации Славянского городского поселения Славянского района направлен протокол разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), что подтверждено отметкой общего отдела администрации о принятии в протоколе разногласий.
29.12.2018 года, дан ответ главы Славянского городского поселения (...)(...) о рассмотрении обращения. В котором арендодатель указал, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) подготовлен на основании постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от 18.10.2018 года, (...) «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (...)», протокола от 06.12.2018 года, (...) заседания единой комиссии по проведению аукционов. Протокол разногласий к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) заключённый в отношении земельного участка с кадастровым номером: (...), общей площадью 799 кв.м., расположенный по адресу: (...)», разрешённое использование - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населённых пунктов, согласованию не подлежит, противоречит нормам действующего законодательства, является заведомо неприемлемым, влечёт неудовлетворительные последствия для Славянского городского поселения, Славянского района и имеет признаки злоупотребления правом.
ФИО1 29.12.2018 года, оплатил наличным платежом сумму денежных средств в размере 44215 рублей 09 копеек, за период аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения с 17.12.2018 года, по 31.12.2018 год, на реквизиты указанные в договоре аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), что подтверждено платёжным поручением от 29.12.2018 года.
15.01.2019 года, ФИО1 обратился в администрацию Славянского городского поселения Славянского района с обращениями об уточнении уплаченного им платежа; о приостановлении оплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) за период с 01.01.2019 года, по дату подписания администрацией Славянского городского поселения Славянского района протокола разногласий, а так же о заключении (подписании) договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) и рассмотрении протокола разногласий к проекту договора.
Как установлено в судебном заседании, 18.01.2019 года, составлен протокол (...) заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «Агентство территориального развития», в котором указано, что ФИО1 не заключил договор аренды земельного участка, в установленном законом порядке, оплата в установленные сроки не произведена. Решением комиссии задаток, внесённый 28.11.2018 года, в размере 31144 рублей, не возвращать ФИО1, заключить договор с другим участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене предложенной победителем аукциона.
04.02.2019 года, рассмотрено обращение ФИО1, приостановление внесения арендных платежей по договору аренды от 17.12.2018 года, (...) не представляется возможным, так как приостановление не предусмотрено нормами действующего законодательства, а договор не заключён ввиду уклонения от его заключения. Предложение о заключении договора аренды земельного участка по результатам аукциона по лоту (...) направлено участнику, внесшему предпоследнее предложение. Ответчиком представлен отчёт об отслеживании почтового отправления, согласно которому 07.02.2019 года, ответ получен ФИО1.
В возражениях административного ответчика, представленных суду указано на неверно внесённые реквизиты в договор аренды земельного участка от 17.12.2018 года, (...), что в п. 3.4 договора, не верно указан получатель платежа, ИНН администрации Славянского городского поселения Славянского района КБК.
Доказательств об уведомлении стороны договора аренды - административного истца, об изменении реквизитов указанных в договоре аренды от 17.12.2018 года, (...), стороной административного ответчика суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не уведомлён административный истец об изменении платёжных реквизитов посредством публикации новых реквизитов в средствах массовой информации, что, по мнению суда, привело к нарушению законных прав административного истца в исполнении им обязанности по договору аренды, назначение платежа приведено в соответствии с указанными реквизитами в договоре.
Административный истец полагает, что условия, изложенные в пунктах 3.1. и 3.2. проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), согласно которым арендатор помимо арендной платы обязан уплатить «плату за право заключения договора аренды в размере 1906738 рублей» в течение пяти дней с момента подписания договора, нарушают его права и законные интересы.
Постановлением администрации МО город Краснодар от 12.12.2011 года, (...) (ред. от 04.09.2017 года) «Об утверждении типового договора аренды земельного участка, заключённого по результатам аукциона» утверждён типовой договор аренды земельного участка, заключённого по результатам аукциона, арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет__руб. (п.2.1), в п. 2.4 указаны реквизиты для перечисления арендной платы, а так же в случае изменения платёжных реквизитов арендодатель уведомляет об этом арендатора посредством публикации новых реквизитов в средствах массовой информации (п.2.5).
Согласно п.16 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
Пунктом 14 ст.39.11. Земельного кодекса установлено, что начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определённой по результатам рыночной оценки в соответствие Федеральному закону от 29.07.1998 года, №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.
В соответствие пп.8 п.21 ст.39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона, в том числе, должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счёта для перечисления задатка.
На основании п.21 ст.39.12 ЗК РФ, задаток, внесённый лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесённый иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствие пунктам 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счёт арендной платы за него.
Подпунктом 1 п.2 ст.614 ГК РФ, предусмотрено, что арендная плата устанавливается за всё арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определённых в твёрдой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
На основании п. 1,2 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В силу п.4 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 года, №582 (ред. от 21.12.2018 года) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» в случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 года, N307-ЭС17-19831 по делу NА26-1123/2015).
Согласно имеющимся в деле доказательствам, с учётом нормативных положений (пункта 1 статьи 447, статьи 448, пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, пункты 1,2 статьи 39.7, пункт 21 статьи 39.12 Земельного кодекса) и разъяснениям, закреплённым в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 года, №73 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", позволяет квалифицировать определённую на торгах стоимость права на заключение договора аренды как часть арендной платы. В этой связи, зачёт уплаченного задатка в счёт определённой на торгах суммы, не противоречит статье 448 ГК РФ, п.21 ст.39.12 ЗК РФ.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что определённая по результатам торгов продажная цена права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:27:1306006:91 (в размере 1906738 рублей) является годовым размером арендной платы за участок со дня государственной регистрации договора, за каждый день использования в соответствующий арендный период и вносится арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала (п.3.7), складывается из суммы задатка и оставшегося платежа за право на заключение договора.
Согласно ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанность арендатора земельного участка уплатить арендодателю, помимо арендной платы, иной платёж, не являющийся арендной платой, противоречит существу арендных отношений (статья 606 Гражданского кодекса, статья 22 Земельного кодекса), требованиям законодательства Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что включение в договор аренды п.3.2 указанного договора противоречит нормам действующего законодательства. Внесённый арендатором задаток за участие в аукционе, рассчитанный исходя из стоимости права на заключение договора, следует зачесть в счёт арендной платы.
Пунктом 11 ст.47.6 Закона №73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Учитывая установленные Законом №73-ФЗ особенности регулирования отношений, связанных с охраной подобных объектов, обязанность по осуществлению которой возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные п.11 ст.47.6 Закона №73-ФЗ права по их владению и использованию, суды при удовлетворении иска по настоящему делу должны были проверить наличие оснований для возложения соответствующих обязанностей на предприятие как на лицо, имеющее вещные или обязательственные права на указанный объект. При этом, наделение этими правами в соответствие пп.1, 2 ст.209 ГК РФ, осуществляется собственником объекта.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: (...), входит в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Славянского района, Краснодарского края,
курган (72), место нахождения объекта <...> км к северо-западу от садоводческих участков города 3,25 км к западу-юго-западу от п. Вишневый, 1,88 км к югу от школы п. Степной. Согласно фрагменту генерального плана г. Славянска-на-Кубани рассматриваемый земельный участок, расположенный (...) находится в пределах охранной зоны объекта культурного наследия (курган).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, мнение представителя администрации Славянского городского поселения Славянского района суд приходит к выводу, что удовлетворение требования административного истца об исключении из договора аренды п.2.4 будет противоречить нормам действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика, указанные в возражениях к административному исковому заявлению, суд находит не состоятельными. Административным ответчиком не подтверждена правомерность установления в договоре аренды земельного участка от 17.12.2018 года, установления иных платежей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаемого на аукционе, подлежащих внесению помимо периодических платежей - арендной платы, ежегодный размере которой определяется по результатам торгов.
С учётом изложенного, отказ от 29.12.2018 года, администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), решение МУП МО Славянский район «Агентство территориального развития», выраженное в протоколе от 18.01.2018 года, (...) заседания единой комиссии по проведению аукционов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития» признать незаконными, как не соответствующие нормам действующего законодательства.
Согласно ст.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года, №7 (ред. от 07.02.2017 года) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе, предполагающего воздержание должника от совершения определённых действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
В силу п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года, №7 (ред. от 07.02.2017 года) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» правила пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, не распространяются на случаи неисполнения денежных обязательств.
Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Учитывая мнение представителя администрации Славянского городского поселения Славянского района, обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании неустойки.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявления ФИО1 к Администрации Славянского городского поселения Славянского района о признании незаконным отказа администрации Славянского городского поселения Славянского района удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...), выраженный в письме от 29.12.2018 года №м01-1662/18-11-10.
Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района в течение 10 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) на условиях ФИО1 (Арендатора), а именно:
пункт 3.1. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 (...) изложить в следующей редакции «Ежегодная арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет 1906738 рублей;
пункт 3.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) - исключить:
пункт 3.3. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции «Размер ежегодной арендной платы указанный в пункте 3.1. настоящего договора, устанавливается на весь срок действия настоящего договора, ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключён указанный договор аренды»;
пункт 3.7. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2018 года, (...) изложить в следующей редакции «Арендная плата, подлежащая уплате, за вычетом внесённого задатка в размере 34144 рублей, исчисляется установленного размера ежегодной арендной платы за участок со дня государственной регистрации договора, за каждый день использования соответствующий арендный период и вносится арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала.
Признать незаконным решение муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития», выраженное в протоколе от 18.01.2019 года, (...) заседания единой комиссии по проведению аукционов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития».
В остальной части заявленные ФИО1 административные исковые требования - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Копия верна:
Согласовано: судья Диденко Д.Ю.