ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1193/20 от 27.01.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1193/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 27 января 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Государственному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)», Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Якутское» о признании действий (бездействий) незаконными и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд к административным ответчикам с данным иском, указав, что ____ истец подал документы для получения государственной услуги - замена паспорта гражданина Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Однако ответчиками были грубо нарушены сроки предоставления паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку паспорт не был предоставлен 52 дня, при максимальном сроке 33 дня. Факт нарушения сроков предоставления государственной услуги подтверждается ответами начальника управления по вопросам миграции МВД по РС(Я) ФИО4 от ____, заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по РС(Я) ФИО5 и заместителя начальника управления по вопросам миграции Главного управления по вопросам миграции МВД России ФИО6 от ____. В период с ____ по ____ года истец неоднократно обращался к сотрудникам МФЦ, но паспорт истцом был получен ____, хотя был оформлен ____. В связи с нарушением прав и свобод истца, последний с жалобами обратился в различные органы власти. Считает, что нарушены его права и свободы человека и гражданина, которые закреплены законами, Конституциями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Тем самым истцу причинен моральный вред, который он оценивает в ___, который должен быть компенсирован в кратчайшие сроки. В связи с чем, истец с учетом уточнений, просит: признать незаконными действия (бездействия) ответчиков по нарушению сроков предоставления государственной услуги по замене паспорта гражданина РФ; признать незаконными действия (бездействия) ответчиков по нарушению Конституции РФ; признать незаконными действия (бездействия) ответчиков по нарушению Конституции РС(Я); признать незаконными действия (бездействия) ответчиков по нарушению конституционных прав и свобод истца как человека и гражданина; взыскать с ответчиков в счет компенсации морального вреда в пользу истца денежную сумму в размере ___, из них 20% денежной суммы передать на благотворительную деятельность пропорционально в равных частях по 10% в _______ и в _______; осуществить начисление неустойки; восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца.

Представитель ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» ФИО7 с иском не согласился, указав, что истцом при подаче документов не был предоставлен военный билет в нарушение пп.33.4 п.33, пп.44.1.3 п.44Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденного приказом МВД России от 13.11.2017 г. №851. В соответствии с регламентом, если заявитель в ходе первичного обращения предоставил не все из обязательных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист ГАУ «МФЦ РС(Я)» указывает заявителю на необходимость предоставить недостающие документы. Только после формирования полного комплекта необходимых документов ГАУ «МФЦ РС (Я)» направляет их в МВД по РС(Я). При этом, отсчет срока предоставления услуги начинается со дня подачи всех недостающих документов (п.4.5 регламента). ГАУ «МФЦ РС(Я)» осуществлял попытки связаться с истцом по телефону ____ и ____ для уведомления о необходимости донесения военного билета, однако связаться с истцом представилось возможным лишь ____. В этот же день истец по телефону потребовал направления комплекта документов без военного билета. ____ МВД по РС (Я), рассмотрев заявление, приняло решение о возврате документов без рассмотрения в связи с отсутствием военного билета, о чем истец был уведомлен по телефону, который изъявил желание получить официальный ответ о причинах возврата. Заявление истца вновь было направлено ____ в МВД по РС(Я). ____ истец получил паспорт. Также представитель указал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обжалования действий.

Представитель МУ МВД России «Якутское» ФИО8 также не согласилась с исковыми требованиями, пояснив, что паспорт истца был изготовлен в установленный срок, но в нарушение административного регламента направлен в МФЦ лишь ____ Согласно заключения служебной проверки установлена вина сотрудников ОВМ МУ МВД России «Якутское» в наращении сроков направления оформленного паспорта гражданина РФ в МФЦ для выдачи. ____ Главным управлением по вопросам миграции МВД России истцу было направлено уведомление о подтверждении нарушения сроков оказания государственной услуги, как сотрудниками МФЦ, так и сотрудниками ОВМ МУ МВД России «Якутское», и принесены извинения. Считает, что отсутствует предмет спора. Кроме этого, истцом был пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст.219 КАС РФ, поскольку уведомление МВД России ему было направлено в ____ на электронный адрес, а в суд он обратился в ____ г.. Доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд не представлено. Требования о взыскании компенсации морального вреда в рамках административного судопроизводства не могут быть рассмотрены. Просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно частей 1, 8 ст.219 если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что ____ административный истец обратился в ГАУ «МФЦ РС(Я)»с заявлением о выдаче нового паспорта гражданина Российской Федерации в связи с изменением фамилии, имени и отчества с ФИО2 на ФИО3.

Заявление о выдаче паспорта для его оформления переданы из ГАУ «МФЦ РС(Я)» в ОВМ МУ МВД России «Якутское» ____..

____ документы и заявление истца были возвращены в ГАУ «МФЦ РС(Я)» в связи с отсутствием документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче паспорта гражданина РФ, а именно военного билета.

____ по требованию истца документы вновь направлены в ОВМ МУ МВД России «Якутское» без военного билета.

____ был оформлен новый паспорт гражданина РФ.

Согласно п. 166, п. 166.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 13.11.2017 №851, оформленный паспорт вместе с заявлением о выдаче (замене) паспорта не позднее чем в 3-дневный срок передается для выдачи паспорта гражданину в многофункциональный центр, принявший заявление о выдаче (замене) паспорта по описи.

Однако в нарушение установленного срока, паспорт гражданина РФ истцу был выдан ____

Факт нарушения сроков представления государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации подтверждается заключением по итогам служебной проверки от ____.

В связи с обращением истца, Главным управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в адрес административного истца на его электронную почту ____ был направлен ответ, в котором было указано, что факт нарушения сроков оказания государственной услуги нашел свое подтверждение и принесены официальные извинения.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что истец о нарушенных правах узнал ____.

С данным иском истец обратился в электронном виде ____, то есть по истечении 4 месяцев, что свидетельствует о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд.

В обоснование своего ходатайства о восстановлении срока истец ссылается на несвоевременное рассмотрение заявлений (жалоб) ответчиками, Главой РС(Я), своевременное обращение в прокуратуру, ответы Верховного Суда РС(Я), ФСБ, УФСБ по РС (Я), Государственной Думы РФ, Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я), ответы ответчиков.

В соответствии с ч.6, 7 ст.219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительности причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В данном случае со стороны истца доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока после получения ответа ____ Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, не представлено.

Таким образом, исковые требования о признании действий (бездействий) ответчиков незаконными подлежат отказу в удовлетворении.

Административным истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда в размере ___ рублей.

Данные требования взаимосвязаны с основными требованиями о признании действий (бездействий) ответчиков незаконными, и подлежат рассмотрению с требованиями публично-правового характера. Данная позиция отражена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.06.2017 №5-КГ 17-62.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из правовой позиции, изложенной п.п. 1,2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

На основании п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ.

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что компенсация морального вреда возможна только в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

При этом сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических, и нравственных страданий.

Объективные доказательства, свидетельствующие о перенесенных нравственных и физических страданиях истца в результате незаконных действий (бездействий) ответчиков, суд считает, не представлены.

Возмещение вреда без доказательств о фактическом причинении вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда, виновности причинителя вреда, действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях ФИО1 к Государственному автономному учреждению «Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)», Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Якутское» о признании действий (бездействий) незаконными и компенсации морального вреда, отказать в удовлетворении.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: п/п М.В.Макаров

___

___

___