ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1193/2017 от 27.10.2017 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шабуниной КС.,при секретаре Ярыгиной ЕВ,с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика Прокуратуры Пермского края ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края административное дело по административному иску Думы Оверятского городского поселения к прокуратуре г.Краснокамска, прокурору г.Краснокамска, прокуратуре Пермского края о признании незаконным представления прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Дума Оверятского городского поселения обратилась с иском о признании незаконным представления прокурора г. Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Думы Оверятского городского поселения поступило представление прокурора г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ Думой Оверятского городского поселения принято решение от 27.04.2016 № 25 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения депутатами Думы Оверятского городского поселения ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с утвержденным Порядком решение о досрочном сложении полномочий депутата Думой Оверятского городского поседения принимается на основании заключения Комиссии. 11.11.2016 состоялось заседание Комиссии, на котором принято решение об отсутствии оснований для инициирования вопроса перед Думой о досрочном сложении полномочий депутата, в связи с отсутствием антикоррупционного правонарушения. Однако прокурор г.Краснокамска, проигнорировав указанное решение, в нарушение Порядка, утвержденного решением Думы Оверятского городского поселения, повторно инициировал вопрос о досрочном сложении полномочий депутата перед Думой Оверятского городского поселения. Полагает, что указанными действиями нарушаются права представительного органа на осуществление деятельности, которая основывается на принципах законности, самостоятельности и независимости.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены прокуратура Пермского края, прокурор г. Краснокамска Пермского края.

Представители административного истца ФИО1, ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, просили признать незаконным представление прокуроры г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ, пояснили, что срок обжалования представления не пропущен, поскольку данный срок следует исчислять не с даты получения Думой копии представления, а с даты ознакомления с представлением прокурора всех депутатов Думы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому Дума обратилась в суд с административным иском в пределах процессуального срока обжалования.

Представитель административного ответчика прокуратуры Пермского края ФИО3 в судебном заседании с иском не согласна, просила в удовлетворении административного иска отказать, указывая, что срок обжалования представления истец пропустил, Думой не соблюдена обязанность, установленная Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем прокурор г.Краснокамска в пределах своих полномочий принял меры прокурорского реагирования, предусмотренные законодательством.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6).

Пунктом 2 статьи 21 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22).

В силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что в 2016 году прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка соблюдения депутатами представительных органов местного самоуправления требований законодательства, в части достоверности и полноты представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.

ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Оверятского городского поселения утверждено Положение о представлении депутатами Думы Оверятского городского поселения сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно указанному Положению сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются председателем, депутатами ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Депутат Думы представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

в) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, осуществленных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря), по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма сделок превышает общий доход депутата Думы и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В ходе проверки установлены нарушения антикоррупционного законодательства, выявлены нарушения при предоставлении указанных сведений некоторыми депутатами Думы, в частности, депутатом ФИО4.

Депутат ФИО4 не представила сведения о доходе, полученном ею в 2015 году от ГБУЗ «Городской клинической больницы № 2 им. Ф.Х. Граля» и от администрации Оверятского городского поселения в общей сумме 72 043,07 руб.,не представила сведения о площади объектов недвижимого имущества, принадлежащих ей на праве собственности, а также представила неточные сведения о доле в праве и основании приобретения права на жилое помещение по <адрес>. Также депутат представила неполные сведения о счетах, открытых на ее имя в банках, в том числе адрес банка, вид и валюту, дату открытия счета, остаток на счете. В разделе 6.1. своих сведений и сведений супруга не указала право пользования жилыми помещениями, в которых они зарегистрированы. В разделе 6.1. сведений детей не указала срок пользования жилым помещением. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении депутатом Думы Оверятского городского поселения требований законодательства о противодействии коррупции.

По результатам проверки прокурор г.Краснокамска внес представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием рассмотреть информацию на специальной комиссии Думы. Согласно решению Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, нарушения, допущенные депутатом ФИО4, нашли подтверждение, однако принято решение не применять меры ответственности, поскольку комиссией нарушения антикоррупционного законодательства в действиях депутата не установлены.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ прокурор г. Краснокамска внес представление в адрес Думы, с требованием о принятии мер к устранению указанных в представлении нарушений действующего законодательства, в котором указал следующее.

Статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные лица, в том числе и депутаты Думы, нарушившие запреты и ограничения, установленные ч.ч.1-4.1 ст.12.1, несут предусмотренную Законом ответственность (ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Указанной нормой Закона прямо предусмотрено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и указное решение представительный орган муниципального образования принимает не позднее, чем через 30 дней со дня появления такого основания, а если это основание появилось между сессиями представительного органа – не позднее чем через 3 месяца со дня появления такого основания (ч.10.1, ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ). При этом обязанность принятия такого решения законом прямо возложена на представительный орган муниципального образования, который безусловно в силу Закона должен исполнить указанную обязанность, однако на день вынесения представления Думой не принято решение о применении к депутату ФИО4 мер в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы, что является прямым нарушением Закона.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Думы с участием помощника прокурора обсуждалось представление прокурора г.Краснокамска, депутатами принято решение обжаловать данное представление прокурора.

Согласно ч.ч.1,8 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Указанное представление прокурора поступило в Думу ДД.ММ.ГГГГ, именно с указанной даты, с даты поступления представления Думе как юридическому лицу, подлежит исчислению срок обжалования представления, предусмотренный положениями ст.219 КАС РФ, поскольку не персонально каждому из депутатов представительного органа внесено представление, а именно представительному органу как юридическому лицу, дата ознакомления депутатов с представлением зависела от усмотрения и работы аппарата Думы, и эта дата не имеет правового значения для исчисления срока обжалования. Следовательно, срок обжалования представления истекал ДД.ММ.ГГГГ, Дума обратилась с иском об оспаривании представления ДД.ММ.ГГГГ, определением судьи ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было оставлено без движения для устранения недостатков, в связи с неустранением недостатков в установленный срок исковое заявление было ДД.ММ.ГГГГ возвращено заявителю, вновь иск предъявлен Думой за пределами срока обжалования представления.

Таким образом, оспариваемое представление было направлено думе ДД.ММ.ГГГГ, и только от данного органа зависело доведения содержания представления до сведения депутатов, и после этого никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд, у административного истца не имелось.

Поскольку в установленном порядке представительный орган муниципального образования, в штате которого имеется консультант по правовым вопросам, обратился в суд с иском за пределами срока обжалования представления прокурора, суд считает срок обжалования представления пропущенным, оснований для восстановления срока суд не усматривает, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Кроме того, доводы иска суд считает не состоятельными и надуманными.

Согласно Уставу, Положению о Думе Оверятского городского поселения, Дума является представительным органом Оверятского городского поселения, обладает правами юридического лица, состоит из 10 депутатов. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, содействия реализации решения Думы, выполнения контрольных функций Дума создает рабочие органы, постоянные и временные комиссии и рабочие группы, задачи, функции, объем и срок полномочий которых определяются Думой. Комиссии являются подотчетными Думе органами, и решения, принятые ими, носят рекомендательный характер.

Согласно регламенту работы Думы, Дума между заседаниями осуществляет полномочия через постоянные комиссии.

В соответствии с решением Думы Оверятского городского поселения №25 от 27.04.2016 «Об утверждении порядка рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения депутатами Думы Оверятского городского поселения ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, включая требования об урегулировании конфликта интересов», следует, что Думой создана комиссия по рассмотрению указанных вопросов, которой проводится проверка, установление фактов нарушений депутатами Думы указанных выше ограничений и запретов, и исполнения ими обязанностей, основанием для проведения заседания комиссии является информация, свидетельствующая о предоставлении недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам Дума уполномочила Комиссию принять соответствующее решение.

Анализируя положения приведенного выше законодательства и локальных актов Думы, суд считает, что именно Дума является надлежащим и компетентным органом для решения вопроса о применении к депутату мер в виде досрочного прекращения полномочий в связи с несоблюдением установленных законом запретов и ограничений, Дума является представительным органом и обладает правами юридического лица, данный вопрос в силу закона отнесен к компетенции Думы, комиссия является лишь рабочим органом в составе Думы, подотчетна ей, ее решения являются рекомендательными, как указано в положении. Поскольку Дума является компетентным органом для принятия соответствующего решения, прокурор обоснованно внес представление в адрес Думы.

Применение мер прокурорского реагирования об устранении выявленных нарушений закона в форме представления относится к компетенции прокурора г.Краснокамска, требования представления находятся в пределах полномочий прокурора, выводы и требования представления отвечают признакам законности, т.е. требования прокурора носят законный характер, представление внесено в адрес компетентного органа, который полномочен разрешить данный вопрос.

Оснований к удовлетворению иска не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 177, 179, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Думы Оверятского городского поселения к прокуратуре г.Краснокамска, прокуратуре Пермского края о признании незаконным представления прокурора г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья- К.С. Шабунина