административное дело №2а-1194/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2021 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи Эбзеева Х.Х.,
при секретаре судебного заседания – Хапаевой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике об обязании налогового органа произвести перерасчет на имущество физического лица,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Усть-Джегутинский районный суд КЧР с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Карачаево-Черкесской Республике (далее МИФНС России №1 по КЧР) об обязании налогового органа произвести перерасчет на имущество физического лица за отчетный период 2017-2018 года по кадастровой стоимости.
В обоснование административного иска ФИО1 указано, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание зернотока общей площадью 963,4 кв.м, по адресу: (адрес обезличен ) 10 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка №1 Усть-Джегутинского района, был вынесен судебный приказ о взыскании с него имущественного налога в размере 26 244,87 рублей. 15 апреля 2021 года судебный приказ был им отменен. 26 апреля 2021 года он получил новое заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 26 822 руб., пеня 239,39 руб. С указанной суммой задолженности он не согласен. Имущественный налог на здание зернотока был неправильно рассчитан, и как кадастровая площадь здания была неправильно рассчитана, с 2012 года кадастровая стоимость была указана 10 075 718 рублей, соответственно расчет был рассчитан с этой суммы, в связи с несогласием с кадастровой стоимостью он обратился в КЧР ГБУ «Республиканский кадастровый центр», с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости. 01.03.2021 КЧР ГБУ «Республиканский кадастровый центр», ему было выдано решение о пересчете кадастровой стоимости, в соответствии с которым была выявлена единичная системная ошибка, что при проведении оценки не было учтено, что объем здания - 2535 куб.м., высота - 2,5 м., материал стен - кирпичные, которые существенно влияют на расчет
кадастровой стоимости определении кадастровой стоимости, единичная ошибка допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости, после чего кадастровая стоимость изменилась с 10 075 718 рублей до 2 846 237,54 руб. Указанное решение он представил в МИФНС №1 по КЧР, однако перерасчет суммы задолженности не произведен. В связи с чем общая сумма задолженности на сегодняшний день на здание зернотока составляет 40 026,61 рублей. Сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы на основании статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять На основании изложенного просит суд: - обязать МИФНС №1 по КЧР произвести перерасчет налога на имущество физического лица ФИО2, за отчетный период – 2017-2018 по кадастровой стоимости, согласно решению о пересчете кадастровой стоимости от 01.03.2021 года (номер обезличен), на следующий объект недвижимости: (адрес обезличен )
В адрес суда 18 августа 2021 года от представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности, поступило письменное ходатайство с просьбой заменить ненадлежащего ответчика (МИФНС России №1 по КЧР) на надлежащего (УФНС России по КЧР).
Определением Усть-Джегетинского районного суда от 18 августа 2021 года ходатайство представителя административного ответчика о замене административного ответчика МИФНС России №1 по КЧР на его правопреемника УФНС России по КЧР удовлетворено.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела был уведомлен своевременно и надлежащим образом и о причинах своей неявки суд не уведомил.
Административный ответчик УФНС России по КЧР о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, и об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела,
если суд не признал их явку обязательной.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в суд не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Вместе с тем от представителя административного ответчика – УФНС России по КЧР, в суд поступило письменное возражение, из которого следует, что они не признают требования ФИО1 по следующим основаниям. ФИО1 обратился в Усть-Джегутинский районный суд с требованием о возложении на Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по КЧР (далее по тексту - налоговый орган) обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц. Административный истец указывает, что налоговым органом начислен в отношении него налог на имущество физических лиц за 2017,2018,2019 г.г. исходя из ошибочной кадастровой стоимости объекта равной 10 075 718 руб. Налогоплательщик обратился в КЧР ГБУ «Республиканский кадастровый центр» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. КЧР ГБУ «Республиканский кадастровый центр» вынесено решение (номер обезличен) от 01.03.2021 о перерасчете кадастровой стоимости, согласно которому кадастровая стоимость определена в размере 2 846 237,54 руб. Согласно ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3 "О государственной кадастровой оценке " применение сведений о кадастровой стоимости определено с 01.01.2019. Административный истец указывает в заявлении, что копия решения бюджетного учреждения от 01.03.2021 г. им представлена в налоговый орган, однако перерасчет суммы налога на имущество налоговым органом не произведен. Налоговый орган рассмотрев доводы административного искового заявления считает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Налоговые органы исчисляют налоги на основании сведений, полученных в порядке п.4 ст.85 НК РФ от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. Согласно полученным сведениям за налогоплательщиком зарегистрирован объект налогоообложения: -здание зернотока, расположенное по адресу: (адрес обезличен ) кадастровый номер (номер обезличен), площадь 963,40, дата регистрации права 20.09.2012, кадастровая стоимость объекта -10 075 718 руб. Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Частью 1 ст. 403 НК РФ устанавливается, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. Сумма
налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ч.1 ст. 408 НК РФ). На основании сведений из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта на 01.01.2019 налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество в отношении ФИО2 за 2019 г., что подтверждается налоговым уведомлением от 18.05.2021. Налогоплательщик неправомерно ссылается на норму ст.378.2 НК РФ, регулирующую порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении организаций, согласно которой в случае исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, которые послужили основанием для изменения кадастровой стоимости, а также уменьшения кадастровой стоимости путем внесения изменений в акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость применяется со дня начала применения ее измененного значения. Аналогичное правило в отношении исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц было предусмотрено абз. 4 п.2 ст.403 НК РФ. С 01.01.2021 абз. 4 п. 2 ст. 403 утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЭ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". С 01.01.2021 г. сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении облагаемой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости только в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости. Таким образом, требования административного истца о произведении пересчета кадастровой стоимости за 2017, 2018 г. не основаны на нормах налогового законодательства. На основании вышеизложенного просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать.
Суд, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Из ст. 400 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога признаются лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 5 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником нежилого здания - зернотока общей площадью 963,4 кв.м, по адресу: (адрес обезличен )
10 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка №1 Усть-Джегутинского района, был вынесен судебный приказ о взыскании с него имущественного налога в размере 26 244,87 рублей. 15 апреля 2021 года судебный приказ был им отменен. 26 апреля 2021 года он получил новое заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 26 822 руб., пеня 239,39 руб. С указанной суммой задолженности он не согласился в связи с тем, что имущественный налог на здание зернотока был неправильно рассчитан, и как площадь здания была неправильно рассчитана. Кадастровая стоимость объекта была указана 10 075 718 рублей, соответственно расчет был рассчитан с этой суммы. В связи с несогласием с кадастровой стоимостью он обратился в КЧР ГБУ «Республиканский кадастровый центр», с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости. 01.03.2021 ему было выдано решение о пересчете кадастровой стоимости, в соответствии с которым была выявлена единичная системная ошибка, что при проведении оценки не было учтено, что объем здания - 2535 куб.м., высота - 2,5 м., материал стен - кирпичные, которые существенно влияют на расчет кадастровой стоимости определении кадастровой стоимости, единичная ошибка допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости, после чего кадастровая стоимость изменилась с 10 075 718 рублей до 2 846 237,54 руб. Указанное решение он представил в налоговый орган, однако перерасчет суммы задолженности не произведен.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административный истец обратился с заявлением о пересчете налога на имущество физических лиц, в соответствии с кадастровой стоимостью объекта налогообложения, установленной на налоговый период 2017-2018 год. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ч. 1 ст. 408 НК РФ). На основании
сведений из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта на 01.01.2019 налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество в отношении ФИО2 за 2019 г., что подтверждается налоговым уведомлением от 18.05.2021.
Налогоплательщик неправомерно ссылается на норму ст.378.2 НК РФ, регулирующую порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении организаций, согласно которой в случае исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, которые послужили основанием для изменения кадастровой стоимости, а также уменьшения кадастровой стоимости путем внесения изменений в акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость применяется со дня начала применения ее измененного значения.
Аналогичное правило в отношении исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц было предусмотрено абз. 4 п.2 ст.403 НК РФ. С 01.01.2021 абз. 4 п. 2 ст. 403 утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЭ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 01.01.2021 г. сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении облагаемой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости только в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости.
Таким образом, требования административного истца о произведении пересчета кадастровой стоимости за 2017, 2018 г. не основаны на нормах налогового законодательства.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике об обязании налогового органа произвести перерасчет на имущество физического лица - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – судья Х.Х. Эбзеев