ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1195/19 от 10.12.2019 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

К ДЕЛУ № 2А-1195/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Теплухин Р.В.,

при секретаре Саврига Е.С.,

с участием представителя административного истца Лагутина М.И.,

представителя административного ответчика ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявления прокурора Выселковского района, действующего в интересах администрации муниципального образования Выселковский район, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выселковский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Выселковского района, действуя в интересах администрации муниципального образования Выселковский район, неопределенного круга лиц обратился к администрации муниципального образования Выселковский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Выселковского района в ходе осуществления надзора за соблюдением градостроительного законодательства установлено, что администрацией муниципального образования Выселковский район 25 мая 2018 года ФИО3 выдано разрешение на строительство № ..., в соответствии с которым разрешено строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ... Разрешение на строительство выдано при наличии безусловных оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги. Так, к заявлению о выдаче разрешения на строительство ФИО3 приложен градостроительный план земельного участка № ... от 24 мая 2018 года, выданный в нарушение статьи 57.3 ГрК РФ - без учета документов градостроительного зонирования, действовавших на дату его подготовки. На дату выдачи указанного градостроительного плана действовали правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района с учетом изменений, внесенных в них решением Совета муниципального образования Выселковский район от 21.11.2017 года № 16-187.Земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне жилой застройки (ЖЗ 105). В соответствии с Градостроительными регламентами ПЗЗ минимальный отступ для размещенных в зоне ЖЗ 105 магазинов от красной линии или границ участка - 5 м., от границ с соседними участками - 3 м. При размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться установленные законодательством о пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках, а также технические регламенты, градостроительные и строительные нормы и правила. Максимальный процент застройки участка - 60 %. Несмотря на это, при общей площади земельного участка 219 кв.м., разрешение на строительство предусматривает площадь застройки 142,4 кв.м. (65% от площади земельного участка), а согласно графическим материалам градостроительного плана и проектной документации, предусмотрены отступы от границ участка с южной стороны и от соседних земельных участков 1 м, от границ с участка с восточной стороны - 2,5 м. Кроме того, прокуратурой района в ходе выезда совместно с сотрудником ОНДиПР Выселковского района ГУ МЧС России по краю на место строительства установлено, что расстояние от строящегося магазина до расположенного на соседнем земельном участке жилого дома составляет 3,6 м., что является нарушением части 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в соответствии с которым это расстояние должно составлять не менее 6 м. Кроме этого, проектная документация на реконструкцию не соответствует требованиям градостроительного законодательства также по следующим основаниям. Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. В нарушение подп. «б», «г», ж (1), «о», «п» п. 10 Постановления № 87 в пояснительной записке не указаны реквизиты градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, технических условий на подключение к сетям инженерно- технического обеспечения; сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг); данные о проектной мощности объекта капитального строительства, значимости объекта капитального строительства для поселений (муниципального образования), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест; сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; сведения о компьютерных программах, которые использовались при выполнении расчетов конструктивных элементов зданий, строений и сооружений. Проект организации строительства в нарушение п. 23 Постановления Правительства №87 не содержит оценку развитости транспортной инфраструктуры; сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства; перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом; перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций; обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций; предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов; предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля. Графическая часть проекта организации строительства не содержит календарный план строительства, включая подготовительный период. Предоставление администрацией ФИО3 разрешения на строительство, не соответствующего действующему законодательству, нарушает права муниципального образования Выселковский район, так как выдача разрешения на строительство с вышеуказанными нарушениями, в том числе при несоблюдении минимальных отступов от границ земельного участка и соседних земельных участков, свидетельствует о том, что органом местного самоуправления предоставленные градостроительным законодательством полномочия реализованы ненадлежащим образом. Кроме того, орган местного самоуправления выдал ФИО3 разрешение на строительство с нарушением минимальных противопожарных разрывов, что влечет угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц - посетителям магазина. Таким образом, магазин, на который ФИО3 выдано разрешение на строительство, является самовольной постройкой с учетом возведения его с вышеуказанными нарушениями действующего законодательства. С учетом ч. 13 ст. 51 ГрК РФ несоответствие представленных ФИО3 документов требованиям к строительству объекта капитального строительства должно было явиться безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

При этом в целях устранения нарушений, допущенных администрацией при выдаче оспариваемого разрешения на строительство, прокуратурой Выселковского района заместителю главы администрации 18 февраля 2019 года внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. В соответствии с письмом администрации от 11 апреля 2019 года № 109-3868/19-14 отмеченные в представлении нарушения устранены. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой Выселковского района на основании решения о проведении проверки от 21 июня 2019 года установлено, что спорное разрешение до настоящего времени не отменено. Следовательно, указанные обстоятельства являются основанием для признания незаконным бездействия администрации, допущенного по месту нахождения органа местного самоуправления по адресу: ул. Ленина, 37, ст. Выселки, в части непринятия мер по отмене выданного ФИО3 разрешения на строительство. Продолжение строительства ФИО3 и иными лицами комплекса торгово-бытовых услуг при наличии вышеотмеченных нарушений действующего законодательства, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности, создает явную опасность нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также муниципальных образований, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по отмене разрешения от 25 мая 2018 года № ... на строительство магазина по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ..., выданного ФИО3 Обязать администрацию муниципального образования Выселковский район отменить разрешение от 25 мая 2018 года № ... на строительство комплекса торгово-бытовых услуг по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ..., выданное ФИО3

Представитель административного истца – заместитель прокурора района Лагутин М.И. в судебном заседании уточнил административные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по отмене разрешения от 25 мая 2018 года № ... на строительство магазина по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером ..., выданного ФИО3 Обязать администрацию муниципального образования Выселковский район в течение 7 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить разрешение от 25 мая 2018 года № ... на строительство магазина по адресу: ...67 на земельном участке с кадастровым номером ..., выданное ФИО3

Представитель административного ответчика - администрации МО Выселковский район – ФИО1 предоставив письменный отзыв, возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО2 просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что административные исковые требования основаны на законе, и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения.

Часть 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

С учетом ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

На основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу требований ч. 11 ст. 51 ГК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления обязан в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство провести проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства.

Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

В нарушение подп. «б», «г», ж (1), «о», «п» п. 10 Постановления № 87 в пояснительной записке не указаны реквизиты градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг); данные о проектной мощности объекта капитального строительства, значимости объекта капитального строительства для поселений (муниципального образования), а также о численности работников и их профессионально-квалификационном составе, числе рабочих мест; сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; сведения о компьютерных программах, которые использовались при выполнении расчетов конструктивных элементов зданий, строений и сооружений.

Проект организации строительства в нарушение п. 23 Постановления Правительства №87 не содержит оценку развитости транспортной инфраструктуры; сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства; перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом; перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций; обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций; предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов; предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля.

Графическая часть проекта организации строительства не содержит календарный план строительства, включая подготовительный период.

Как следует из материалов дела, 21 июня 2019 года прокурором района было принято решение о проведении проверки в администрации МО Выселковский район, цель проверки: проверка соблюдения градостроительного законодательства.

Прокуратурой Выселковского района в ходе осуществления надзора за соблюдением градостроительного законодательства установлено, что администрацией муниципального образования Выселковский район 25 мая 2018 года ФИО3 выдано разрешение на строительство № ..., в соответствии с которым разрешено строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: .... Разрешение на строительство выдано при наличии безусловных оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги.

Земельный участок с кадастровым номером ..., вид разрешенного использования: магазин, расположенный по адресу: ... принадлежит на праве собственности ФИО3.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство ФИО3 приложен градостроительный план земельного участка № ... от 24 мая 2018 года, выданный в нарушение статьи 57.3 ГрК РФ - без учета документов градостроительного зонирования, действовавших на дату его подготовки.

На дату выдачи указанного градостроительного плана действовали правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района с учетом изменений, внесенных в них решением Совета муниципального образования Выселковский район от 21.11.2017 года № 16-187.

Земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне жилой застройки (ЖЗ 105).

Прокуратурой района в ходе выезда совместно с сотрудником ОНДиПР Выселковского района ГУ МЧС России по краю на место строительства установлено, что расстояние от строящегося магазина до расположенного на соседнем земельном участке жилого дома составляет 3,6 м., что является нарушением части 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в соответствии с которым это расстояние должно составлять не менее 6 м.

Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Предоставление администрацией ФИО3 разрешения на строительство, не соответствующего действующему законодательству, нарушает права муниципального образования Выселковский район, так как выдача разрешения на строительство с вышеуказанными нарушениями, в том числе при несоблюдении минимальных отступов от границ земельного участка и соседних земельных участков, свидетельствует о том, что органом местного самоуправления предоставленные градостроительным законодательством полномочия реализованы ненадлежащим образом.

Орган местного самоуправления выдал ФИО3 разрешение на строительство с нарушением минимальных противопожарных разрывов, что влечет угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц - посетителям магазина.

С учетом ч. 13 ст. 51 ГрК РФ несоответствие представленных ФИО3 документов требованиям к строительству объекта капитального строительства должно было явиться безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

При этом в целях устранения нарушений, допущенных администрацией при выдаче оспариваемого разрешения на строительство, прокуратурой Выселковского района заместителю главы администрации 18 февраля 2019 года внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. В соответствии с письмом администрации от 11 апреля 2019 года № 109-3868/19-14 отмеченные в представлении нарушения устранены.

Проверкой, проведенной прокуратурой Выселковского района на основании решения о проведении проверки от 21 июня 2019 года установлено, что спорное разрешение до настоящего времени не отменено.

Указанные обстоятельства являются основанием для признания незаконным бездействия администрации, допущенного по месту нахождения органа местного самоуправления по адресу: ул. Ленина, 37, ст. Выселки, в части непринятия мер по отмене выданного ФИО3 разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора в части признания бездействия администрации муниципального образования Выселковский район в непринятии мер по отмене разрешения от 25 мая 2018 года №... на строительство магазина по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером ..., выданного ФИО3 - незаконным.

В удовлетворении исковых требований об обязании администрации муниципального образования Выселковский район в течении семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу отменить разрешение от 25 мая 2018 года №... на строительство магазина по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером ..., выданное ФИО3 суд считает необходимым отказать по тем основаниям, что, для признания разрешения на строительство – незаконным установлена определенная процедура, которую выполняет орган местного самоуправления, и соответственно суд не может подменять своим решением обязанности возложенные на него.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Выселковского района – удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по отмене разрешения от 25 мая 2018 года № ... на строительство магазина по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером ..., выданного ФИО3 – незаконным.

В остальной части исковых требований отказать.

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд.

Судья Выселковского районного суда Теплухин Р.В.