ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1195/2021 от 07.12.2021 Кимрского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2021 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Светличной С.П.,

при секретаре Бароновой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Кимрскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец – ФИО1 обратилась в Кимрский городской суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Кимрскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непредставлении материалов исполнительных производств №* для ознакомления должнику - ФИО1; в непредставлении копий запрашиваемых документов по исполнительным производствам №*; в непредставлении ответа на заявления от 06.09.2021;

Административные исковые требования мотивированы тем, что в производстве ОСП Кимрского района Тверской области находятся исполнительные производства №*, возбужденные в отношении административного истца - ФИО1.

Истец неоднократно обращалась в ОСП Кимрского района Тверской области с просьбой предоставить ей материалы исполнительных производств для ознакомления и выдачи копий постановлений судебных приставов-исполнителей. В частности, ею были направлены заявления 12 марта 2021 года и 06 сентября 2021 года. Однако её заявления были проигнорированы, ознакомление с материалами исполнительных производств и копии запрашиваемых документов ей не предоставлены.

Таким образом, нарушаются права истца, как участника исполнительного производства. С учетом ситуации, которая развивается вокруг её недвижимости, являющейся предметом взыскания по указанным исполнительным производствам - уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего Генерального директора ООО «Влад Финанс» - ФИО7 по факту мошеннических действий с закладными, в числе которых находится и закладная Истца, у Истца возникают обоснованные опасения, что материалы исполнительных производств в отношении неё утрачены полностью, или в части, возможна подмена документов и прочие незаконные действия. Поэтому, в настоящий момент ознакомление с материалами исполнительных производств - не просто её законное право, но и необходимость, направленная на сохранение её единственного жилья и недопустимость его реализации по поддельным документам.

В соответствии с ч.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве», стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В соответствии с ч.3 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Таким образом, её заявление от 06 сентября 2021 года должно было быть зарегистрировано самое позднее - 9 сентября 2021 года.

В соответствии с ч.5 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», если иное не предусмотрено ФЗ «Об исполнительном производстве», должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Согласно ч. 7 вышеназванной статьи, копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О том, что заявление было рассмотрено, Истцу сообщено не было, копия постановления об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении Истцу не направлялась.

В период с 15 по 27 сентября 2021 года она находилась вне территории Тверской области (что подтверждается ж/д билетами).

О том, что Истец не получила в установленные сроки ответ на свое заявление, ей стало известно по возвращении в г. Кимры 27 сентября 2021 года, таким образом, считает, что срок на оспаривание бездействий судебного пристава-исполнителя, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, Истцом не пропущен.

Просит суд признать незаконными бездействие должностных лиц ОСП Кимрского района Тверской области, выразившееся в непредставлении материалов исполнительных производств №* для ознакомления должнику - ФИО1; Признать незаконными бездействие должностных лиц ОСП Кимрского района Тверской области, выразившееся в непредставлении копий запрашиваемых документов по исполнительным производствам №*; Признать незаконными бездействие должностных лиц ОСП Кимрского района Тверской области, выразившееся в непредставлении ответа на заявление от 06.09.2021; Обязать должностных лиц Кимрского ОСП УФССП России по Тверской области устранить выявленные нарушения и предоставить ФИО1 материалы исполнительных производств для ознакомления.

В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1 дополнила исковые требования – просила суд принять меры к устранению выявленных нарушений со стороны должностных лиц ОСП Кимрского района г. Твери. По факту допущенной волокиты рассмотрения заявлений Истца об ознакомлении с документами Исполнительных производств, №* вынести частное постановление и привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц ОСП Кимрского района по Тверской области, определив сроки его исполнения. Обязать руководителя ОСП Кимрского района г. Твери, устранить допущенные нарушение закона в определённые сроки.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и её представитель ФИО2 не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2 представила суду письменные пояснения по делу, из которых следует, что сторона Истца настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме и просит обратить внимание на следующее: Моментом начала бездействия является момент, когда лицо должно было совершить действие, однако вместо этого уклонилось от его совершения. Бездействие прекращается с прекращением обязанности действовать, при появлении обстоятельств, которые делают совершение действия невозможным.

Таким образом, бездействие судебного пристава-исполнителя начато в момент истечения срока ответа на заявление ФИО1 об ознакомлении с материалами исполнительного производства. Обязанность ознакомить ФИО1 с материалами исполнительного производства у Ответчика к настоящему моменту не прекращена.

В суд Ответчиком представлены документы, свидетельствующие, по мнению Ответчика, о направлении в адрес ФИО1 ответа на её заявление в сроки, установленные законом. В пояснениях от 08.11.2021 г. Истец просил суд всесторонне проверить доводы Ответчика, в частности, реальность отправки Ответа Ответчика в адрес ФИО1 (исходящий номер, регистрацию исходящего письма, внесение его в реестр почтовых отправлений, и, собственно, направление с соответствующим почтовым идентификатором, позволяющим идентифицировать отправление). В случае отсутствия приведенных доказательств, факт направления ФИО1 ответа на заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства, не будет считаться доказанным.

Кроме того, ФИО1 ознакомилась с представленными в суд документами и обращает особое внимание суда, что согласно описи документы направлены простым письмом, что не позволяет идентифицировать ни адресат, ни факт прибытия письма на почтовое отделения адресата.

Также, несмотря на то, что к дате судебного заседания, ФИО1 ознакомилась с материалами исполнительного производства, тем не менее, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Административным Ответчиком не доказано соблюдение требований ФЗ “Об исполнительном производстве” о сроках и порядке ознакомления сторон исполнительного производства с его материалами на момент обращения ФИО1 с заявлением в ФССП.

Административный ответчик – представитель Кимрского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, представили письменный отзыв, в котором сообщили, что судебные приставы-исполнители, руководствуясь ч.5 ст. 64.1 Закона №228-ФЗ «Об исполнительном производстве», рассмотрели заявление ФИО1 в срок, предусмотренный вышеуказанной статьей, а также, руководствуясь п.7 вышеуказанной статьи, надлежащим образом известили должника ФИО1

ФИО1 было предоставлено право на ознакомление с материалами исполнительного производства в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Право на ознакомление с материалами исполнительного производства не было реализовано ФИО1 по собственной инициативе в связи с чем, просят административному истцу ФИО1 в заявленных требованиях отказать.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка судом не признана обязательной.

Изучив материалы дела, в том числе обозрев материалы исполнительных производств №*, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что в производстве ОСП Кимрского района Тверской области находятся исполнительные производства №*, возбужденные в отношении административного истца - ФИО1.

ФИО1 обратилась в суд, указывая, что она неоднократно обращалась в ОСП Кимрского района Тверской области с просьбой предоставить ей материалы исполнительных производств для ознакомления и выдачи копий постановлений судебных приставов-исполнителей. В частности, ею были направлены заявления 12 марта 2021 года и 06 сентября 2021 года. Однако её заявления были проигнорированы, материалы исполнительных производств для ознакомления и копии запрашиваемых документов ей не предоставлены.

Статьями 9 и 12 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.

Статьей 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено право подачи заявления (ходатайства) лицами, участвующими в исполнительном производстве, на любой стадии исполнительного производства, по результатам рассмотрения которых, должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения обращений.

Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению).

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Подробно порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, регламентирован "Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве", утвержденными ФССП России 11.04.2014 года N 15-91.

В соответствии с п. 4.1 Методических рекомендаций при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России и структурные подразделения территориального органа ФССП России обращений, направленных в рамках Федерального закона от N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе, заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений; рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе, информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

Приказом ФССП России от 29.04.2020 года N 682 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, согласно п. 5.11.9 которой сроки исполнения документов, поступивших от индивидуальных и коллективных адресатов, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе Службы, и не должны превышать 30 дней.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 123 главы 18 ФЗ "Об исполнительном производстве", регламентирующей подачу жалобы в порядке подчиненности, жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

В силу требований ч. 1 ст. 126 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Судом установлено, что ФИО1 обращалась в ОСП Кимрского района Тверской области с письменными заявлениями 12 марта 2021 года и 06 сентября 2021 года с просьбой предоставить ей материалы исполнительных производств для ознакомления и выдачи копий постановлений судебных приставов-исполнителей.

Однако, вопреки доводам административного истца и её представителя, судом установлено, что заявления ФИО1 рассмотрены судебными приставами-исполнителями в срок, предусмотренный ч. 5 ст. 64.1 Закона №228-ФЗ «Об исполнительном производстве», о чем надлежащим образом известили должника ФИО1, в соответствии с п.7 вышеуказанной статьи, что подтверждается копиями ответов на обращения ФИО1 от 12.03.2021 г. и от 06.09.2021 г., направленных простой почтовой корреспонденцией по адресу <адрес>, указанному в исполнительном документе, что подтверждается представленными списками внутренних почтовых отправлений от 16.03.2021 года и от 10.09.2021 года.

Из текста ответов судебных приставов –исполнителей от 12.03.2021 г. и от 06.09.2021 г, направленных в адрес ФИО1 следует, что ФИО1 предложено ознакомиться с материалами исполнительных производств №* в помещении службы судебных приставов –исполнителей, по адресу: <адрес>, по вторникам с 09-00 часов до 13-00 часов, и четвергам с 13-00 часов до 18-00 часов.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 было предоставлено право на ознакомление с материалами исполнительного производства в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Из представленных службой судебных приставов-исполнителей списков граждан, записавшихся на прием к СПИ, заместителю начальника и начальнику Кимрского РОСП УФССП России по Тверской области за период с 12.03.2021 года по 06.10.2021 включительно следует, что ФИО1 в списках не значится., То есть право на ознакомление с материалами исполнительного производства не было реализовано ФИО1 по собственной инициативе.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, а также учитывая положения статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд приходит к выводу, что ответы на обращения ФИО1 судебными приставами исполнителями даны в сроки и порядке, предусмотренные Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1

То обстоятельство, что ФИО1 в соответствии с её пояснениями, данные ответы не получены, не свидетельствует о бездействии судебных приставов, которые свои обязанности исполнили надлежащим образом путем своевременной выдачи ответа и направления его в адрес заявителя.

Таким образом, доводы административного истца ФИО1 не подтверждены доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. Обстоятельств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов административного истца, по данному делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226–228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к Кимрскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непредставлении материалов исполнительных производств №* для ознакомления должнику - ФИО1; в непредставлении копий запрашиваемых документов по исполнительным производствам №*; в непредставлении ответа на заявления от 06.09.2021; - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 10 декабря 2021 года.

Судья Светличная С.П.

1версия для печатиДело № 2а-1195/2021 ~ М-1124/2021 (Решение)