РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Проскуряковой О.А.
при секретаре Ружицком А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО3 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Росреестра ..... о признании незаконным бездействия по не предоставлению истребуемых сведений, обязании предоставить сведения из ГКН, признании незаконным отказ в возврате денежных средств, обязании возвратить денежные средства, компенсации морального вреда, возмещении убытков,
у с т а н о в и л:
административный истец обратился в суд с учетом уточненных требований о признании незаконным бездействия по не предоставлению истребуемых сведений, обязании предоставить сведения из ГКН, признании незаконным отказа в возврате денежных средств, обязании возвратить денежные средства, компенсации морального вреда, возмещении убытков.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ..... с запросом за № о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости. В запросе за № истица просила Филиал предоставить сведения государственного кадастра недвижимости в виде бумажного документа копии Технического плана здания с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Филиал с запросом за № о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости. В запросе за № она просила Филиал предоставить сведения государственного кадастра недвижимости в виде электронного документа копии Технического плана здания по адресу: АДРЕС. ДД.ММ.ГГГГ, истица получила из Филиала Уведомление за № Об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Начальник межрайонного отдела-деладеладела Филиала ФИО4 уведомил истицу о том, что запрашиваемые ею сведения по запросу № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление технического плана на объект капи--зльного строительства с кадастровым номером № отсутствуют в государ-ственном кадастре объектов недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ истица получила в Филиале пачку бумаг из 132 листов, прошитых и заверенных пе-чатью Филиала и подписью Начальник межрайонного отдела Филиала ФИО1., в качестве Технического плана по ее запросу №. Приехав домой и внимательно посмотрев пачку бумаг истица поняла, что это не документ Технический план, форма и содержание которого преду-смотрены действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ. истица получила из Филиала ответ на свои обращения от заместителя директора Фили-н а ФИО2. ФИО2. уведомила меня о том, что Филиал подготовил копию техниче-ского плана. ДД.ММ.ГГГГ Филиал выдал истице стопку бумаг из 148 прошитых листов, заверенных печатью. Однако, подробно посмотрев дома все 148 листов, истица поняла, что выданная стопка бумаг не является документом Техническим планом, форма и содержание кото-рого соответствует Закону о кадастре и Приказу № 403. До настоящего времени Административный ответчик не предоставил государственные услуги в соответствии со стандартом и административным регламентом предоставлении государственной услуги по запросам истицы. Сроки предоставления государственных услуг давно истекли. До настоящего времени Административный ответчик не вернул истице деньги, которыми она оплатила неоказанные Филиалом государственные услуги. На протяжении 5 месяцев с даты подачи Запроса истица пытается всеми законными способами добиться от Административного ответчика предоставить законные сведения по ее запросам, более 10 раз приезжала в Филиал, расположенный в АДРЕС, для подачи письменных обращений и жалоб, а также для личных приемов у сотрудников Филиала. Истице приходилось тратить порой по 5 часов только на ожидание приема у сотрудника Филиала. На дорогу до Филиала в каждой поездке она тратила на общественный транспорт — метро и электричку 2 часа в один конец. Помимо материальных затрат, понесенных в связи с оплатой государственных услуг по ее запросам, а также затратами на билеты метро и электричку при поездках в Филиал, истица испытывала страдания в связи с чувством несправедливости, в связи с грубыми нарушениями ее прав и свобод длительное время. Также просит возместить моральный вред, убытки связанные с неоказанием госудасртвенных услуг, судебные расходы.
В судебном заседании административный истец требования уточненного иска поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в нём.
Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ..... с запросом за № о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Филиал с запросом за № о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости. В запросе за № она просила Филиал предоставить сведения государственного кадастра недвижимости в виде электронного документа копии Технического плана здания по адресу: АДРЕС
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Из ст. 5 Закона № 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставить государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), в соответствии с п. 1 которого Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (п. 2 Положения).
Согласно ч. 7 ст. 14 Закона о кадастре орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292 утвержден «Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» (далее – Административный регламент). В части II Административного регламента представлен стандарт предоставления государственной услуги: «Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН)». В перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги - Предоставление сведений, внесенных в ГКН, в соответствии с п. 41 Административного регламента входит Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 февраля 2010 г. № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» (далее – Приказ № 75).
В соответствии с п. 32 Административного регламента процедура предоставления государственной услуги завершается путем выдачи (направления) заявителю:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений;
3) отказ в предоставлении запрашиваемых сведений.
В п.33 Административного регламента приведен исчерпывающий список способов, которыми перечисленные в п. 32 документы по выбору, указанному в запросе, предоставляются заявителю:
1) в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении;
2) в виде бумажного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством почтового отправления;
3) в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты;
4) в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, ссылка на который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты;
5) в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Таким образом по запросу №1 истца филиал ФГБУ ФКП Росреестра ..... был обязан ДД.ММ.ГГГГ. предоставить сведения из ГКН в виде копии документа Технического плана в виде бумажного документа непосредственно при личном моем обращении в Филиал, т.е. способом, предусмотренным п.п. 1 п. 33 Административного регламента, а по Запросу №2 30.06.2016г. должен был предоставить сведения из ГКН в виде копии документа Технического плана в виде электронного документа, ссылка на который направляется Филиалом заявителю посредством электронной почты, т.е. способом, предусмотренным п.п. 4 п. 33 Административного регламента.
В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин.
В силу действия п. 17 Требований Приказа №403, при изменении нормативных правовых актов, устанавливающих форму и требования к подготовке технического плана, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии изменяет XML-схемы, при этом обеспечивает на официальном сайте возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.
В силу требования п. 37 Приказа № 75 сведения государственного кадастра недвижимости, предоставляемые в электронной форме, должны быть доступны для просмотра в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, в том числе без использования информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Однако как пояснила истица, и доказательств обратному не представлено, копия Технического плана здания в виде электронного документа пригодном для восприятия человеком, в доступном для просмотра виде по настоящее время истцу не передана.
Многочисленные XML-документы на DVD-диске, переданном истице в качестве ответа на запрос, являются не предусмотренной Административным регламентом формой предоставления сведений из ГКН.
Единственная норма, которая позволяет Филиалу предоставить сведения из ГКН в виде XML-документа, это п.п. 5 п. 33 Административного регламента. Однако в силу п.35 Административного регламента предоставление сведений из ГКН способом, предусмотренным п.п. 5 п. 33 Административного регламента, осуществляется по запросам, представленным в электронной форме с использованием веб-сервисов.
Однако как усматривается из запроса истца документы были затребованы в виде электронного документа, ссылка на который направляется Филиалом заявителю посредством электронной почты (п.п. 4 п. 33 Административного регламента).
В силу действия абзаца 2 п. 29 Приказа № 75, в случае если сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде бумажной копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, верность указанной копии свидетельствуется подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа. На копии также указывается дата ее изготовления.
В силу действия абзаца 4 п. 29 Приказа № 75, документ на бумажном носителе, сформированный органом кадастрового учета на основании сведений, содержащихся в помещенном в кадастровое дело электронном документе, признается копией такого электронного документа на бумажном носителе. Верность указанной копии свидетельствуется подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа. На копии также указывается дата ее изготовления с проставлением отметки о том, что копия сделана с электронного документа.
Обязательные реквизиты на копиях документов, обеспечивающие юридическую значимость копий, проставленных как на стопке бумаг из 132 листов, так и на стопке бумаг из 148 листов, выданных Филиалом по моему Запросу № 1, соответствуют требованиям оформления, изложенным в абзаце 2 п. 29 Приказа № 75, т.е. как для копий документов, сделанных с документа-подлинника в бумажном виде. Однако Административный ответчик утверждает, что в Филиале отсутствует Технический план по Запросу № 1 в бумажном виде, имеется только Технический план в электронном виде. Однако в реквизитах, проставленных как на стопке бумаг из 132 листов, так и на стопке бумаг из 148 листов, отсутствует обязательная, в случае изготовлении бумажной копии с электронного документа, в силу требования абзаца 4 п. 29 Приказа № 75 отметка о том, что копия сделана с электронного документа.
Таким образом, выданные истцу прошитых бумаг из 132 и 148 листов соответственно нельзя расценивать как надлежащим образом оформленную копию технического плана.
Пункт 36 Административного регламента устанавливает, что сведения ГКН, предоставленные на основании запроса в виде соответствующего документа, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания такого документа, указанную в качестве его реквизита.
Днем предоставления заявителю сведений, внесенных в ГКН, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, в силу действия п. 40 Административного регламента, считается дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита.
Днем предоставления заявителю сведений в виде электронного документа, в силу действия п. 40 Административного регламента, считается дата отправки органом кадастрового учета электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего электронного сообщения.
В любом случае, в соответствии с п. 39 Административного регламента орган кадастрового учета предоставляет сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса (максимальный срок). Аналогичное требование закреплено в п. 41 Приказа № 75, а также в ч. 8 ст. 14 Закона о кадастре.
До настоящего времени Административный ответчик не предоставил государственные услуги в соответствии со стандартом и административным регламентом предоставлении государственной услуги по запросам ФИО3
Пункт 75 Административного регламента предусматривает, что за предоставление государственной услуги взимается плата в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы» (далее – Приказ № 343).
В соответствии с п. 77 Административного регламента возврат платежа осуществляется на основании заявления заявителя или его правопреемника либо на основании решения суда.
В силу п. 6 Приказа № 343 заявление о возврате платежа представляется в орган кадастрового учета, в который подавался запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде бумажного документа при личном обращении или путем почтового отправления.
В силу п. 9 Приказа № 343 орган кадастрового учета, получивший заявление о возврате платежа и являющийся администратором доходов бюджета, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о возврате платежа принимает решение по заявлению. Орган кадастрового учета, не являющийся администратором доходов бюджета, в силу действия п. 10 Приказа № 343, не вправе рассматривать и принимать решения по полученным заявлениям о возврате платежа и прилагаемым к ним документам. Полученное таким органом кадастрового учета заявление о возврате платежа и прилагаемые к нему документы в течение 3 рабочих дней со дня их получения передаются по подведомственности в вышестоящий орган кадастрового учета, обладающий полномочиями администратора доходов бюджета, о чем лицу, подавшему заявление о возврате платежа, направляется сообщение по адресу, указанному в таком заявлении.
Пункт 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ устанавливает, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Учитывая, что требования о компенсации морального вреда, причиненного неисполнением запроса, не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ, в данной части требований производство подлежит прекращению.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст.106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд.
Учитывая представленные документы об оплате госпошлины и понесенных транспортных расходов в дни судебных заседаний, суд полагает возможным взыскать госпошлину в возврат 300 руб., транспортные расходы в сумме 123 руб.
Руководствуясь ст. ст., 227-228, 298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск ФИО3 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Росреестра ..... о признании незаконным бездействия по не предоставлению истребуемых сведений, обязании предоставить сведения из ГКН, признании незаконным отказ в возврате денежных средств, обязании возвратить денежные средства, компенсации морального вреда, возмещении убытков удовлетворить частично;
признать незаконным бездействие филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по АДРЕС по неисполнению запросам ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копии документов, на основании которых внесения сведения в ГКН относительно объеме недвижимости в бумажном виде (технического плана здания) и в виде электронного документа;
обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Росреестра ..... предоставить ФИО3 в течении 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу сведения согласно запросу № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бумажном виде технического плана здания по адресу: АДРЕС, кадастровый № и запросу № от ДД.ММ.ГГГГ в виде ссылки на электронный документ технический план здания по адресу: АДРЕС, кадастровый № по адресу электронной почты: АДРЕС;
взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Росреестра ..... в пользу ФИО3 госпошлину в возврат 300 руб., транспортные расходы в сумме 123 руб., а всего 423 (четыреста двадцать три) руб.;
в части требований о признании незаконным и отмене решения филиала ФГБУ «ФКП» Росреестра ..... об отказе в возврате денежных средств по оплате государственной услуги и обязании возвратить денежные средства, взыскании убытков за транспортные расходы – отказать.
в части требований о компенсации морального вреда – производство прекратить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись