Мотивированное решение составлено 23 апреля 2019 года
Дело № 2а-1198/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Лазаревой М.И.
При секретаре Кузиковой Н.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ Минюста России по Ростовской области, Министерству юстиции РФ, заинтересованное лицо Некоммерческое партнерство «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в котором указала, что 27.07.2018 года за № 61/03-14369 ГУ Минюста РФ по РО Некоммерческому партнерству «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» отказано в уведомлении о начале процедуры реорганизации вышеуказанного партнерства.
11.09.2018года за №11-120652/18 вышестоящим органом - Министерством Юстиции РФ по жалобе на вышеуказанный отказ вынесено решение о признании правомерным отказа Некоммерческому партнерству «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» в уведомлении о начале процедуры реорганизации партнерства.
Основаниями к отказу в уведомлении о начале процедуры реорганизации партнерства послужили выводы административного ответчика о том, что в нарушение п. 4.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@, лист А уведомления по форме № Р12003 заполнен только в отношении НП «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО», в то время как должен быть заполнен в отношении каждого реорганизуемого юридического лица. В нарушение п. 4.4 Требований, заполнен п. 3 стр. 001 уведомления по форме № Р12003 (не должен заполняться). В нарушение п. 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации участие в заседании высшего органа Партнерства принимали лица, представлявшие членов Партнерства по доверенности. Так, согласно Протоколу № 5 от 17.06.2018 в заседании приняли участие 216 членов Партнерства из 394, 123 из которых участвовали по доверенности.
С обжалуемыми решениями административный истец не согласен, считает их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права НП «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО», а также права ФИО1, как члена данного партнерства.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, ФИО1 просит суд признать решение Главного Управления Министерства Юстиции РФ по Ростовской области по уведомлению о начале процедуры реорганизации от 27.07.2018года за №61/03-14369 и решение о признании правомерным отказа Министерства Юстиции РФ от 11.09.2018г №11-120652/18 незаконными и отменить. Обязать ответчика - Главное Управление Министерства Юстиции РФ по Ростовской области произвести регистрационные действия по уведомлению о начале процедуры реорганизации Некоммерческого партнерства «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО».
ФИО1 и ее представитель ФИО2, допущенная к участию в деле в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске, просили удовлетворить.
Представитель ГУ Минюста РФ по РО ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в иске отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Дело в их отсутствие рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что Некоммерческое партнерство «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» обратилось в ГУ Минюста РФ по РО с заявлением о начале процедуры реорганизации юридического лица путем присоединения к СНТ СН «СКВО», приобщив к заявлению протокол общего собрания членов некоммерческого партнерства № 5 от 17.05.2018 г. и доверенность.
Уведомлением ГУ Минюста РФ по РО от 27.07.2018 г. № 61/03-14369 Некоммерческому партнерству «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» было отказано по уведомлению о начале процедуры реорганизации.
Основанием к отказу явилось то, что в нарушение п. 4.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@, лист А уведомления по форме № Р12003 заполнен только в отношении НП «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО», в то время как должен быть заполнен в отношении каждого реорганизуемого юридического лица. В нарушение п. 4.4 Требований, заполнен п. 3 стр. 001 уведомления по форме № Р12003 (в данном случае не заполняется). В нарушение п. 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации участие в заседании высшего органа Партнерства принимали лица, представлявшие членов Партнерства по доверенности. Так, согласно Протоколу № 5 от 17.06.2018 в заседании приняли участие 216 членов Партнерства из 394, 123 из которых участвовали по доверенности.
Не согласившись с отказом, партнерство обжаловало его в вышестоящий орган.
Решением Минюста России от 11.09.2018 г., принятым по жалобе ФИО1, решение ГУ Минюста РФ по РО от 27.07.2018 г. № 61/03-14369 признано правомерным.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, ФИО1 оспорила их в суде.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых административным истцом решений незаконными в виду следующего.
В силу п. 2 ст. 13.1 ФЗ "О некоммерческих организациях", решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Уполномоченным органом согласно п. 1 Положения о министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации в лице ее территориальных органов.
В соответствии с п. 3 ст. 13.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455, одним из оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации является не представление или представление в не полном виде необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц, предусмотрены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - Требования).
Пунктом 4.6 Требований установлено, что лист А (сведения о реорганизуемом юридическом лице) уведомления (далее - Уведомление) о начале процедуры реорганизации по форме №Р12003, утвержденной вышеназванным приказом, заполняется в отношении каждого реорганизуемого юридического лица.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанной нормы лист А Уведомления заполнен только в отношении НП «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО».
Согласно пункту 4.4 Требований раздел 3 Уведомления не заполняется в случае реорганизации в форме преобразования или присоединения.
Между тем, как установлено судом, в Уведомлении НП «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» раздел 3 заполнен.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 29 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем) за исключением принятия решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
Пунктом 3 статьи 29 Закона № 7-ФЗ установлено, что принятия решения о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации является одним из вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.
Из буквального толкования пункта 3 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу, в том числе временно, на основании доверенности.
Между тем, как следует из материалов дела, а именно протокола общего собрания членов некоммерческого партнерства «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» № 5 от 17 июня 2018 года, представленного административному ответчику вместе с заявлением о начале процедуры реорганизации, из 216 членов, принявших участие в собрании, 123 члена некоммерческого партнерства участвовали в собрании по доверенностям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии кворума общего собрания и обоснованности оспариваемого отказа регистрирующего органа по уведомлению о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 к ГУ Минюста России по Ростовской области, Министерству юстиции РФ, заинтересованное лицо Некоммерческое партнерство «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» о признании незаконными решений, удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к ГУ Минюста России по Ростовской области, Министерству юстиции РФ, заинтересованное лицо Некоммерческое партнерство «По управлению общим газовым хозяйством в СНТ «СКВО» о признании незаконными решений, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий