Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года | г. Ивдель |
Ивдельский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Смирнова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федорцовой О.А., с участием административного истца Иванова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело № 2а-119/2022 по административному исковому заявлению Иванова А.Е. к федеральному казённому учреждению Исправительная колония № 56 главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области (далее – ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказания (далее – ФСИН России) о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в Ивдельский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о признании незаконным бездействия выразившегося в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, по тем основаниям, что с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг содержался в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в учреждении отсутствовали водопровод, канализация, система вентиляции; вода выдавалась 1 раз в сутки, 1 ведро 12 литров на человека, плохого качества; плохое качество пищи; недостаточная освещённость; нехватка воды, свежего воздуха и света; в карантинном отделении отсутствовала приватность отхожих мест; использование в качестве туалета ведра; вынос ведра-туалета в выгребную яму 1 раз в сутки, в наручниках; расположение выгребной ямы вблизи здания ПКТ и прогулочных дворов; запах в камере и прогулочных дворах; маленький размер форточек 40х40 и окон 40х85; неудовлетворительное состояние прогулочных дворов с недостаточным естественным освещением, отсутствием стоков, грязь; вывод в прогулочные дворы для лиц с открытой формой туберкулёза; нахождение в камере 22 часа 30 минут в сутки, прогулка полтора часа, отсутствие вне камерной деятельности; отсутствие нормальных умывальников, веников, ведра для мытья пола, стирки, шкафа для продуктов, нательного белья, носков, костюмов по размеру; применение специальных средств наручников при любом выводе из камеры; помывка в бане 1 раз в 14 дней, летом 2017 не предоставление помывки более 3 недель; отсутствие приватности в душе; общие тазики которыми также пользовались больные туберкулёзом; нанесение на одежду номера и надписи «пожизненно»; осуществление побелки стен камеры и последующее содержание в камере в условиях влажности; содержание в одном задние ПКТ как здоровых, так и лиц больных открытой формой туберкулёза. Просит взыскать компенсацию в размере 1 200 000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён ГУФСИН России по Свердловской области.
В судебное заседание административный истец исковые требования поддержал, в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просил взыскать в его пользу государственную пошлину.
Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ФСИН России представлены письменные возражения согласно которым пропущен срок обращения в суд, нарушений не допускалось, в учреждении отсутствует центральное водоснабжение и канализация, туалет оборудован выносной чашей-клозет которая выносилась осуждёнными, искусственное освещение осуществляется 2 лампами 100 Вт с 06:00 до 22:00 (будни), с 07:00 до 23:00 (выходные праздничные дни), в ночное время 1 лампа 40 Вт, что является ночным дежурным освещением. Оборудованы 8 прогулочных двориков общей площадью 90 м.кв. ежедневная прогулка полтора часа в день, установлены скамейки, навесы. Лица больные туберкулёзом содержались отдельно. Нанесение на одежду отличительных знаков было обусловлено мерами безопасности и разграничения одежды после её стирки.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные материалы, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС России) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Иванов осуждённый дд.мм.гггг Новосибирским областным судом за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, прибыл в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области и содержался с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. Характеризуется посредственно с положительной динамикой, имеет 5 поощрений, 3 погашенных взыскания.
По итогам заседания комиссии поставлен на профилактический учёт как лицо склонное к совершению побега, о чём представлен протокол и рапорт от дд.мм.гггг.
По камерные карточки содержания осуждённых уничтожены по акту от дд.мм.гггг.
дд.мм.гггг проведены лабораторные испытания освещённости и микроклимата, те-же измерения приводились дд.мм.гггг, дд.мм.гггг установлено соответствие требованиям СанПиН, кроме того указано на показатели влажности в камерах которые по всем помещениям существенно ниже допустимой нормы, температура в камерах от +18 градусов до + 19, при температуре на улице -25.
В дд.мм.гггг проводились исследования воды, пробы также соответствуют требованиям СанПиН.
По результатам прокурорской проверки от дд.мм.гггг установлено, что одиночные камеры оборудованы в соответствии с требованиями Приказа Минюста Росси от 27.07.2006 № 512, окна оборудованы решётками, в камерах используется выносные чаши-клозет, которые выносятся в выгребную яму расположенную в 5 метрах от здания ПКТ, в камере № санитарный узел не отделён от остального помещения.
Из графика промывок от дд.мм.гггг видно, помывки предусмотрены 2 раза в неделю, с 19:00 до 21:00 ежедневно предусмотрена уборка и дезинсекция. Помывка осужденных больных туберкулёзом осуществляется в последнюю очередь.
дд.мм.гггг составлены акт об остановке котельного-печного оборудования, дд.мм.гггг акт о запуске котельного-печного оборудования.
дд.мм.гггг прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ в адрес ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, так на протяжении дд.мм.гггг помывка осуждённых к пожизненному лишению свободы, осуществлялась 1 раз в 7 дней, а в августе-сентябре 2017 помывка осуждённых к пожизненному лишению свободы не предоставлялась в течении 3 недель.
Иванов также обращался в органы прокуратуры на не предоставление помывки с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, о чём ему дан ответ дд.мм.гггг.
Согласно сведений ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области от дд.мм.гггг здание ПКТ не оборудовано центральным водоснабжением и канализацией, санитарный узел обрадован выносными чашами клозет, выгребная яма расположена в 5 метрах от здания ПКТ.
Как видно из технического паспорта, планов схем прогулочных дворов, здание ПКТ состоит из камер 27,6 кв.м., 16,4 кв.м. (2 спальных места), и 4,1 кв.м. (1 спальное место), 32 двухместных камеры, 20 одноместных. Камеры оборудованы одним оконным проёмом 0,55 х 1,06 с остеклением и форточкой, с установленной решёткой. Имеются вентиляционные шахты.
дд.мм.гггг по жалобе заявителя проводилась проверка установлено, что помывка осуждённых осуществлялась в душей, без ограничения времени, после которых проводилась уборка и дезинфекция, помывка больных туберкулёзом осуществлялась в последнюю очередь. Больные туберкулёзом содержались в отдельных камерах, на прогулку выводились в отдельный двор площадью 12 кв.м. для осуждённых больных туберкулёзом. Дворы оборудованы скамейками, навесом. Оснований для мер прокурорского реагирования не выявлено.
График проведения прогулок предусматривал ежедневную полуторачасовую покамерную прогулку.
Представлены фотоматериалы камер и прогулочных дворов.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от дд.мм.гггг № 2а-581/2020 с учётом апелляционного определения Свердловского областного суда от дд.мм.гггг №33а-5011/2021 условия содержания Б. в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, выразившиеся в отсутствии доступа к надлежащему туалетному оборудованию ввиду отсутствия канализации и приватности отхожих мест, необходимости выносить чашу-клозет, недостаточной вентиляции, недостатке освещения, необеспечении доступа к проточной воде ввиду отсутствия водопровода, отсутствии доступа к питьевой воде, в расположении прогулочных двориков вблизи выгребной ямы, в необеспечении администрацией учреждения в дд.мм.гггг еженедельно 2 помывок в бане, не предоставлении в дд.мм.гггг помывки в течение 3 недель, признаны незаконными.
Нарушения условий также устанавливались в рамках рассмотрения административного дела № 2а-386/2020, апелляционное определение Свердловского областного суда от дд.мм.гггг №33а-14734/2021.
Заявитель с доводами о нарушении условий содержания в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области обращался в ЕСПЧ с жалобой от дд.мм.гггг№, сведений о принятом решении не имеется, указано на не исчерпание внутренних средств правовой защиты.
Решением Европейского суда по правам человека от дд.мм.гггг по делу «Горбуля против России» установлен факт нарушения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденного Г., отбывавшего наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг выразившееся в отсутствии доступа к надлежащему санитарному оборудованию; общие ограничения доступа к естественному освещению и воздуху, вызванные небольшими размерами окон в камере заявителя; помывки раз в неделю (т. 3 л.д. 52-78).
Решением Европейского суда по правам человека от дд.мм.гггг по делу «Дандаев и другие против России» установлен факт нарушения ст. 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденного Д., отбывавшего наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг выразившееся в отсутствии системы водоснабжения в камере, ведро служило туалетом, туалет не отделен от жилой площади и расположен близко к обеденному столу и спальному месту, ведро воды из бассейна в день для питья и всех других потребностей, нет вентиляции, отсутствие свежего воздуха.
Решением Европейского суда по правам человека от дд.мм.гггг по делу «Дудников и другие против России» установлен факт нарушения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденного Д. и ряда других заключённых, отбывавших наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг выразившееся в отсутствии водопроводных или канализационных сетей в камерах; ведро, служившее в качестве туалета; отсутствие перегородки от остальной части камеры, что не обеспечивало уединенности; тусклый свет и отсутствие свежего воздуха; разрешенная прогулка на свежем воздухе не более двух часов в день в одной из пяти дворов, расположенных вблизи свалки отходов; каждый двор площадью 6 квадратных метров.
Решением Европейского суда по правам человека от дд.мм.гггг по делу «Сашков и другие против России» установлен факт нарушения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с ненадлежащими условиями содержания осужденного Б., отбывавшего наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг выразившееся в отсутствии или ограничении доступа к туалету, нехватка свежего воздуха, отсутствие или недостаточное электрическое освещение, отсутствие или ограниченный доступ к проточной воде, отсутствие или ограниченный доступ к питьевой воде, отсутствие уединенности при пользовании туалетом.
Свидетель М. доводы истца подтвердил, сообщил, что содержались совместно в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с мая до октября 2017.
Частью 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В ст. 3, 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950, никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30.03.1998 №54-ФЗ Российская Федерация признает без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС России, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС России).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и № 2076 (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляции.
Согласно п. п. 11, 12, 14, 15 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.
Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте.
От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.
Пункт 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, предусматривает не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Так, в судебном заседании установлен факт нарушения названых правил и в целом ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд признаёт условия содержания Иванов в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, выразившиеся в отсутствии доступа к надлежащему туалетному оборудованию ввиду отсутствия канализации и приватности отхожих мест, необходимости выносить чашу-клозет, недостаточной вентиляции, недостатке освещения, необеспечении доступа к проточной воде ввиду отсутствия водопровода, отсутствии доступа к питьевой воде, в расположении прогулочных двориков и здания ПКТ вблизи выгребной ямы, в необеспечении администрацией учреждения в 2017 году еженедельно 2 помывок в бане, не предоставлении в августе - сентябре 2017 года помывки в течение 3 недель, незаконными.
Данные обстоятельства подтверждаются вышеуказанными доказательствами, в том числе, результатами прокурорских проверок Ивдельской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Кроме того, данные обстоятельства ранее устанавливались решениями ЕСПЧ.
Каких либо последствий названные нарушения не повлекли.
Согласно статье 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации физическая сила, специальные средства и оружие применяются в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства - наручники в следующих случаях: для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу; при конвоировании охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим либо себе.
На основании пункта 41 Приказа Минюста России от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (действующего в спорный период), пунктов 255, 257 Приказа Минюста России (для служебного пользования) от 13.07.2006 № 252 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях» передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим либо себе, осуществляется в наручниках при положении рук за спиной.
В данном случае суд отмечает, что заявитель в период нахождения в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области находился на профилактическом учёте как лицо склонное к совершению побега, нарушений со стороны должностных лиц не допущено.
В остальной части, с учётом положений ст.ст. 99, 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также отсутствия допустимых и достоверных доказательств указывающих на нарушение прав административного истца на достойное питание, санитарные условия, материальное обеспечение, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заявителем убедительных доводов о плохом качестве воды и пищи, суду не приведено, компетентными органами таких нарушений за интересующий период не выявлялось и не устанавливалось.
Кроме того довод о качестве воды опровергается протоколами исследований.
Площади помещений камер исправительного учреждения соответствуют нормам, установленным законодательством.
Время отведённое для прогулок соответствует требованиям законодательства, кроме того суд отмечает, что при хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки могло быть увеличено на тридцать минут (ч. 2 ст. 127 УИК РФ).
Вопрос содержания лиц больных туберкулёзом уже являлся предметом контроля со стороны органов прокуратуры, такого рода нарушений не было выявлено ни ранее не в ходе настоящего дела, оснований для переоценки таких выводов судом не усматривается.
В силу п. 2 Приложения № 3 Приказ Минюста России от 03.12.2013 N 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 16 главы 3 которых установлено, что осужденные обязаны в том числе: носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (Приложение N 5): фамилия, имя, отчество, номер отряда.
Аналогичные положения содержались в пункте 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205 и утративших действие 06.01.2017.
Ношение одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками предусмотрено ч. 4 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и абз. 11 п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Минюста Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205).
Данная обязанность является одним из средств поддержания установленного законом порядка отбывания наказания в виде лишения свободы (режима), в том числе обеспечения охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, их личной безопасности и безопасности персонала исправительных учреждений, а также других лиц, предупреждения побегов и иных преступлений (ч. 1 ст. 82 того же Кодекса).
Нанесение на одежду отличительных надписей, отражающих назначенный осужденному вид уголовного наказания и позволяющих отграничивать от осужденных, которым назначено иное наказание, облегчающих их визуальную идентификацию и осуществление контроля за ними, приведенным выше нормам не противоречит и не изменяет характера самой одежды на оскорбительный или унижающий человеческое достоинство.
Более того данные обстоятельства соответствуют принципу разграничения осуждённых по длительности осуждения в соответствии с п. 7 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Резолюция N (73) 5 Комитета министров Совета Европы Принята 19.01.1973 на 217-ом заседании представителей министров).
К показаниям свидетелей, в части не согласующейся с установленными обстоятельствами, в том числе о плохом качестве пищи, воды, влажности, грязи, возможности заразиться суд относится критически как субъективной оценке происходящего не свидетельствующей о нарушении закона и противоречащей иным доказательствам по делу, что не является достаточным для установления изложенных обстоятельств.
Иные доводы не противоречат нормам законодательства и международного права, либо охватываются компенсацией за отсутствие водопровода, канализации, системы вентиляции; недостаточного освещения; что в том числе включает в себя отсутствие свежего воздуха и соответствующий запах, влажность, иные негативные последствия отсутствия вышеуказанных коммуникаций.
Относительно доводов о грязных прогулочных дворах суд обращает внимание, что уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и прогулочных двориках возлагается поочередно на каждого осужденного, осужденный, ответственный за уборку, производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора (п. 165-166 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295).
Нарушений приватности в душе и ненадлежащего материального обеспечения судом не установлено.
Нарушений срока обращения в суд с учётом сведений об обращении административного истца в ЕСПЧ и полученного им ответа 06.12.2021 о чём представлен конверт, заявитель переадресован к национальным средствам защиты, положений ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», судом не установлено.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС России).
В соответствии с подп.6 п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на Федеральную службу исполнения наказаний.
При определении размера компенсации суд учитывает, характер и продолжительность нарушений (дд.мм.гггг по дд.мм.гггг), возникновение данных нарушений ввиду объективных обстоятельств связанных с проектировкой и строительством здания ПКТ, отсутствие каких либо последствий, состояние его здоровья и индивидуальные особенности, а также степень причиненных нравственных страданий и приходит к убеждению о необходимости снижения размера заявленной компенсации.
Учитывая изложенное, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины подлежат взыскания с ФСИН России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Иванова А.Е. о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.
Признать условия содержания Иванова А.Е. в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, выразившиеся в отсутствии доступа к надлежащему туалетному оборудованию ввиду отсутствия канализации и приватности отхожих мест, необходимости выносить чашу-клозет, недостаточной вентиляции, недостатке освещения, необеспечении доступа к проточной воде ввиду отсутствия водопровода, отсутствии доступа к питьевой воде, расположении прогулочных двориков и здания ПКТ вблизи выгребной ямы, необеспечении администрацией учреждения в 2017 году еженедельно 2 помывок в бане, не предоставлении в августе - сентябре 2017 года помывки в течение 3 недель, незаконными.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова А.Е. компенсацию в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Лицевой счёт Иванова А.Е. родившегося дд.мм.гггг; <данные изъяты>
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ивдельский городской суд Свердловской области.
Судья (подпись) | А.А. Смирнов |