ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/2022 от 21.03.2022 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2а-119/2022

УИД 65RS0016-01-2022-000072-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего – Калашниковой Ю.С.,

при секретаре – Сандара Ш.А.,

с участием прокурора Чайкина Т.В., представителя административного ответчика Баль Н.В., действующей на основании доверенности от 15.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Углегорского городского округа о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

установил:

В обоснование заявленных требований указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п.6 плана работы на 2 полугодие 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок. 20.10.2021 в ходе обследования территории Углегорского городского округа природоохранной прокуратурой выявлено 3 места размещения отходов. <адрес> выявлена свалка строительных отходов площадью 50 кв.м. <адрес> выявлена свалка отходов от разбора зданий, строений площадью 1 000 кв.м. <адрес> выявлена свалка отходов от разбора зданий, строений площадью 100 кв.м. Согласно информации администрации Углегорского городского округа от 29.10.2021, вышеуказанные земельные участки не разграничены пользованием. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, не разграниченных пользованием, в пределах населенных пунктов, возложена на органы местного самоуправления. Невыполнение администрацией Углегорского городского округа возложенных на нее обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на окружающую среду. 29.10.2021 в администрацию Углегорского городского округа внесено представление об устранении нарушений. Согласно ответам администрации Углегорского городского округа от 02.12.2021, от 17.12.2021, свалки отходов будут ликвидированы во 2 квартале 2022 года. Однако, длительное непринятие мер к устранению несанкционированных свалок отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки для населения. Обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также по участию в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке твердых коммунальных отходов, является публичной обязанностью администрации Углегорского городского округа, невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны ответчика.

Протокольным определением Углегорского городского суда от 28.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта.

Протокольным определением Углегорского городского суда от 10.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Тё Ман Сек.

В судебном заседании прокурор Чайкин Т.В. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного ответчика Баль Н.В. заявленные требования не признала в полном объеме, поскольку администрация Углегорского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно выпискам из ЕГРН, на земельные участки с кадастровыми номерами , приказом Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 02.04.2019 зарегистрированы ограничения (обременения), а именно решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Шахтерск, соответственно именно данное Управление должно организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок. Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами , в реестре муниципальной собственности Углегорского городского округа не значатся. Требования относительно несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке <адрес>, представитель администрации Углегорского городского округа также не признала, так как земельный участок с кадастровым номером в точках координат <адрес> принадлежит на праве собственности Тё Ман Сек.

В судебное заседание вызывались и не явились заинтересованные лица Дальневосточное МТУ Росавиации, Тё Ман Сек, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Дальневосточное МТУ Росавиации ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), учитывая, что судом явка участников процесса не признавалась обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав участников процесса, рассмотрев административное дело по принципу законности и справедливости, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

По характеру данный иск касается вопросов пресечения экологических правонарушений, создающих угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, и не связан с экономической деятельностью.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

Статьей 42 Конституции РФ установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ), согласно которому каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

При этом согласно ст.3 Федерального закона №52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Положением ст.2 Федерального закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п.1 ст.22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена ч.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статья 3 Федерального закона №7-ФЗ предусматривает ответственность, в том числе, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Пунктом 3 статьи 1 Устава Углегорского городского округа установлено, что город Углегорск, а также территории городских и сельских населенных пунктов являются городским округом, наделенным Законом Сахалинской области от 26.12.2016 №120-ЗО «Об организации местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» статусом городского округа.

Согласно пп. 11, 23, 24 статьи 6 Устава Углегорского городского округа к вопросам местного значения городского круга отнесено, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с планом работы прокуратуры на 2 полугодие 2021 года, Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором Сахалинской области в рамках решения №194 от 04.10.2021 проведена проверка в отношении администрации Углегорского городского округа. Цель проверки: соблюдение законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Срок проведения проверки с 04.10.2021 по 02.11.2021.

В ходе проведения обследования территорий Углегорского городского округа, в присутствии представителя администрации Углегорского городского округа – старшего специалиста 1 разряда отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Хон А.С., установлено, в том числе, что: <адрес> 3 места размещения отходов объемом свыше 50 куб.м., состав отходов – отходы жизнедеятельности населения, отходы от разбора зданий (строений); на земельном участке с кадастровым номером в пгт. Шахтерск выявлена свалка площадью 200 кв.м., состав отходов – отходы от разбора зданий (строений) не сортированные, отработанные автомобильные покрышки, ТКО, отработанная техника, металлические бочки, точки координат <адрес>, отходы также размещены на склонах оврага; на земельном участке с кадастровым номером размещены отходы от разбора зданий (строений) не сортированные, ТКО, площадь 100 кв.м.

Данные нарушения отражены в акте проверки от 20.10.2021, в ходе проверки проводилась фотосъемка. Фототаблицы от 20.10.2021 представлены в материалы дела.

В связи с выявленными нарушениями, по результатам проверки вынесено предписание об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления в течение установленного законом месячного срока.

По результатам рассмотрения указанного представления, администрацией Углегорского городского округа 29.11.2021 сообщено, что в связи с труднодоступностью некоторых мест несанкционированного размещения отходов (далее – НРО) и в связи с отсутствием средств в бюджете муниципального образования, представление частично удовлетворено. Распоряжением администрации Углегорского городского округа №281-р от 25.11.2021 МБУ «Управление дорожно-транспортным хозяйством» Углегорского городского округа поручено в срок не позднее 05.12.2021 ликвидировать одно место НРО в пгт. Шахтерске и одно место НРО в г. Углегорске. Информация о выполненных работах по ликвидации мест НРО ожидается в срок до 07.12.2021.

Из ответа администрации Углегорского городского округа от 02.12.2021 мероприятия по ликвидации вышеуказанных свалок будут проведены во 2 квартале 2022 года при наличии финансирования на проведение данных мероприятий.

Согласно информации от 29.10.2021 представленной администрацией Углегорского городского округа Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору, государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами , не разграничена.

В письме от 17.12.2021 администрация Углегорского городского округа сообщила, в том числе, что протокол заседания Правительства Сахалинской области от 28.06.2021 содержит рекомендацию об уборке несанкционированных свалок – рекомендовать главам муниципальных образований Сахалинской области принять меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципальных образований. Информацию о ликвидации направить в адрес министерства экологии Сахалинской области и министерства ЖКХ Сахалинской области (п.3.3). Однако, в связи с тем, что новые места НРО выявлены перед началом зимнего периода, а в настоящее время в районе выпало достаточно много снежного покрова, администрация Углегорского городского округа обратилась в адрес Правительства Сахалинской области с просьбой о продлении срока исполнения пункта 3.3 до 01.07.2022.

Таким образом, судом установлен факт наличия несанкционированного места размещения отходов и факт признания административным ответчиком в период проведения прокуратурой проверки обязанности по их ликвидации.

Как следует из справки КУМС Углегорского городского округа от 07.02.2021, земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: Углегорский район, пгт. Шахтерск, в реестре муниципальной собственности Углегорского городского округа не числятся.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.

Статьей 4 указанного закона закреплено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В связи с изложенным, определение надлежащего ответчика по делу связано с установлением лица, виновного в организации несанкционированной свалки, или лица, на чьей территории организована такая свалка.

Исходя из объяснений сторон в ходе рассмотрения дела собственник, размещенного на спорных земельных участках мусора, не установлен.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Не соглашаясь с заявленными требованиями, администрация Углегорского городского округа представила в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.02.2022, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами , , расположены: <адрес>; <адрес>, в районе бывшей шахты «Углегорская», соответственно. Категория земель – земли населенных пунктов. Приказом от 02.04.2019 Дальневосточного МТУ Росавиации на объекты недвижимости наложены обременения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ. Полагают, что поскольку данные земельные участки являются приаэродромной территорией аэродрома гражданской авиации Шахтерск, именно Дальневосточное МТУ Росавиации должно организовать ликвидацию несанкционированных свалок.

Рассматривая данный довод административного ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.2 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 года, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства (пункт 1).

Указанные Правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (п. 5 Федеральных правил).

Согласно пункту 2 Федеральных правил, приаэродромная территория – это прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Приказом Дальневосточного межрегионального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 02.04.2019 утверждена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Шахтерск.

Административным ответчиком представлено Решение Федерального агентства воздушного транспорта об установлении приаэродромной территории аэродрома Шахтерск с описанием местоположения границ приаэродромной территории и подзон ОП «Аэропорт Шахтерск», координаты поворотных точек границ подзон, а также перечень ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

В соответствии с вышеуказанным Решением, кадастровый квартал относится к подзоне . Ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в данной подзоне распространяются на строящиеся (проектируемые) объекты, высота которых не должна превышать установленные ограничения в границах полос воздушных подходов и поверхностях ограничений препятствий, установленных для аэродрома.

Как следует из ответа Дальневосточного МТУ Росавиации от 03.03.2022, земельные участки с кадастровыми номерами , Управление в пользовании (аренде) не имеет.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17.02.2022, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные земельные участки отсутствуют, категория земель – земли населенных пунктов.

Не признавая требования природоохранного прокурора в отношении несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном на <адрес>, представитель административного ответчика Баль Н.В. в судебном заседании 24.02.2022 настаивала, что данная свалка устранена, а информация о ликвидации места НРО была размещена в системе ГеоИС.

Однако, предоставить суду договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированной салки, акт выполненных работ, акт осмотра места НРО, представитель администрации Углегорского городского округа не смог.

Факт устранения свалки на вышеуказанном участке и сведения об этом в системе ГеоИС, также подверг критике прокурор, указал, что данная программа не отражает объективную информацию, поскольку административный ответчик имеет право вносить туда информацию и может сам фактически закрыть этот пункт.

В судебном заседании 10.03.2022 представитель администрации Углегорского городского округа Баль Н.В. приобщила к материалам дела выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах участка по адресу ориентира: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Тё Ман Сек. Площадь земельного участка 1790+/-15, категория земель – земли населенных пунктов.

Координаты данного земельного участка - <адрес>, что подтверждается скриншотом конвертера географических координат, также предоставленным представителем ответчика.

Полагала, что именно Тё Ман Сек, как собственник земельного участка, должен организовать ликвидацию места НРО.

Вместе с тем, указанный вывод административного ответчика судом признается несостоятельным в силу следующего.

После выявления мест НРО, Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором на имя и.о. мэра Углегорского городского округа Органовой Е.А. направлен запрос от 25.10.2021 о предоставлении информации о собственниках, пользователях земельных участках, расположенных на территории Углегорского района, в том числе на территории <адрес>.

Из ответа администрации Углегорского городского округа от 29.10.2021 следует, что идентифицировать данный земельный участок не представляется возможным.

Согласно фототаблице от 20.10.2021, приобщенной к материалам дела природоохранным прокурором, свалка строительных отходов выявлена на земельном участке на территории <адрес> с кадастровым номером за зданием.

В судебном заседании природоохранным прокурором также предоставлен скриншот конвертера географических координат земельного участка, где в ходе проверки обнаружено место НРО, согласно которому точки координат <адрес>.

По информации КУМС Углегорского городского округа, представленной 21.02.2022 по запросу суда: земельные участки с кадастровыми номерами , и земельный участок площадью 50 кв.м. в точках координат <адрес>, на сегодняшний день никому не представлены и относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Доказательств, что указанные земельные участки закреплялись за третьими лицами суду не представлено, как и не представлено границ земельного участка, находящегося в собственности Тё Ман Сек.

Доказательств возникновения несанкционированных размещений строительных отходов, отходов от разбора зданий на указанных участках местности в результате деятельности каких-либо организаций, либо вызванных действиями (бездействием) юридических или физических лиц, в нарушение требований ст.226 КАС РФ, не представлено, как не представлено и доказательств тому, что вышеуказанные участки местности передавались кому-либо во владение или пользование (аренду).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления полномочия, предусмотренные действующим законодательством, осуществлялись с нарушением закона, поскольку на обозначенных выше территориях расположены несанкционированные свалки отходов, исчерпывающие меры по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированных свалок отходов администрацией Углегорского городского округа не принимались. Неисполнение администрацией требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Учитывая, что ненадлежащее выполнение администрацией Углегорского городского округа возложенных законом обязанностей, выразившееся в не проведении мероприятий по защите земель от загрязнения отходами, привело к загрязнению территории муниципального образования и ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования, а также создает угрозу причинения вреда окружающей среде, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, то установленные судом обстоятельства свидетельствует о бездействии администрации Углегорского городского округа, в связи с чем, административное исковое требование прокурора в части признания бездействия администрации Углегорского городского округа суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требование прокурора о возложении на административного ответчика – администрацию Углегорского городского округа обязанности по устранению выявленных нарушений, суд исходит из следующего.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В части 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также отсутствие сведений о ликвидации несанкционированных свалок, суд приходит к выводу, что обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов, следует возложить на администрацию Углегорского городского округа, в связи с чем, требование прокурора в этой части подлежит удовлетворению.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями на данный конкретный момент.

Кроме того, создана угроза загрязнения других компонентов окружающей среды и безопасности для здоровья населения и среды обитания человека и животного мира, то есть экологической безопасности территории населенного пункта.

Между тем, согласно части 1 статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Решая вопрос об установлении срока, в течение которого администрация Углегорского городского округа обязана исполнить возложенные на нее судом обязанности, суд исходит из того, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с требованиями действующего законодательства потребует проведения ряда процедур, на выполнение которых объективно потребуется время, объем работ, материальные затраты, погодные условия, в связи с чем, полагает, что срок, заявленный прокурором, будет достаточным для выполнения ответчиком решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Углегорского городского округа о признании незаконным бездействие, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Углегорского городского округа, выразившееся в непринятии мер по ликвидации трех несанкционированных свалок, расположенных: на земельном участке <адрес>, площадью 50 кв.м., в точках координат <адрес>; на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>, площадью 1 000 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером , площадью 100 кв.м., незаконным.

Возложить на администрацию Углегорского городского округа обязанность по организации и обеспечению ликвидации трех несанкционированных свалок, расположенных: на земельном участке <адрес>, площадью 50 кв.м., в точках координат <адрес>; на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>, площадью 1 000 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером , площадью 100 кв.м., в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года.

Председательствующий судья Ю.С. Калашникова