ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/18 от 14.12.2017 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Гражданское дело №2а-430/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Магдагачи 14 декабря 2017 года

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,

при секретаре Ю.А. Губеевой,

с участием:

административного истца Мирзоева Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мирзоева <данные изъяты> к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными действий по хранению, обработке информации об уголовном преследовании, о возложении обязанности исключить из банка данных информацию об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования, вследствие акта об амнистии,

установил:

административной истец Мирзоев Р.М. обратился в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Амурской области, которое обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было прекращено уголовное преследование <данные изъяты> на основании п.4 ст.5 УПК РСФСР. Истец полагает, что хранение и обработка данной информации является незаконным действием. Просит исключить из баз Информационного центра сведения о факте уголовного преследования, о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации.

От административного ответчика УМВД России по Амурской области поступил отзыв на административное исковое заявление Мирзоева Р.М., в котором указано, что из справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ИЦ УМВД России по Амурской области имеются сведения о привлечении Мирзоева P.M. к уголовной ответственности Магдагачинским РОВД по <данные изъяты>. Уголовное дело прекращено 11.12.2001 года на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР.

Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных в числе прочей подлежит информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Обработка данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении этих целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Для выполнения возложенных обязанностей полиции предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экепертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Полиции предписано обеспечивать защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Обязанность защиты таких данных, включая принятие для этого правовых, организационных и технических мер, установлена и ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119.

Обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а и необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), которое определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Согласно п. 2.2 Положения под учетом понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ. ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в п. 2 Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по основаниям, перечисленным в этом пункте.

Между тем, уголовное дело в отношении истца прекращено по не реабилитирующему основанию - вследствие акта об амнистии (п. 4 ст. 5 УПК РСФСР).

Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, который определяет сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также устанавливает порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.

Согласно п. 72 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления или запроса из государственных органов, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.

В силу п. 73 Административного регламента после проведения проверок и анализа полученных в отношении заявителя в оперативно-справочных учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сведений должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на бланке строгой отчетности оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение №6).

Пунктом 74.4 Административного регламента установлено, что в справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» указываются: дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по основаниям, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования и т.д.

Приложение № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России и Генпрокуратуры России от 12.02.2014 № 89дсп/19дсп/73дсп/1дсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14дсп/95дсп, содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение.

В соответствии с п.п. «е» п. 15.2 приложения № 1 к Наставлению в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы № 1, учетные алфавитные карточки формы 1-6 хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на основании акта об амнистии до достижения ими 80-летнего возраста.

Кроме того, доказательств нарушения прав Мирзоев P.M. в связи с осуществлением УМВД России по Амурской области действий по хранению, обработке информации о судимости заявителя по вышеуказанному приговору суда, в материалах дела не имеется, суду не представлено.

Таким образом, сведения в отношении Мирзоева P.M. в базу данных информационного центра УМВД России по Амурской области внесены на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат хранению в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

На основании изложенного, административный ответчик просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании административный истец Мирзоев Р.М. уточнил административные исковые требования, просил суд признать незаконными действия УМВД России по Амурской области по хранению, обработке информации об уголовном преследовании, обязать УМВД России по Амурской области исключить из банка данных информацию об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования, вследствие акта об амнистии. Дополнительно пояснил суду о том, что в результате неправомерных действий административного ответчика нарушено его конституционное право на выбор профессии, поскольку в результате хранения и обработки информации в базе данных ИЦ УМВД России по Амурской области об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования, ему было отказано в приеме на работу, в частности, в приеме на службу в органы внутренних дел решением от 27 июля 2017 года. Основания отказа в приеме на службу в органы внутренних дел ему стали известны в ходе рассмотрения гражданского дела по его иску к ОМВД России по Магдагачинскому району, поскольку письменный отказ не содержал описание его мотивов. Справка ИЦ УМВД России по Амурской области от 29 августа 2017 года, представленная в материалы административного дела, получена им через МФЦ в конце сентября – начале октября 2017 года, возможно 29 сентября 2017 года, но не ранее. Порядок обработки персональных данных, сроки должны быть регламентированы федеральными законами, а не ведомственными документами, подзаконными актами. Действия УМВД России по Амурской области по хранению и обработке персональных данных на основании регламентов, наставления противоречат закону, нарушают его права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ст. 8 Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика УМВД России по Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в ранее представленном отзыве просили суд рассмотреть административное дело в отсутствие представителя УМВД России по Амурской области.

Руководствуясь положениями ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, поскольку надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и их явка не признана судом обязательной.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заявленными административными исковыми требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего административного дела, являются административные исковые требования Мирзоева <данные изъяты> к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными действий УМВД России по Амурской области по хранению, обработке информации об уголовном преследовании, о возложении на УМВД России по Амурской области обязанности исключить из банка данных информацию об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования в отношении Мирзоева Р.М., вследствие акта об амнистии.

В силу положений ч.2 ст. 46 Конституции РФ действия органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании из материалов дела установлено, что постановлением Магдагачинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено уголовное дело (338273) по обвинению Мирзоева Р.М. в совершении преступления, предусмотренного п.п. <данные изъяты>, на основании п.4 ст.5 УПК РСФСР, в связи с актом амнистии (ч.7 п.п. «а,б» Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 года № 2172-111ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»).

Мирзоеву Р.М. Информационным центром УМВД России по России по Амурской области выдана справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что Мирзоев Р.М. привлекался Магдагачинским РОВД по <данные изъяты>. Дело прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании п.4 ст.5 УПК РСФСР.

В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно положениям ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе, о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

В ст. 4 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Приказом Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" утверждены "Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов".

Так, пунктом 28 раздела III Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета; постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета; постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела; постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению; обвинительное заключение (акт) по ранее неучтенному преступлению; обвинительный приговор суда по делу частного обвинения; постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства.

Согласно пункту 38 раздела III указанного Положения подлежит оставлению на учете преступление в случаях прекращения уголовного дела или уголовного преследования: вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Согласно пунктам 40, 41 раздела III указанного Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.

Основания учета лица, совершившего преступление: обвинительное заключение (акт); обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям); постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно положениям п.2.12 раздела I Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений нереабилитирующие основания: прекращение уголовного преследования: вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

В судебном заседании установлено, что уголовное дело в отношении Мирзоева Р.М. прекращено на основании п.4 ст.5 УПК РСФСР. Указанная норма предусматривала возможность прекращения уголовного дела вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц, что являлось нереабилитирующим основанием.

Сведения в отношении Мирзоева Р.М. были внесены в информационный банк данных на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта.

Таким образом, действия ответчика по внесению в банк данных информации об уголовном преследовании,о прекращении уголовного преследования, вследствие акта об амнистии, в отношении Мирзоева Р.М. и ее хранению являются законными и обоснованными. Размещенные в банке данных сведения в отношении Мирзоева Р.М. носят достоверный характер и подлежат хранению. Исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено.

Хранение, обработка и предоставление сведений, содержащихся в базе данных ИЦ УМВД России по Амурской области, осуществляется исходя из полномочий и компетенции этого органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что действия УМВД России по Амурской области по хранению и обработке персональных данных на основании подзаконных актов противоречат закону и нарушают его конституционные права, в том числе право на выбор профессии, суд не принимает, поскольку они основаны на неверном понимании норм права.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Статья 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» наделяет полицию правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. При этом, как ранее действующее Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, так и действующее на момент рассмотрения дела Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, уполномочивали данное Министерство на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.

Подпункт "е" пункта 15.2 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложение № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, СК России и Генпрокуратуры России от 12.02.2014 № 89дсп/19дсп/73дсп/1дсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63

дсп/14дсп/95дсп), устанавливает срок хранения в пофамильных картотеках учетных алфавитных карточек формы № 1, учетных алфавитных карточек формы 1-6, которые хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на основании акта об амнистии до достижения ими 80-летнего возраста.

Какой-либо нормативный правовой акт большей юридической силы, которому бы противоречило оспариваемое предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.

Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.

Статья 17 Федерального закона «О полиции» закрепляет, что персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регламентируя в части 7 статьи 5 хранение персональных данных, также предусматривает, что оно должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

Доказательств нарушения прав Мирзоева P.M. в связи с осуществлением УМВД России по Амурской области действий по хранению, обработке информации об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования, вследствие акта об амнистии, в материалах дела не имеется, суду не представлено.

В данном случае следует отметить, что обработка и хранение персональных данных, информации об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования, вследствие акта об амнистии, в отношении Мирзоева Р.М. влечет не уголовно – правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом РФ, а иными федеральными законами, исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно – правового характера.

Решением ОМВД России по Магдагачинскому району от 27 июля 2017 года Мирзоеву Р.М. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел РФ, поскольку служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.

Согласно п.5 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дед Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его вследствие акта об амнистии, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца Мирзоева Р.М., рассматриваемые в рамках настоящего административного дела, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Мирзоева <данные изъяты> к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными действий по хранению, обработке информации об уголовном преследовании, о возложении обязанности исключить из банка данных информацию об уголовном преследовании, о прекращении уголовного преследования, вследствие акта об амнистии, – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Шаталова

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2017 года.