ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/18 от 31.05.2018 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо 31 мая 2018 г.

Дело № 2а-11/2018

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Сычевой И.А.,

с участием: заместителя прокурора г. Бодайбо Шафикова Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федеральному государственному унитарному предприятию «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» о признании бездействия по организации проведения работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо незаконым, о возложении обязанности организовать проведение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойную прием и отправку авиатранспорта,

у с т а н о в и л :

прокурор г. Бодайбо в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Бодайбинский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений, просил: 1) признать бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» по организации проведения работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта, незаконным; 2) возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» обязанность организовать проведение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенного анализа состояния законности при организации транспортного облуживания населения установлены нарушения прав населения Бодайбинского района, потребителей в области гражданской авиации на безопасное, экономичное и регулярное воздушное движение.

Город Бодайбо находится на значительном удалении от областного центра - г. Иркутска, железнодорожная связь между которыми отсутствует, дорожная сеть слабо развита, официальных перевозчиков автомобильным транспортом не имеется, в связи с чем, сообщение осуществляется авиационным транспортом. Прием и отправка воздушных судов в г. Иркутск осуществляется через аэродром г. Бодайбо с использованием аэропортового комплекса (летная полоса, подъездные дороги, места стоянок воздушных судов), находящегося в федеральной собственности.

Перечисленные объекты в настоящее время арендуются ЗАО «Ленсиб» у Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» по договору аренды * от 17 апреля 2008 года и дополнительному соглашению к нему от 24 ноября 2015 года. Аэродром имеет классность «Г», размер взлетно-посадочной полосы 1 600*42 метров, покрытие грунтовое.

Авиаперевозчиками, осуществляющими перевозки между населенными пунктами г. Иркутск и г. Бодайбо (АО «Авиакомпания «Ангара», АО «Авиакомпания «Ираэро»), допускаются нарушения прав потребителей на предоставление услуг в срок, указанный в авиабилетах, производится задержка рейсов по причине размокания грунтовой взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо. В 2015 году задержано 12 рейсов по маршруту Бодайбо – Иркутск, 2016 году – 6 рейсов, в 2017 году – 23 рейса. В июле 2017 года в связи с проливными дождями аэропорт был закрыт для приема и отправки авиарейсов в течение 6-ти дней, что привело к транспортному коллапсу.

При этом ввиду отсутствия на территории Бодайбинского района условий для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилям: акушерство и гинекология, фтизиатрия, онкология, лица, нуждающиеся в её получении, направляются для её получения в медицинские организации г. Иркутска.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» определено, что одним из мероприятий сбалансированного развития интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций является реконструкция существующих взлетно-посадочных полос и строительство новых взлетно-посадочных полос, реконструкция и развитие аэродромов и аэродромных комплексов, модернизация аэронавигационной системы.

По информации правительства Иркутской области капитальные ремонтные работы на аэродроме г. Бодайбо не проводились более 20 лет. Аэродромное покрытие изношено и не в полной мере соответствует установленным требованиям безопасности полетов. В целях снижения социальной напряженности и зависимости работы аэродрома от погодных условий необходимо осуществление реконструкции аэродромного комплекса г. Бодайбо и строительство искусственной взлетно-посадочной полосы. Строительство искусственной взлетно-посадочной полосы длиной 2 200м. даст возможность осуществлять полеты на воздушных судах большей вместимости, что позволит увеличить коммерческую провозную емкость и как следствие снизить стоимость билетов.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий.

По мнению прокурора г. Бодайбо, бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае по организации работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта, нарушает права потребителей, неопределенного круга лиц на обеспечение транспортной доступности областного центра – г. Иркутска, безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, получения услуг авиаперевозчиков в срок, установленный договором.

Определением Бодайбинского городского суда от 16 января 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а определением от 29 марта 2018 года – Федеральное агентство воздушного транспорта.

В судебном заседании заместитель прокурора Шафиков Э.И. административные исковые требования поддержал.

Административные ответчики Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменном возражении на иску представитель административного ответчика – Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае – Шаткус И.Н., действующая на основании доверенности от 10 июля 2017 года *, диплома о высшем юридическом образовании от *, иск не признала, указала, что в соответствии с договором аренды от 17 апреля 2008 года *ф Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области передало в аренду ЗАО «Ленсиб» объекты недвижимости, являющейся федеральной собственностью: летная полоса, подъездные дороги, места стоянок. Согласно пункту 2.2.8. договора ЗАО «Ленсиб» обязано проводить за свой счет текущий ремонт арендуемого объекта, инженерно-технических коммуникаций, а так же мероприятия по обустройству окружающей среды.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 31 августа 2015 года №285-и «О закреплении федерального имущества за федеральным государственным унитарным предприятием «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» передано последнему федеральное имущество, составляющее Государственную казну Российской Федерации, в том числе: искусственная взлетно-посадочная полоса, сооружение – Перрон аэропорта, сооружения – Рулежные дорожки №№1,2, летная полоса, места стоянок №1-8, на праве хозяйственного ведения.

Указанное федеральное имущество значится в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве. В соответствии с дополнительным соглашением №1 к договору аренды от 17 апреля 2008 года * ф Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (арендодатель-1) и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (арендодатель-2) передали ЗАО «Ленсиб» (арендатор) объекты недвижимого имущества, включая летную полосу. В отношении объекта – летная полоса права и обязанности арендодателя осуществляет арендодатель-2.

По информации, содержащейся в письме Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры от 25 октября 2017 года *, по результатам проверки исполнения законодательства о безопасности полетов, законности осуществления аэропортовой деятельности, а так же состояния взлетно-посадочной полосы, в адрес генерального директора ЗАО «Ленсиб» вынесено представление об устранении нарушений закона, возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении начальника метеорологической станции по ч. 6 ст. 11.3 КоАП РФ, а так же направлен иск в суд об устранении указанных нарушений законодательства о безопасности полетов.

Кроме того, как далее указано в возражении по иску, ЗАО «Ленсиб» выразило готовность провести строительство взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок, аэровокзального комплекса за счет собственных средств. В связи с этим, Правительством Иркутской области в адрес Министерства транспорта РФ направлено обращение о возможности передать имущество аэропорта г. Бодайбо, находящееся в федеральной собственности сроком на 49 лет без проведения конкурса.

Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае не является нарушителем прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по рассматриваемому спору. Требование к этому органу, которое не может быть признан надлежащим ответчиком по делу, заявлено ошибочно.

Административный ответчика - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» указал, что настоящий административный иск подан фактически в защиту гражданских правоотношений (защиту прав потребителей), в связи с чем он не подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Далее, по мнению административного ответчика, ссылка прокурора на Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» безосновательна, поскольку в соответствии со ст.1 закона он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм этих прав.

Исходя из определений понятий изготовитель, исполнитель, продавец, данных в Законе «О защите прав потребителей», ответчик полагает, что ни Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ни ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» не являются ни изготовителем, ни исполнителем, ни продавцом, в связи с чем, не могут выступать субъектом Закона «О защите прав потребителей».

ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» полагает необходимым привлечь к участию в деле Правительство Российской Федерации, мотивируя тем, что согласно ст. 79 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении: федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 января 1998 года №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации: разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации.

Строительство аэропортового комплекса (г. Бодайбо Иркутской области) было включено в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2012 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года №848 (пункт 69 раздела программы (Гражданская авиация»). Однако, в связи с отсутствием финансирования, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года №1138 строительство аэропортового комплекса (г. Бодайбо Иркутской области) было исключено из программы.

Согласно пункту 22 Перечня объектов, которые могут финансироваться в проектном разделе в случае выделения дополнительного финансирования (этапы и сроки реализации, а также объемы и источники финансирования будут уточнены в случае выделения дополнительных средств федерального бюджета на реализацию объектов), Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года №1596 строительство аэропортового комплекса (г. Бодайбо Иркутской области) в объеме: разработка проектной документации, строительство взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием размером 1800м х 45м. предусмотрено только при выделении Правительством Российской Федерации дополнительного финансирования.

При таких условиях без принятия Правительством Российской Федерации решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности (аэропорт Бодайбо) с возложением на кого-либо обязанностей по реконструкции (строительству) является незаконным.

Кроме того, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» полагает, что ЗАО «Ленсиб» имеет соответствующие Федеральным авиационным правилам сертификаты оператора аэродрома гражданской авиации от 16 января 2017 года * и иные документы, выданные уполномоченным органом государственной власти в сфере гражданской авиации. Указанные сертификаты подтверждают как соответствие оператора аэропорта, так и самого аэропорта сертификационным требованиям (ст. 8 Воздушного кодекса РФ, п. 27, 30, 57 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 года №286).

Следовательно, по мнению административного ответчика, выдавая оператору аэропорта, соответствующие сертификаты соответствия Федеральное агентство воздушного транспорта подтвердило его соответствие Федеральным авиационным правилам, в том числе в части безопасности полетов.

Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданский воздушных судом», утвержденные приказом Минтранса России от 25 августа 2015 года №262 устанавливают требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы, а также лицами, эксплуатирующими светосигнальное, метеорологическое, радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, установленное на этих аэродромах.

Ст. 49 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что эксплуатация аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на правах собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданский воздушных судов.

Таким образом, наличие у ЗАО «Ленсиб» сертификата оператора аэродрома гражданской авиации от 16 января 2017 года №ФАВТ.ОА-09-002 и иные документы, выданные уполномоченным органом государственной власти в сфере гражданской авиации свидетельствует о соответствии аэропорта г. Бодайбо всем федеральным авиационным правилам, в том числе и обеспечивающих безопасную прием и отправку авиатранспорта.

Заинтересованное лицо - Федеральное агентство воздушного транспорта в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела судом извещено, не представило сведений о причинах неявки и не сообщило о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо – Закрытое акционерное общество «Ленсиб» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте слушания дела судом извещено.

Ранее, представитель заинтересованного лица Толстикова Е.А., действующая на основании доверенности от 05 декабря 2017 года *-Д/17, диплом о высшем юридическом образовании * от 16 июня 2005 года, указала, что согласно договору аренды от 17 апреля 2008 года *оф, дополнительным соглашением от 24 ноября 2015 года № 1, является арендатором объектов недвижимости летной полосы, подъездной дороги, мест стоянок №№ 1,2,3,4,5,6,7,8, расположенных по адресу: **, Аэропорт.

Согласно пункту 2.2.2. договора аренды арендатор – ЗАО «Ленсиб» обязался, в том числе: следить за нормальным функционированием и техническим обслуживанием инженерно-технических коммуникаций, охранной и противопожарной сигнализации, телефонной сети, соблюдать правила пожарной и техники безопасности, требования Госсанэпидемнадзора, а так же отраслевых правил в сфере и норм, действующих в сфере деятельности аэропорта и в отношении арендуемого им объекта, своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого объекта с предварительным письменным уведомлением арендодателя.

Указанным договором аренды на ЗАО «Ленсиб» не возложены обязанности по проведению работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит, что заявленные прокурором г. Бодайбо административные исковые требования к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федеральному государственному унитарному предприятию «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» о признании бездействия по организации проведения работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, о возложении обязанности организовать проведение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойную прием и отправку авиатранспорта, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 40 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту «ВК РФ») аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (часть 1); аэродромы подразделяются на аэродромы гражданской авиации, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации (часть 3); аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование (часть 3); посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (часть 7).

Пунктом 1 части 1 ст. 8 ВК РФ установлено, что обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.

Аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации (часть 1 ст. 47 ВК РФ).

Пунктом 5.3.1 Постановления Правительства от 30 июля 2004 года № 396 предусмотрено, что органы Росавиации организуют и проводят в установленном порядке сертификацию юридических и физических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки.

В силу положений ст. 48 ВК РФ требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 262, которые разделяют взлетно-посадочные полосы аэродромов на полосы с искусственным покрытием и грунтовые.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов (часть 2 ст. 49 ВК РФ).

Приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 года № 286 введены в действие Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», зарегистрированные Минюстом России 26 октября 2015 года № 39451.

Пунктом 6 указанных федеральных авиационных правил предусмотрено, что оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил по указанным видам деятельности, подтверждается сертификатом, выдаваемым уполномоченным федеральным органом в области гражданской авиации (пункт 5 указанных Федеральных авиационных правил).

Как следует из материалов дела, летная полоса, площадью 67 200 квадратных метров, кадастровый *, подъездная дорога, площадью 4 900 квадратных метров, инвентарный *; место стоянки *, площадью 840 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 840 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 840 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 840 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 120 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 120 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 120 квадратных метров, кадастровый *; место стоянки *, площадью 840 квадратных метров, кадастровый *, находятся в федеральной собственности, полномочия по управлению которым осуществляет Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.

По договору аренды от 17 апреля 2008 года *ф, указанные объекты федерального имущества, находящиеся по адресу: **, Аэропорт, переданы ЗАО «Ленсиб».

Распоряжением указанного территориального управления Росимущества от 31 августа 2015 года № 285-и «О закреплении федерального имущества за федеральным государственным унитарным предприятием «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» передано последнему федеральное имущество, составляющее Государственную казну Российской Федерации, в том числе искусственная взлетно-посадочная полоса, на праве хозяйственного ведения.

Дополнительным соглашением от 24 ноября 2015 года № 1 к договору аренды от 17 апреля 2008 года * ф, внесены изменения в договор аренды, в соответствии с которым, арендодателями федерального имущества в виде летной полосы, подъездной дороги и восьми мест стоянок, с приведенными выше характеристиками, находящиеся по адресу: **, Аэропорт, являются Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (арендодатель 1) и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (арендодатель-2).

Свидетельство от 20 марта 2008 года * о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, выданное Восточно-Сибирским филиалом Сибирского ОУ ВТ Росавиации удостоверяет, что аэродром Бодайбо, расположенный в г. Бодайбо Иркутской области, является годным к эксплуатации круглогодично, круглосуточно; оборудован посадочными системами ОПРС-ПАР-10с, АРП-75, ССО-ОМИ, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за №2/7, в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и годен к эксплуатации воздушных судов: Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-70, Ан-72, вертолетов всех типов. Основанием для государственной регистрации и выдачи свидетельства явился Акт обследования аэродрома на соответствие требованиям НГЭА, утвержденный 10 февраля 2008 года. Срок действия свидетельства определен по 20 марта 2013 года, который в последующем был продлен на основании акта осмотра аэродрома до 10 марта 2018 года.

07 марта 2018 года акционерному обществу «Ленсиб» выдано свидетельство о государственной регистрации * на основании сертификата соответствия от 01 марта 2018 года * о пригодности к эксплуатации воздушных судов: Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-70, Ан-72, L-410? Cessna-2088 Grand Caravan и его модификации, а так же вертолетов всех типов.

16 января 2017 года ЗАО «Ленсиб» в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации Федеральным агентством воздушного транспорта был выдан Сертификат * оператора аэродрома гражданской авиации о том, что оператор аэродрома гражданской авиации Бодайбо - ЗАО «Ленсиб» соответствует требованиям Федеральным авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 года №286.

Приведенные выше документы, выданные уполномоченным органом государственной власти в сфере гражданской авиации, объективно подтверждают как соответствие оператора аэропорта – ЗАО «Ленсиб», так и самого аэропорта сертификационным требованиям, предусмотренным приведенными выше федеральными авиационными правилами, а, следовательно, содержащимися в этих правилам требований в части безопасности полетов при использовании взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Бодайбо.

По правилам пункту 3 части 2 ст. 62 КАС РФ по таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Соответственно именно прокурор обязан представить доказательства, подтверждающие факт несоответствия взлетно-посадочной полосы требованиям безопасности полетов, опровергнув сведения приведенных выше сертификатов, выданных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере авиации.

Сама по себе изношенность инфраструктуры аэропорта г. Бодайбо, наличие у него грунтовой летной полосы, на что указано в информации Первого заместителя Губернатора Иркутской области от 06 октября 2017 года * на имя Прокурора Иркутской области, не свидетельствует об угрозе безопасности полетов.

Из информации Байкало-ангарской транспортной прокуратуры от 25 октября 2017 года * следует, что выявленные при проведенной проверке нарушения Воздушного кодекса РФ в деятельности аэропорта г. Бодайбо ЗАО «Ленсиб» связаны с содержанием взлетно-посадочной полосы, наличием необходимой маркировки и знаков на ней, наличия маркировки и знаков на объектах метеорологического оборудования, организации воздушного движения (ОВД), расположенных на территории аэродрома, нарушения работы служб электросветотехнического оборудования полетов, службы по техническому обслуживанию воздушных судов, службы организации пассажирских перевозок и грузов.

Нарушений, свидетельствующих о том, что взлетно-посадочная полоса аэродрома г. Бодайбо, оператором которого является ЗАО «Ленсиб», не соответствует требованиям безопасности полетов не установлено. Напротив, в приведенном выше письме отражено, что с 25 октября 2016 года по 01 декабря 2016 года проведена инспекционная проверка ВС МТУ Росавиации по всем направлениям деятельности оператора. По результатам этой проверки руководителем МТУ Росавиации ЗАО «Ленсиб» выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации *.

Таким образом, аэродром г. Бодайбо соответствует необходимым требованиям, на что прямо указывает продление свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.

Иных доказательств, свидетельствующих о каком-либо несоответствии взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Бодайбо установленным требованиям в сфере безопасности полетов, возникновении угрозы жизни и здоровью людей, имуществу, требующих реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойную прием и отправку авиатранспорта, прокурор г. Бодайбо суду не представил.

Ссылка прокурора в административном иске на обстоятельства, связанные с размоканием верхнего слоя грунта взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, что нарушает права потребителей, в том числе на обеспечение транспортной доступности, безопасного и регулярного воздушного сообщения, влекущие необходимость реконструкции полосы, не могут быть учтены судом.

По информации авиакомпаний «Ангара», «Ираэро», осуществляющих авиаперевозки между населенными пунктами г. Иркутск и г. Бодайбо, производится задержка рейсов по причине размокания грунтовой взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо. В 2015 году задержано 12 рейсов по маршруту Бодайбо – Иркутск, 2016 году – 6 рейсов, в 2017 году – 23 рейса. В июле 2017 года в связи с проливными дождями аэропорт был закрыт для приема и отправки авиарейсов в течение 6-ти дней.

Ввиду отсутствия на территории Бодайбинского района условий для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилям: акушерство и гинекология, фтизиатрия, онкология, лица, нуждающиеся в её получении, указанная ситуация создает существенные трудности жителям г. Бодайбо и района.

Вместе с тем, в силу положений ст. 55 Конституции РФ в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данное положение согласуется с нормой пункта 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности.

Согласно пунктам 7.2., 7.2.1. действующего в настоящее время «Руководства по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП-90)», утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 10 января 1990 года № 6, предприятие гражданской авиации освобождается от ответственности за нарушение регулярности полетов при задержках по причинам, соответствующим следующим пунктам Классификатора нарушений регулярности полетов (Приложение 1), в том числе М01-М013 классификатора (метеоусловия), в частности, когда прогноз и фактическая погода в пункте посадки, на запасных аэродромах и по маршруту не позволяет принять решение на вылет в соответствии с требованиями НПП (М02), а также при кратковременном размокании аэродрома (М08).

В силу пунктов 2.1.1. «Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации», утвержденного приказом директора департамента воздушного транспорта от 19 сентября 1994 года № ДВ-98, аэродром (вертодром) в целом или отдельные участки летного поля считаются не подготовленными к эксплуатации при следующих условиях: наличие размокшего верхнего слоя грунта глубиной более 0,5 см.

Приведенные выше положения, а так же требования Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 262, обусловлены не соблюдением прав потребителей, а имеют иную конституционно-значимую цель – обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан при выполнении полетов гражданской авиации.

Более того, Межрегиональное территориальное управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» не является не изготовителем, ни исполнителем, ни продавцом каких-либо транспортных услуг гражданам, проживающим и находящимся на территории Бодайбинского района, а, следовательно, к рассматриваемым правовым отношениям положения Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защиты прав потребителей» не применимы.

В этих условиях, невозможность своевременного выезда граждан, находящихся в г. Бодайбо и районе, в силу погодных условий, размокания взлетно-посадочной грунтовой полосы, в отсутствие нарушений деятельности оператора аэропорта, требований указанных федеральных авиационных правил к содержанию взлетно-посадочной полосы, обеспечивающей безопасность полетов, не может служить основанием для возложения на административных ответчиков обязанности по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Бодайбо.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. ст. 1 и 4 Федерального закона от 08 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» государственное регулирование развития авиации - система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники.

Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации.

В рамках реализации указанных полномочий Правительством Российской Федерации принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, которым утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Данной программой предусмотрено строительство аэропортового комплекса в г. Бодайбо Иркутской области. Источниками средств указаны: в части мероприятий по разработке проектной документации, строительство взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием размером 1800м.х 45м. - средства федерального бюджета; в части строительства объектов аэропорта, не относящихся к федеральной собственности - средства внебюджетных источников.

Объем финансовых средств, конкретные сроки реализации этой программы в отношении аэропорта в г. Бодайбо, программой не предусмотрены. Бюджетные средства в рамках этой программы не выделены.

В силу положений пункта 1 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 ст. 79 БК РФ).

С учетом приведенных выше положений, принятие судом решения о возложении обязанности на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» обязанности по организации проведения работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта, повлечет возложение на этих административных ответчиков расходов, которые могут быть осуществлены лишь в соответствии с приведенной выше Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и в порядке, предусмотренном ст. 79 БК РФ.

Реализация этих полномочий составляет исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.

Иное толкование приведет к вмешательству судебной власти в деятельность федеральной исполнительной власти по реализации полномочий по государственному регулированию развития авиации, что противоречит положениям ст. 10 Конституции Российской Федерации.

С учетом приведенных выше обстоятельств дела, установленных на основании исследованных и оцененных в соответствии с положениями ст. ст. 62, 84 КАС РФ доказательств, суд находит, что правовые основания для признания незаконными бездействия по организации проведения работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойную прием и отправку авиатранспорта в отношении Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» отсутствуют.

Поэтому в удовлетворении этих требований, а так же возложении на этих административных ответчиков обязанности организовать проведение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Прокурору г. Бодайбо в удовлетворении административного искового заявления, поданного в защиту прав неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований:

о признании бездействия Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» по организации проведения работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта, незаконным;

о возложении на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае и Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» обязанность организовать проведение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы в г. Бодайбо, обеспечивающей бесперебойный прием и отправку авиатранспорта, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение одного месяца.

Судья: Э.С. Ермаков