дело №2а-2-3/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2022 года пгт.Троицко-Печорск
Постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Голуб К.М.,
с участием административных истцов ФИО4, ФИО5,
административного ответчика ФИО6,
заинтересованных лиц ФИО7, ФИО8, Будаева С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО5, ФИО4, ФИО9 к главе городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО6 о признании несостоявшейся сессии Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019, признании незаконным и отмене решения от 18.09.2019 №16/53,
установил:
ФИО5, ФИО4, ФИО9 обратились в суд с административным иском к главе городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО6 о признании несостоявшейся сессии Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019, признании незаконным и отмене решения от 18.09.2019 №16/53. Требования мотивировали тем, что 18.09.2019 ответчик посредством СМС-сообщений уведомил депутатов Совета о том, что в указанный день в 17 часов состоится внеочередная сессия Совета городского поселения «Троицко-
Печорск». К указанному времени явились депутаты Совета ФИО6, Будаев С.О., ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, также присутствовала ФИО1 Ответчик, являясь председателем Совета, предложил открыть сессию, при этом, депутаты ФИО7 и ФИО4 поставили вопрос о невозможности открытия сессии без предварительного ознакомления с материалами. В результате голосования, согласно протоколу, который вел секретарь Будаев С.О., за открытие сессии проголосовал лишь ответчик, остальные депутаты в количестве 4 человек (Будаев, ФИО4, Жасинас, ФИО7) проголосовали против, депутат ФИО5 воздержался. Таким образом, по мнению административных истцов, сессия не была открыта. На этом ведение протокола должно было быть оконченным, протокол подлежал подписанию секретарем. Поскольку депутаты полагали, что сессия закрыта, было предложено провести депутатский час, на котором обсудить вопросы, подлежавшие рассмотрению на не состоявшейся сессии. Депутатам предложили проголосовать за формулировку, выдвинутую ФИО7 по вопросу назначения ФИО8 и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» для того, чтобы в последующем вынести этот вопрос на ближайшую сессию. Голосование проходило в рамках депутатского часа, при этом, заместитель председателя Совета ФИО4 неоднократно указывал главе ФИО6 на то, что сессия Совета открыта не была, голосование не имеет юридической силы, однако, ФИО6 выдал проведенное на депутатском часе голосование за принятие вопроса в рамках заседания Совета. В ходе несостоявшегося заседания Совета велась аудиозапись, при сличении которой с рукописным протоколом выявились несоответствия, что, по мнению административных истцов, является фальсификацией протокола. Указанная в протоколе фраза ответчика об открытии сессии без обсуждения на аудиозаписи отсутствует. Превысив полномочия, ответчик сфальсифицировал и подписал решение Совета от 18.09.2019 №16/53 о возложении на заместителя руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО8 обязанностей руководителя администрации с установлением ежемесячной доплаты к окладу по занимаемой (основной) должности в размере <данные изъяты>, хотя вопрос по указанной доплате в протоколе заседания Совета отсутствует. Кроме того, административные истцы со ссылкой на п.2 ст.39 Устава ГП «Троицко-Печорск» полагают, что даже при вынесении вопроса на голосование в рамках проводимой сессии Совета требовалось большинство голосов депутатов за его принятие. Согласно протоколу, голосовало 5 депутатов из установленного числа депутатов 10 человек, следовательно, большинства не имелось, в связи с чем, решение принято быть не могло.
С учетом возникшего спорного правоотношения к участию в деле в качестве административного соответчика судом привлечен Совет ГП «Троицко-Печорск», в качестве заинтересованных лиц и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО8, депутаты Совета Будаев С.О., ФИО7, ФИО10, ФИО11
В судебном заседании административные истцы ФИО4, ФИО5 заявленные в иске требования поддержали, указав, что 18.09.2019 должна была состояться внеочередное заседание Совета, имелся проект повестки, состоящий из 3-х вопросов (согласование аренды помещения для МУП «Стандарт», назначение руководителя МУП «Стандарт» и и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск»). Для проведения заседания Совета 18.09.2019 кворум имелся. Истец ФИО5 указал, что действительно присутствовал на заседании Совета 18.09.2019, воздержался при голосовании депутатов за открытие заседания.
В судебное заседание истец ФИО9, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
В судебном заседании административный ответчик ФИО6 иск не признал, указав, что инициатива проведения внеочередного заседания Совета 18.09.2019 исходила от него, как от главы ГП «Троицко-Печорск», фактически сессия состоялась, при этом, депутаты не хотели открывать ее без предварительного обсуждения вынесенных на заседание вопросов. Он, как председатель Совета поставил на голосование вопрос об открытии сессии без обсуждения, против чего проголосовало большинство депутатов. Подтвердил, что перед началом заседания Совета всем депутатам были вручены документы, в т.ч. касающиеся вопросов, вынесенных на сессию.
В судебном заседании заинтересованные лица ФИО8, Будаев С.О. иск не признали, заинтересованное лицо ФИО7 с иском согласилась. Заинтересованное лицо Будаев С.О. пояснил, что 18.09.2019 кворум для проведения заседания Совета имелся, повестка дня и проекты решений имелись в распоряжении всех депутатов. Глава ФИО6 предложил открыть заседание Совета, ряд присутствующих депутатов требовали не открывать сессию без обсуждения повестки. Далее ФИО6 поставил на голосование вопрос об открытии сессии без предварительного обсуждения, на что депутаты большинством проголосовали против. Затем глава ФИО6 предложил повестку дня, состоящую из одного вопроса, прошло голосование за регламент, депутат ФИО7 предложила назначить ФИО8 исполняющей обязанности и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск». Подтвердил, что является депутатом и секретарем Совета, в протокол записывал все дословно, при этом, переспрашивал депутатов формулировки, подлежащие внесению в протокол. После окончания заседания подписал протокол и передал его ФИО8 Заинтересованное лицо ФИО8 подтвердила, что 18.09.2019 заседание Совета состоялось, вся процедура его проведения, установленная регламентом, была соблюдена.
В судебное заседание заинтересованные лица ФИО10, ФИО11, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
В порядке ст.150, 226 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, заинтересованных лиц, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.3 ст.55 Конституции РФ).
Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 21.09.2018 №1/1 депутат избирательного округа №5 ФИО6 избран главой ГП «Троицко-Печорск».
По состоянию на 18.09.2019 действующими депутатами Совета ГП «Троицко-Печорск» являлись ФИО5, ФИО10, ФИО4, Будаев С.О., ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО11
Из повестки 16-го заседания Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 следует, что в него включены 3 вопроса: об исполнении обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск»; о согласовании кандидатуры на должности и.о.директора МУП «Стандарт»; о согласовании сделки по получению в аренду недвижимого имущества, годовая арендная плата по которой составляет более <данные изъяты> части уставного фонда МУП «Стандарт».
Из рукописного текста протокола заседания Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 следует, что на нем присутствовало 6 депутатов: ФИО5, ФИО4, Будаев С.О., ФИО6, ФИО7, ФИО9 Глава ФИО6 предложил открыть сессию, на что депутаты ФИО4, ФИО7, а также присутствовавшие ФИО2 и ФИО3 возразили, указав, что без обсуждения открытие сессии не возможно. Глава ФИО6 поставил на голосование вопрос об открытии сессии без обсуждения (за-1, против-4, воздержался-1). Затем в обсуждении приняли участие ФИО4, ФИО7, ФИО6, ФИО8 После обсуждений глава ФИО6 предложил повестку дня из 1 вопроса – исполнение обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск». Вопрос поставлен на голосование (за-5, против-0, воздержался-1). Далее депутаты проголосовали за регламент по одному вопросу 5 минут (за за-5, против-0, воздержался-1). Депутат ФИО7 предложила формулировку: возложить исполнение обязанностей исполняющего обязанности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на заместителя руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО8 без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, на период с 18.09.2019 до назначения руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск», избранного по результатам конкурса. Голосовали 5-за, против-0, воздержался-1. Решение принято, глава ФИО6 объявил об исчерпании повестки дня и закрытии заседания.
Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 в связи с досрочным прекращением полномочий и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО12 на основании п.7 ст.24 Устава МО ГП «Троицко-Печорск», ст.60.2, 151 Трудового кодекса РФ возложено исполнение обязанностей исполняющего обязанности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на заместителя руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО8 без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, на период с 18.09.2019 до назначения руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск», избранного по результатам конкурса. На период исполнение должностных обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» ФИО8 установлена ежемесячная доплата к окладу по занимаемой должности в размере <данные изъяты>.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определение государственных гарантий его осуществления регулируются Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.1 вышеуказанного Закона, местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статьей 2 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия: органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с ч.1 ст.4, ч.1, 3, 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьями 35, 36, 43, 46-48 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Республики Коми от 09.12.2014 №53-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми».
Согласно ст.21 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» (далее Устав) структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: Совет городского поселения – представительный орган городского поселения; глава городского поселения – высшее должностное лицо городского поселения; администрация городского поселения – исполнительно-распорядительный орган.
Статьей 22 Устава определено, что Совет городского поселения состоит из 10 депутатов; обладает правами юридического лица; может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов; заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует 50% от числа избранных депутатов.
В соответствии со ст.23 Устава организацию деятельности Совета осуществляет глава городского поселения, исполняющий полномочия председателя Совета. Глава организует работу Совета в соответствии с регламентом Совета.
Статьей 26 Устава каждому депутату Совета предоставлено право предлагать вопросы в повестку дня заседаний Совета; участвовать в обсуждении вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции Совета, участвовать в прениях по обсуждаемым вопросам; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Советом. Полномочия депутата прекращаются досрочно в т.ч. в случае отставки по собственному желанию.
На основании ст.27-28 Устава глава городского поселения входит в состав Совета с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Глава подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты (постановления, распоряжения); вносит предложения о созыве внеочередного заседания Совета; организует выполнение нормативных правовых актов Совета в пределах своих полномочий; обладает правом внесения в Совет проектов муниципальных нормативных правовых актов и предлагает вопросы в повестку дня заседаний Совета.
В соответствии со ст.36 Устава систему муниципальных правовых актов городского поселения образуют, в т.ч. нормативные и иные правовые акты (решения) Совета; правовые акты (постановления и распоряжения) председателя Совета по вопросам организации деятельности Совета; правовые акты (постановления и распоряжения) главы в пределах полномочий, установленных Уставом и решениями Совета. Муниципальные правовые акты городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования. Официальное место обнародования муниципальных правовых актов расположено по адресу: пгт.Троицко-Печорск, ул.Мира, 26, холл 2 этажа здания администрации городского поселения. Места доведения до сведения населения нормативно-правовых актов городского поселения определяются решением Совета.
Статьей 39 Устава определено, что Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, законами Республики Коми, данным Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, оформляемые в виде решений; а также принимает решения по вопросам организации деятельности Совета и решения ненормативного характера. Нормативные правовые акты (решения) Совета принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат обязательному обнародованию. Решения ненормативного характера принимаются в порядке, установленном регламентом Совета, обнародованию не подлежат. Нормативный правовой акт, принятый Советом, в пятидневный срок после принятия направляется главе для подписания и обнародования. Акты ненормативного характера, принятые Советом подписываются председателем Совета в течение 10 дней с момента принятия решения. Председатель Совета в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности совета.
На основании ст.41, 42 Устава проекты муниципальных правовых актов могут вноситься в т.ч. депутатами Совета, главой городского поселения. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их официального обнародования, если другая дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом. Порядок вступления в силу иных муниципальных правовых актов определяется регламентом органа, принимающего (издающего) соответствующий муниципальный акт.
Решением совета городского поселения от 14.08.2015 №19/67 утвержден регламент Совета (далее Регламент).
В соответствии с п.4 ст.1 Регламента, его соблюдение является обязанностью всех депутатов Совета и его органов. Пунктами 1-3 статьи 3 Регламента определено, что Совет осуществляет свою деятельность в форме заседаний Совета, а также заседаний его органов. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО ГП «Троицко-Печорск» предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Деятельность Совета основывается на принципах свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов, законности, гласности, ответственности и подотчетности перед Советом создаваемых им органов и избираемых им должностных лиц.
На основании ст.15 Регламента правом внесения на рассмотрение Совета проектов решений и поправок к ним обладают глава, депутаты Совета и их группы, постоянные комиссии, руководитель администрации ГП «Троицко-Печорск», прокурор Троицко-Печорского района. Необходимым условием при осуществлении права внесения проектов решений является предоставление ответственному специалисту администрации ГП «Троицко-Печорск»: текста проекта решения на бумажном и магнитном носителях; пояснительной записки, которая должна содержать: обоснование необходимости принятия решения, его целей, основных положений, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат); перечень законов и иных нормативных правовых актов, на основании которых подготовлен проект решения; согласование или заключение руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск». Согласование или заключение предоставляется руководителем администрации ГП «Троицко-Печорск» в 20-дневный срок со дня получения проекта решения.
На основании ст.24 Регламента, ведет заседания Совета глава, а в случае его отсутствия – заместитель председателя Совета. Предложения и замечания по повестке дня заседания и порядку работы Совета передаются депутатами главе в письменном виде, либо излагаются ими в выступлении на заседании при обсуждении повестки дня и порядка работы Совета. Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается путем открытого голосования простым большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании. Перед проведением процедуры голосования председательствующий оглашает, каким количеством голосов принимается решение (большинством от числа присутствующих, 2/3 от установленного числа депутатов Совета). Подсчет голосов осуществляют председательствующий и секретарь заседания (п.1 ст.34 Регламента). В случае, если решением совета вносятся изменения или отменяются ранее принятые решения, в тексте нового решения должно быть указано о том, какие именно решения утрачивают силу или в какой части изменяются ранее принятые (ст.37 Регламента). Решения Совета подписываются главой, протокол заседания подписывается председательствующий и секретарь заседания. Решения Совета вступают в силу со дня их обнародования, если иное не указано в самом решении (ст.38 Регламента).
Проанализировав вышеперечисленные нормы права, положения Устава МО ГП «Троицко-Печорск» и Регламента Совета городского поселения, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания несостоявшейся сессии Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 и незаконным решения Совета от 18.09.2019 №16/53.
При этом, суд исходит из того, процедура назначения и проведения заседания Совета 18.09.2019 соблюдена. В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что инициатором проведения заседания Совета 18.09.2019 являлся глава ФИО6, известивший о дате и времени его проведения депутатов посредством СМС-сообщений, что предусмотрено положениями Устава МО ГП «Троицко-Печорск» и Регламентом Совета. При этом, перед проведением заседания Совета депутаты были ознакомлены с его повесткой, включавшей 3 вопроса, в числе которых вопрос назначения и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск». В ходе обсуждения повестки заседания, депутатами принималось решение о рассмотрении одного вопроса, касающегося назначения и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск», остальные два вопроса были исключены из повестки. 18.09.2019 количество депутатов, присутствовавших на заседании от общего числа избранных в Совет, свидетельствовало о легитимности его проведения. При этом, положения Устава МО ГП «ФИО17», Регламента Совета и Федерального закона №131-ФЗ предусматривают лишь два основания признания проведенного заседания представительного органа местного самоуправления не правомочным, а именно, в случае избрания менее 2/3 от установленной численности депутатов; присутствие на заседании менее 50% от числа избранных депутатов (ст.22 Устава, ст.2, 18 Регламента Совета, ст.35 Федерального закона №131-ФЗ), чего в рассматриваемом случае не было. Обстоятельства, приводимые административными истцами в качестве обоснования заявленных требований, а именно, что против открытия заседания Совета 18.09.2019 проголосовало большинство депутатов, не предусмотрены в качестве оснований признания заседания Совета не состоявшимся, что в свою очередь свидетельствует о том, что явившиеся на заседание депутаты были обязаны рассмотреть вопросы, вынесенные на повестку и принять по ним решения. Протокол заседания Совета от 18.09.2019 свидетельствует о соблюдении процедуры постановки вопросов на голосование, проведении самого голосования и оформления его результатов. При этом, приводимые истцами и заинтересованным лицом ФИО7 доводы о том, что после голосования против открытия заседания Совета депутатами проведено обсуждение вопросов, включенных в повестку, в рамках депутатского часа, достоверными доказательствами не подтверждены, вследствие чего, обоснованными признаны быть не могут. Согласно положениям Регламента Совета, Советом могут создаваться временные комиссии, по результатам работы которых, Совету предоставляется информация и предложения о включении в повестку дня заседания Совета тех или иных вопросов. В рассматриваемом случае, депутатами Совета решений о создании временной комиссии по рассмотрению вопросов, вынесенных на заседание 18.09.2019, не принималось. Кроме того, в соответствии со ст.28 Регламента Совета на заседаниях депутат вправе: участвовать в формировании рабочих органов Совета и быть избранным или назначенным в их состав; предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях Совета; вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить поправки к проектам решений Совета; высказывать мнение по любому вопросу, рассматриваемому на заседании; участвовать в прениях, выступать с докладами и содокладами, задавать вопросы; выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки. В рассматриваемом случае, исходя из содержания протокола заседания Совета, указанные выше права депутатами были реализованы путем обсуждения повестки заседания, внесение поправок к проекту решения Совета (уточнение формулировок). Таким образом, понятия депутатского часа для обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседаний Совета, действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу Совета, не предусмотрено. При этом, п.3 ст.34, ст.35 Регламента Совета предусматривает, что в случае не принятия проекта документа, решением Совета может быть создана комиссия для изучения и подготовки проекта решения по данному вопросу с последующим внесением в Совет; по решению Совета рассмотрение вопросов повестки дня, нуждающихся в доработке, может быть перенесено на заседание соответствующих постоянных комиссий Совета. Указанных решений Совет на заседании, состоявшемся 18.09.2019, не принимал.
Доводы стороны административных истцов о фальсификации рукописного текста протокола заседания Совета от 18.09.2019 не соответствующего аудиозаписи, судом отклоняются, поскольку являлись предметом проведенной Следственным комитетом проверки по обращению Ласки В.И., ФИО12 и ФИО4 в отношении главы ГП «Троицко-Печорск» ФИО6 по факту превышения им своих должностных полномочий, по результатам которой 02.12.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказывая в возбуждении уголовного дела должностное лицо следственного органа пришло к выводам, что изначально депутаты голосовали за открытие сессии без обсуждения вопросов, включенных в повестку и проголосовали за их обсуждение до открытия сессии.
Не обоснованными признаются судом доводы административных истцов об отсутствии в проекте решения по назначению и.о.руководителя администрации ФИО8 установление ей доплаты в размере 40%, поскольку данное обстоятельство противоречит как самому решению Совета, так и положениям ст.60.2, 151 Трудового кодекса РФ, ч.2 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», предусматривающим доплату ФИО8 за совмещение должностей, как муниципальному служащему, не освобожденному от основной работы.
Оспариваемое истцами решение принято в пределах компетенции, предоставленной Совету, с соблюдением процедуры его принятия, подписано уполномоченным на то должностным лицом.
Помимо этого, суд считает, что оспариваемое решение перестало затрагивать права и законные интересы истцов, поскольку решением Совета от 20.11.2019 оно отменено.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что заседание Совета от 18.09.2019 фактически проведено не было оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленных административными истцами требований, не имеется.
Руководствуясь ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО5, ФИО4, ФИО9 к главе городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО6 о признании несостоявшейся сессии Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019, признании незаконным и отмене решения от 18.09.2019 №16/53 оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2022.
Судья Р.В.Чулков