Гражданское дело № 2а –534/2016 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 16 декабря 2016 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Мельник Е.А.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО1 – адвоката Гримбаловой Ю.А.,
представителя административного ответчика ФИО2,
при секретаре Кузнецовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Варданян ФИО19 – Гримбаловой ФИО20 к ОМВД России по Магдагачинскому району Амурской области о признании незаконным заключения ОУФМС РФ по Амурской области в Магдагачинском районе от ДД.ММ.ГГГГ№ в части признания Варданян ФИО19 гражданином республики Армения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО1 – Гримбалова Ю.А. обратилась в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением, которое обосновано следующим: «ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно о том, что решением ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе от ДД.ММ.ГГГГ№ была установлена его личность, и он был признан гражданином Республики Армения. С указанным заключением он не согласен в том, что является гражданином Республики Армения. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеет гражданство СССР. В июне 1997 года, в пятилетнем возрасте, приехал вместе с семьей в <адрес> на постоянное проживание. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником детского сада «<данные изъяты>» (справка имеется в материалах личного дела в ОУФМС, в детском саду архивы не сохранились), с сентября 1999 года по июнь 2010 года обучался в МОБУ «<данные изъяты>№», по окончании которой получил аттестат о среднем (полном) общем образовании. В дальнейшем получил высшее экономическое образование в Благовещенском филиале НОЧУ ВО «<данные изъяты>». В 2006 году ему исполнилось 14 лет, однако паспортом гражданина Российской Федерации он не мог быть документирован, так как его родители гражданства РФ не имели. В 2012 году его отец ФИО3 получил гражданство РФ, также гражданство РФ получил младший брат ФИО1 Он вместе с отцом не смог получить гражданство РФ, так как на тот момент уже являлся совершеннолетним и с соответствующим заявлением должен был обращаться самостоятельно. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОУФМС России по Магдагачинскому району с заявлением о получении гражданства РФ. Однако начальником ОУФМС ФИО4 было разъяснено, что сначала надо установить его личность, в связи с отсутствием действительного документа, удостоверяющего личность. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о том, что он признан гражданином республики Армения. Вместе с тем он не может являться гражданином республики Армения поскольку был выписан в пятилетнем возрасте с места жительства в <адрес>, выехал в Российскую Федерацию, где и проживает до настоящего времени. По достижении шестнадцатилетнего возраста гражданство республики Армения не оформлял, паспорт гражданина республики Армения не получал, регистрации в республике Армения не имеет, армянским языком не владеет. Фактически является лицом без гражданства. Решением Магдагачинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было удовлетворено в полном объеме заявление его матери ФИО5 (ФИО17) Л.A. и установлен факт постоянного проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ ее и ее детей ФИО6 ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6 ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Более того в заключении указано, что материалы об установлении личности рассматривает специалист-эксперт отдела УФМС РФ по Амурской области в Магдагачинском районе ФИО7, а подписывает заключение врио начальника ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе капитан в/с ФИО2, что он считает существенным нарушением. На основании изложенного, просит суд признать незаконным заключение ОУФМС РФ по Амурской области в Магдагачинском районе от ДД.ММ.ГГГГ№ в части признания ФИО6 ФИО19, гражданином республики Армения».
Представитель УМВД России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ предоставил отзыв, доводы которого обоснованы следующим: «Порядок установления личности иностранного гражданина на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом №115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, в соответствии с пунктом I ст.10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. 10.09.2015 с заявлением, зарегистрированным за №, об установлении своей личности, в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе обратился Варданян ФИО19. Из заявлении предоставленного ФИО1 в ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе следует, что Варданян ФИО19ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес> Республики Армения, считает себя лицом без гражданства. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Так же из декларации документов предоставленных ФИО1 следует, что в июне 1997 года он вместе с родителями убыли из Республики Армения в Российскую Федерацию в <адрес> на постоянное место жительство. К заявлению ФИО1 представил имеющиеся у него документы, содержащие его персональные данные, а именно свидетельство о рождении серии №№ выданное ДД.ММ.ГГГГ ЗАГС <адрес>, <адрес> справку о посещении детского сада, справку об обучении в Магдагачинской средней общеобразовательной школе №, копию аттестата о среднем образовании и справку об обучении в высшем учебном заведении. В связи с поступившим заявлением об установлении личности от ФИО1, 10.09.2015г. было принято решение о проведении процедуры установления личности, определяемой статьей 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с пунктами 3 - 6 ст. 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе были выполнены и задокументированы все предусмотренные данной статьей мероприятия по установлению личности. Так же для установления личности по ходатайству ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе, УФМС России по Амурской области 05.10.2015г. за № был оформлен и направлен запрос в отношении ФИО8 в паспортно-визовое управление г. Ереван Республики Армения, по месту рождения ФИО1, с просьбой, о предоставлении сведений в отношении данного лица. На указанный запрос из паспортно-визового управления г. Ереван Республики Армения поступил ответ за № от 09.11.2015г., в котором сообщалось, что Варданян ФИО19) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно статьи 16 Закона Республики Армении «О гражданстве Республики Армения» является гражданином Республики Армения. Паспортом Республики Армения не документирован. В соответствии с п. 13 статьи 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе было вынесено заключение №, которым личность ФИО6 ФИО19ДД.ММ.ГГГГ кода рождения была установлена, а так же по предоставленной информации от компетентных органов Республики Армения, ФИО1 признан гражданином Республики Армения. Иных доказательств об отсутствии гражданства Республики Армения, а также принадлежность иному государству ФИО1, ОУФМС и УФМС не располагает, самим заявителям не предоставлялись. Так же в материалах имеются документы, указывающие на гражданство Республики Армения матери ФИО1 Нарушений прав заявителя со стороны органа миграционной службы при установлении его личности и оформлении заключения по установлению его личности не допущено. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме» (л.д.84-85).
Административный истец ФИО1 на требованиях настаивает.
Представитель административного истца ФИО1 – Гримбалова Ю.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, дополнительно суду показала, что ее доверитель родился в р. Армения в ДД.ММ.ГГГГ году, имеет свидетельство о рождении СССР, с 1997 года проживает в п. Магдагачи, посещал детский сад, окончил школу, получил высшее образование в г. Благовещенск. В республики Армения не проживал, не зарегистрирован, ничего не имеет, не знает армянского языка, паспорт не получал. Из представленной в отдел миграции справки следует, что он не является гражданином Армении, паспорт не получал. При таких обстоятельствах он не может являться гражданином Армении.
Представитель административного ответчика ФИО2 с требованиями не согласен, считает заключение вынесено законно и обосновано, поскольку ФИО1 родился в июне ДД.ММ.ГГГГ года, СССР распался 06 февраля 1992 года, из ответа миграционной службы республики Армения установлено, что заявитель является гражданином Армении.
Представитель третьего лица УМВД России по Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Свидетель ФИО3 суду показал, что ФИО1 его сын, он родился ДД.ММ.ГГГГ году в республике Армения, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает на территории пгт. Магдагачи, в Армению никогда не выезжал, ничего там не имеет и не числится. Если бы он был гражданином Армении, то в 18 лет должен был служить в армии, если не пошел в армию, то был бы объявлен в розыск. С ДД.ММ.ГГГГ года пытались получить гражданство, оформляли документы, сдавали анализы, подавали документы в суд. Сам получил гражданство через Тамбовку, так как в пгт. Магдагачи получить невозможно. Сын имеет свидетельство о рождении СССР, других документов не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ году обращались в миграционную службу Армении для установления гражданства РФ, получили ответ о том, что сын не является гражданином Армении, паспорт не получал. Указанную справку отдали в миграционную службу Гладченко ФИО29 он забрал подлинник, у них осталась только копия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 обратился в миграционную службу <адрес> с заявлением об установлении его личности для получения гражданства РФ ДД.ММ.ГГГГ. Заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № от ДД.ММ.ГГГГ получил ДД.ММ.ГГГГ, после адвокатского запроса, что подтверждается запросом и ответом на запрос (л.д. 91-92). В материалах дела об установлении личности ФИО1 отсутствуют сведения о направлении и вручении ФИО1 заключения № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд считает, что ФИО1 обратился в суд за защитой нарушенного права в установленный законом срок.
В пункте 1 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
В силу ч. 2 указанной статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
На основании ч. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ОУФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе с заявлением об установлении его личности в соответствии со ст. 10.1 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" для определения в дальнейшем своего правового статуса в соответствии со ст. 41.3 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". По результатам рассмотрения заявления, приложенных к нему документов и проведения опроса свидетелей, опознания уполномоченным органом УФМС России по Амурской области в Магдагачинском районе было принято заключение, которым установлена личность Варданян ФИО19, указано считать Варданян ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ гражданином Республики Армения.
При этом, в ходе проверки в целях определения гражданской принадлежности ФИО1 был направлен запрос в ПВУ Полиции Республики Армения с указанием даты рождения ФИО1 Согласно полученному ответу следует, что ФИО1 является гражданином Республики Армения, паспортом гражданина Республики Армения не документирован (л.д.75).
Между тем, в ходе судебного заседания установлено, что при обращении в миграционную службу ФИО1 представлял справку от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он не является гражданином республики Армения, паспорт гражданина РА не получал (л.д. 9, 88-89). Вместе с тем, в материалах проверки указанная справка отсутствует. В ходе судебного заседания представитель административного ответчика пояснил, что допускает утерю справки, так как при службе начальника миграционной службы Гладченко терялись документы, были жалобы от граждан. Из показаний свидетеля ФИО3 установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году обращались в миграционную службу Армении для установления гражданства РФ, получили ответ о том, что сын не является гражданином Армении, паспорт не получал. Указанную справку отдали в миграционную службу Гладченко ФИО29, он забрал подлинник, у нас осталась только копия.
Таким образом, в материалах дела имеется две справки, выданные паспортно-визовой службой управления полиции республики Армения, в одной из которых указано о том, что ФИО1 не является гражданином РА (ДД.ММ.ГГГГ год), вторая- о том, что ФИО1 является гражданином РА. В обеих справках указано о том, что ФИО1 паспорт гражданина РА не получал.
При этом из материалов дела следует, что ФИО1 проживал на территории РФ в пгт. Магдагачи с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), посещал детский сад, школу, окончил высшее учебное заведение (л.д. 10-12, 45-46).
При таких обстоятельствах, при наличии двух взаимоисключающих справок, материалов дела, суд считает, что заключение заключения ОУФМС РФ по Амурской области в Магдагачинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 гражданином республики Армения вынесено незаконно и необоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление представителя административного истца Варданян ФИО19 – Гримбаловой ФИО20 к ОМВД России по Магдагачинскому району Амурской области о признании незаконным заключения ОУФМС РФ по Амурской области в Магдагачинском районе от ДД.ММ.ГГГГ№ в части признания Варданян ФИО19 гражданином республики Армения – удовлетворить.
Признать незаконным заключение ОУФМС РФ по Амурской области в Магдагачинском районе от ДД.ММ.ГГГГ№ в части признания Варданян ФИО19 гражданином республики Армения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Магдагачинского районного суда
Амурской области Е.А. Мельник
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.