дело № 2а-11/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,
с участием: прокурора - помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Казановой Ю.В.,
представителя административного ответчика - администрации Комсомольского муниципального района - ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления Комсомольского муниципального района требований законодательства в рамках программы «Дальневосточный гектар», установлено, что на территории Комсомольского района вблизи <адрес> гражданам в период с 2016 по 2019 годы предоставлено 30 земельных участков, основным видом разрешённого использования являются «для личного подсобного хозяйства», «для садоводства», «для жилищного строительства», расположенные в 6 км от населённого пункта - <адрес>. Земельные участки находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, территория компактно расположенных земельных участков не обеспечена объектами инфраструктуры. В бюджете Комсомольского муниципального района на 2018-2020 годы денежные средства на обустройство данной территории не планировались. Иные мероприятия, направленные на содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, не приняты. Администрацией района проводится работа по актуализации необходимости обеспечения территории компактного размещения земельных в связи с отказами граждан от земельных участков. При этом отказам граждан от земельных участков способствует отсутствие инфраструктуры, снижается привлекательность данных земельных участков, дискредитируется роль программы «Дальневосточный гектар». Причинами выявленных нарушений закона является несоблюдение должностными лицами администрации требований действующего законодательства, а условием - отсутствие должного контроля за их исполнением. Отсутствие объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на землях, предоставленных в рамках программы «Дальневосточный гектар» не способствует освоению земельных участков и развитию данной территории, противоречит государственным интересам по повышению привлекательности Дальнего Востока, закреплению граждан на дальневосточных землях. Отсутствие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур приводит к невозможности использования земельных участков по назначению. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан - пользователей «Дальневосточных гектаров», потенциальных пользователей, иных граждан, круг которых установить не возможно на получение Дальневосточных гектаров обеспеченных инфраструктурой, на получение гарантированного государством уровня комфортности. Просит признать бездействие администрации Комсомольского муниципального района незаконным и обязать произвести строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в районе <адрес> в пределах 20 км.
14 декабря 2020 года переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В качестве заинтересованного лица на стороне ответчик4а к участия в деле привлечены - Правительство Хабаровского края и Министерство имущественных отношении Хабаровского края.
Прокурор изменил исковые требования и просит признать незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непроведении мероприятий по реализации полномочий по проектированию и строительству коммунальной и транспортной инфраструктур (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильная дорога местного значения с твердым покрытием) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающих поставку коммунальных услуг и подъезд к территории компактно размещенных земельных участков, имеющих следующие кадастровые номера: № сформированных, представленных и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, возложить на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края в срок до 31 декабря 2023 года выполнить действия по проектированию и строительству коммунальной и транспортной инфраструктур (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильная дорога местного значения с твёрдым покрытием) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными номами и правилами, обеспечивающих поставку коммунальных услуг и подъезд к территории компактно размещённых земельных участков, имеющих следующие кадастровые номера: №, сформированных, представленных и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ.
В судебном заседании прокурор Казанова Ю.В. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении, при этом пояснила, что согласно закону, на основании которого гражданам выделяются земельные участки как «дальневосточный гектар», органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Вместе с тем ответчиком таких мер не принимается. Территория, на которой выделены земельные участки, является межселенной и полномочия по обустройству дорог и объектов ЖКХв силу закона возложена на администрацию Комсомольского муниципального района. Бездействие ответчика нарушает и интересы государства, так как реализация программы «Дальневосточный гектра» находится под контролем Президента Российской Федерации. Если бы принимались меры по обустройству территории объектами инфраструктуры, то не было бы отказов от земельных участков, граждане могли бы их использовать для строительства жилья, сельского хозяйства. В результате бездействия администрации снижается интерес к таким территориям.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании просила отказать прокурору в удовлетворении требований, пояснила, что заявленные требования необоснованы. Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации застройка межселенной территории не требуется. Фактически на выделенных участках «дальневосточного гектара» имеется только два дома, строительство жилых домов не ведется, никто за разрешением не строительство не обращался. Обязанности, в бездействии которых прокурор просит признать незаконными и обязать их исполнить, действующим законодательством не предусмотрено. У администрации имеется только обязанность содействовать обустройству территории в соответствии с Федеральным законом о дальневосточном гектаре. Однако никаких обращений от граждан, получивших «дальневосточный гектар», об оказании содействия в обустройстве территории в администрацию района не поступало. Дорога к двум постройкам имеется, так как они находятся рядом с железной дорогой. Кроме того, требования прокурором заявлены в нарушение положений ст. 45 ГПК РФ (ст. 39 КАС РФ), так как круг лиц определён. В случае удовлетворения заявленные требования будут неисполнимы, поскольку земельные участки не востребованы, куда конкретно, к какому дому подводить электроэнергию и дороги неизвестно, материалы дела этого не содержат.
Представитель Правительства Хабаровского края просит рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо - представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело подлежит рассмотрению и разрешению в отсутствие неявившихся участников судебного заседания.
В представленных возражениях представитель Правительства Хабаровского края просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку иск подан с нарушением норм процессуального и материального права. Так в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (определение Верховного Суда РФ от 05.02.2018 №41- КГ17-38). Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края по не проведению благоустройства территории, в границах которой находятся земельные участки, предоставленные в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, возложить на них обязанность по их строительству. К материалам дела приобщен перечень граждан, которым предоставлены земельные участки в рамках Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ. Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным. В этом случае действует ограничение, установленное ч. 1 ст. 39 КАС РФ. В нарушение ч. 6 ст. 125 КАС РФ прокурором не указаны фамилии, имена, отчества таких граждан, не предоставлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления исковых требований самими гражданами, которым предоставлены земельные участки в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, заявление их об обращении в защиту своих интересов прокурором. Кроме того, при разрешении споров по требованиям об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, в силу п.п. 1, 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ подлежат выяснению нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно ч. 8 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Согласно перечню граждан, которым представлены земельные участки в рамках Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, на территории Комсомольского района вблизи <адрес>, гражданам в 2016-2019 гг. предоставлено 30 земельных участков, с основным видом разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", "для садоводства", "для жилищного строительства", расположенные в 6 км от населенного пункта - <адрес> Хабаровского края. Земельные участки находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Частью 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Положениями ч. 24 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ не возлагается обязанность на органы публичной власти по возведению объектов инфраструктуры, а гражданам лишь оказывается содействие в этом. Органы местного самоуправления самостоятельны и работают под свою ответственность (ст. 1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), подп. з п. 1 ст. 1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). С учетом положений п.п. 4, 5, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ и исходя из действующего законодательства организация социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры отнесена к полномочиям Комсомольского муниципального района Хабаровского края. В соответствии с частями 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. С учетом положений ст. 85 БК РФ, органы государственной власти субъекта РФ могут предоставлять органам местного самоуправления субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края. Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, устанавливает условия, цели и порядок предоставления из краевого бюджета таких субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства в рамках реализации государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр (далее - Порядок, Субсидии на комплексное освоение территорий и Программа соответственно). Согласно п. 1.2 Порядка целью предоставления Субсидии на комплексное освоение территорий является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения по реализации мероприятий по комплексному освоению территорий, включая следующие мероприятия (далее - мероприятия, расходные обязательства): 1) обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья; 2) обеспечение сетями электроснабжения земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, являющихся смежными и (или) компактно расположенными и находящихся в границах населенного пункта или на расстоянии не более 20 километров от населенного пункта; 3) строительство автомобильных дорог на территориях, на которых расположены земельные участки, предоставленные гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в целях жилищного строительства. Субсидии на комплексное освоение территорий предоставляются министерством строительства края по результатам отбора муниципальных образований края, осуществленного на конкурсной основе, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период министерству строительства края на цели, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Порядка (п. 1.3 Порядка). Согласно Плану социального развития центров экономического роста Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 25.06.2018 № 362-рп (далее - План) на территории края определены четыре приоритетные территории компактного размещения земельных участков, предоставляемых гражданам в безвозмездное пользование по программе "дальневосточный гектар", на которых в целях развития приоритетных территорий необходимо создание транспортной и энергетической инфраструктуры (<адрес>). Территория вблизи <адрес> не входит в перечень указанных территорий. В п. 2.3 Приложения № к Плану включены мероприятия по созданию инфраструктуры в вышеуказанных населенных пунктах, как наиболее востребованных по количеству предоставленных земельных участков, приоритетных территориях с финансированием на 2018 - 2022 гг. в объеме <данные изъяты> за счет средств федерального и краевого бюджетов. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 02.07.2018 №-рп "Об организации работы по реализации Плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 июня 2018 г. №-рп" определены органы исполнительной власти края, осуществляющие распределение бюджетных ассигнований краевого бюджета на реализацию мероприятий Плана социального развития, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету края на реализацию мероприятий Плана. Таким образом, оказание содействия муниципальному образованию субъектом РФ при реализации полномочий местного самоуправления осуществляется путем софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения с учетом Порядка. В российском правопорядке возведение инфраструктурных объектов для нужд населения осуществляется в установленном порядке, с обоснованием выбранных вариантов, сделанных на основе анализа использования территорий. Доказательства, что такой порядок при заявлении исковых требований соблюден, в нарушении ст. 62 КАС РФ прокурором в материалы дела не представлен. Планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов местного значения определяется как территориальное планирование согласно Градостроительному кодексу РФ. Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (п. 1, 2 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ). Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в установленном порядке (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Целью территориального планирования развития поселения или городского округа может являться обеспечение градостроительными средствами роста качества жизни населения, учета интересов юридических и физических лиц при определении назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также другие требования к развитию территории на расчетный срок утверждения генерального плана - не менее 20 лет (п. 9.5 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 №). Из совокупного и системного толкования приведенных норм следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Таким образом, необходимость размещения объектов местного значения в виде объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур определяется документами территориального планирования, которые утверждаются органом местного самоуправления. Исходя из положений Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" под стратегическим планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований. Законом определены принципы стратегического планирования, которые должны соблюдаться участниками правоотношений. При этом прокурор участником стратегического планирования не является (ст. 9 вышеуказанного Федерального закона № 172-ФЗ). Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий осуществляется самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Строительство объектов указанных инфраструктур должно соответствовать целесообразности и объективной возможности их создания на указанных в иске территориях с учетом территориального планирования муниципального образования. Как неоднократно разъяснял Верховный Суд РФ, в силу требований ст. 10 Конституции РФ суд не вправе вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, в рассматриваемой ситуации в отсутствии решений органов местного самоуправления, выраженных в том числе в документах территориального планирования, муниципальных программах по социально- экономическому развитию территории, вынести судебный акт о необходимости возведения объектов инфраструктуры местного значения. Также прокурор, указывая в качестве исковых требований создание социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, не конкретизирует какие именно объекты необходимо построить и не обосновал необходимость их создания. Доказательств этому не представил. Также в нарушении ст. 60 КАС РФ не представлены доказательства соответствия принципу реалистичности постройки объектов коммунальной инфраструктуры, наличие возможности подведения централизованных сетей. В соответствии с представленной по запросу информации министерства имущественных отношений края, являющемуся уполномоченным органом в данном направлении деятельности, по результатам информационной работы с гражданами из 27 предоставленных земельных участков: 13 граждан не направили декларации, не доступны по указанным номерам телефонов, либо номер телефона не существует, либо отказываются отвечать на телефонные звонки; 6 граждан направили декларацию и используют земельные участки; у 4 граждан срок направления декларации еще не наступил, планируют использовать земельные участки; 2 гражданина использовать планируют, но отказываться не собираются; 2 гражданина планируют направить отказ от договора. Представленная информация указывает, что превалирующее большинство (17 из 27) из земельных участков не используется. Требования заявлены без анализа развития территории, вопреки положениям об эффективности и результативности использования бюджетных средств, запрещенного в ст. 34 БК РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1, 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ подлежат выяснению нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 8 ст. 226, ч. 2 ст. 227 К АС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий осуществляется самостоятельно.
Статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ) регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных, в том числе, на территории Хабаровского края, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ предусмотрено, что гражданину, на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в Законе субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.
Часть 24 статьи 8 вышеуказанного закона определено, что в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Из имеющихся в материалах дела договоров следует, что администрацией Комсомольского муниципального района в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами: №, расположенных в Комсомольском районе Хабаровского края на межселенной территории вблизи <адрес>, с более чем двадцатью гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно приложенному перечню, компактно размещённые земельные участки, предоставленные гражданам в рамках программы «Дальневосточный гектар» вблизи <адрес>, расположены на земле, государственная собственность на которой не разграничена.
С учетом положений пунктов 4, 5, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия в области организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 6 ст. 3, 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, организация социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры отнесена к полномочиям Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в целях содействия обустройству территории приняты меры и определено, что для составления проекта планировки в части организации строительства дорог, решения вопроса организации подъездной дороги к территории компактно расположенных земельных участков вблизи <адрес> необходим объём денежных средств в сумме <данные изъяты>, для выполнения проектных работ по строительству ЛЭП вблизи <адрес> - <данные изъяты>.
Информация направлена в органы исполнительной власти Хабаровского края для решения вопроса о финансировании полномочий.
Согласно ответу министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 19 июня 2018 года в софинарсировании проекта отказано в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на указанные цели, а также с учетом того, что территория <адрес> Комсомольского муниципального района включена в перечень населенных пунктов, подвергшихся наводнению в 2013 года.
По сообщению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края в настоящее время в связи с отказами граждан от земельных участков, предоставленных по программе «Дальневосточный гектар», ведётся работа по актуализации необходимости обеспечения территории компактного размещения земельных участков.
Часть 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (п. 1, 2 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что целью подготовки документации по планировке территории является обеспечение устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а также в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры обеспечивают подготовку документации по планировке территории, утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, обеспечивают ее опубликование в установленном порядке.
Согласно пунктам 9.1, 9.5 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 № (далее - Методические рекомендаци) генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Целью территориального планирования развития поселения или городского округа может являться обеспечение градостроительными средствами роста качества жизни населения, учета интересов юридических и физических лиц при определении назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, а также другие требования к развитию территории на расчетный срок утверждения генерального плана - не менее 20 лет
Таким образом, необходимость размещения объектов местного значения в виде объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур определяется документами территориального планирования, которые утверждаются органом местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" под стратегическим планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований.
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.
Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных законодательством Российской Федерации полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований, в пределах которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития муниципальных образований, а также пути достижения этих целей и решения этих задач.
Принцип результативности и эффективности стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально- экономического развития должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования.
Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач социально-экономического развития участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.
Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации").
Исходя из изложенного строительство объектов указанных инфраструктур должно соответствовать целесообразности и объективной возможности их создания на территории, на которых расположены участки, выделенные гражданам как «дальневосточный гектар», с учетом территориального планирования муниципального образования.
В материалах дела отсутствуют доказательства бездействия администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, правительства Хабаровского края в бездействии, а именно непроведении мероприятий по реализации полномочий по проектированию и строительству коммунальной и транспортной инфраструктур (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильная дорога местного значения с твердым покрытием) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающих поставку коммунальных услуг и подъезд к территории компактно размещенных земельных участков, сформированных, представленных и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ.
Обращений граждан, владельцев земельных участков, сформированных, представленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в 2016-2019 году в администрацию Комсомольского района Хабаровского края об оказании содействия в обустройстве территории посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур не поступало.
Из представленных фотоматериалов видно, что на спорной территории, выделенной как «дальневосточный гектар» имеется два строения, к ним проложена подъездная дорога.
Тем самым нарушений требований ч. 24 ст. 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ и законных прав и интересов граждан - пользователей земельных участков, сформированных и представленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, в районе <адрес> Комсомольского муниципального района Хабаровского края, а также потенциальных пользователей, иных граждан, на получение гарантированного государством уровня комфортности, а именно отсутствием объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур на спорной территории при рассмотрении дела не установлено, доказательства этому прокурором не представлено. Достаточных доказательств для возложения на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края в срок до 31 декабря 2023 года выполнить действия по проектированию и строительству коммунальной и транспортной инфраструктур (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, автомобильная дорога местного значения с твёрдым покрытием) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными номами и правилами, обеспечивающих поставку коммунальных услуг и подъезд к территории компактно размещённых земельных участков, имеющих следующие кадастровые номера: №, сформированных, представленных и предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ на момент рассмотрения дела также не имеется.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления и.о.прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 20 февраля 2021 года.
Судья Н.Ю. Богатырева