ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/2021 от 24.12.2020 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-11 /2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Советск 24 декабря 2020 года

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Советский муниципальный район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

у с т а н о в и л:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации МО Советский муниципальный район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере ЖКХ, указывая, что прокуратурой района проведён мониторинг соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлены нарушения в деятельности администрации Советского района Кировской области. В соответствии с ч. 1, ч. 1.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено поселение, относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения (или) водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов. В силу п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 416-ФЗ, к полномочиям федерального органа власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относится утверждение требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей. Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.12.2019 года № 107 утверждён Порядок осуществления мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, а также мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области. В силу п. 3.6 Порядка в целях организации мониторинга технического обследования систем администрации муниципальных районов Кировской области: разрабатывают и утверждают сводный по муниципальному образованию график проведения технического обследования систем в разрезе населённых пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, по форме, согласно приложению 1 к Порядку и представляют его в адрес министерства в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. Плановая дата проведения технического обследования систем определяется в соответствии с п. 4 Требований к проведению технического обследования систем; организуют контроль проведения организациями, осуществляющими холодное, горячее водоснабжение и (или) водоотведение, технического обследования систем населённых пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, по форме, согласно приложению 2 к Порядку. В нарушение п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 416, п. 3.6 Порядка администрацией Советского района сводный по муниципальному образованию график проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов не разработан и в установленный срок в министерство энергетики и ЖКХ Кировской области не представлен, отчётность о результатах исполнения графика не предоставляется. В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено поселение, относятся, в частности, организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации. При этом, в нарушение ч.ч. 1,1.1 Закона № 190-ФЗ, в связи с реализацией администрацией района на территории сельских поселений полномочий в сфере организации теплоснабжения потребителей сельских поселений, схемы теплоснабжения сельских поселений нормативным правовым актом администрации Советского района до настоящего времени не утверждены. Уклонение администрации Советского района Кировской области от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов и направлению его в министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, а также актуализации схем теплоснабжения сельских поселений, нарушает права неопределённого круга лиц на получение достоверной информации о состоянии объектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере теплоснабжения, а также технического состояния систем водоснабжения и водоотведения на территории района. По внесённому представлению прокуратуры района от 11.08.2020 года выявленные нарушения закона до настоящего времени не устранены. Просит с учетом уточнений признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по неисполнению требований по разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов Советского района и направлению его в министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, а также актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Советского района. Обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области разработать график проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населённых пунктов Советского района, направить его в министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, а также провести актуализацию схем теплоснабжения сельских поселений Советского района.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Кировской области Микрюкова М.Л. заявленные требования поддержала, отметила, что в соответствии с Распоряжением министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107 к 01.03.2020 должен быть предоставлен график проведения технического обследования за 2019 год, а отчет о результатах исполнения графика за 2019 год к 01.09.2020, в просительной части административного иска допущена техническая ошибка, иск и требования предъявлены к администрации МО Советский муниципальный район, необходимо провести именно актуализацию разработанных схем, а не разработать схемы теплоснабжения вновь.

Представитель ответчика – администрации МО Советский район Кировской области ФИО1 с административным иском не согласна, представила отзыв, считают требования незаконными, необоснованными, неподлежащими удовлетворению, в судебном заседании пояснила, что в силу ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» данные полномочия не являются полномочиями муниципального района, распоряжение министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107 носит рекомендательный характер, о чем указано в самом распоряжении и отзыве министерства, кроме того, обязанность исполнения данного распоряжения ещё не наступила, поскольку оно опубликовано в феврале 2020 года и обратной силы не имеет. По требованию об актуализации схем теплоснабжения, отметила, что в связи с передачей полномочий по теплоснабжению от сельских поселений к муниципальному району, установленным в связи с передачей полномочий переходным периодом и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 требуется разработка, а не актуализация схемы теплоснабжения, данные работы в настоящее время ведутся, что подтверждается представленными суду документами, актуализация схем теплоснабжения согласно Постановлению Правительства РФ от 22.02.2012 №154 в данной ситуации проведена быть не может, так как актуализируются разработанные схемы, а разработанных администрацией МО Советский муниципальный район схем теплоснабжения в связи с передачей полномочий только в 2020 году не имеется.

Представитель заинтересованного лица – министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, представили письменный отзыв, в котором указали, что требование о разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населенных пунктов Советского района и направлении его в министерство энергетики и ЖКХ Кировской области поддерживают, отмечают что распоряжение министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107 носит рекомендательный характер, и вступило в силу с момента опубликования 11.02.2020, решение по требованию об актуализации схем теплоснабжения оставляют на усмотрение суда.

Представитель соответчика МО Советский муниципальный район Кировский области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно разъяснениям п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Отношения, возникающие в сфере спорных отношений по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.11.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Приказом Минстроя России от 05.08.2014 N 437/пр "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33794), распоряжением министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть перераспределены между ними.

Законом Кировской области от 11.10.2019 № 299 – ЗО внесены изменения в статью 7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области, статью 3 Закона Кировской области «О межбюджетных отношениях в Кировской области» в части передачи полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в ведение органов местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона Кировской области от 11.10.2019 N 299-ЗО (ред. от 29.05.2020) «О внесении изменений в статью 7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области», и в статью 3 Закона Кировской области «О межбюджетных отношениях в Кировской области» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, полномочия по водоснабжению населения и водоотведению в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, со дня передачи имущества, находящегося в собственности сельских поселений и предназначенного для осуществления указанных полномочий, в собственность муниципального района, но не позднее 1 июня 2021 года.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» утверждение требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения и порядка осуществления мониторинга таких показателей, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основанием для обращения в суд с административным иском являлось неисполнение административным ответчиком пункта 3.6 Порядка осуществления мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, а также мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области (далее - Порядок), утвержденного распоряжением министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107, согласно которому: в целях организации мониторинга технического обследования систем администрации муниципальных районов и городских округов Кировской области:

разрабатывают и утверждают сводный по муниципальному образованию график проведения технического обследования систем в разрезе населенных пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, по форме согласно приложению 1 к Порядку и представляют его в адрес министерства в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Плановая дата проведения технического обследования систем определяется в соответствии с пунктом 4 Требований к проведению технического обследования систем;

организуют контроль проведения организациями, осуществляющими холодное, горячее водоснабжение и (или) водоотведение, технического обследования систем населенных пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования;

в срок не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным, представляют в министерство отчет о результатах исполнения графика и проведения технического обследования систем населенных пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, по форме согласно приложению 2 к Порядку.

Судом установлено, что распоряжение министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107, утверждающее вышеуказанный Порядок, затрагивающий права и обязанности юридических лиц, было опубликовано на официальном информационном сайте министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области https://tek-gkh.kirovreg.ru, 01.02.2020.

В соответствии со ст. 11 Закона Кировской области от 14.10.2013 №325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» нормативные правовые акты органов государственной власти Кировской области вступают в силу после их официального опубликования, а нормативные правовые акты органов государственной власти Кировской области, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

В соответствии со ст.12 Закона Кировской области от 14.10.2013 №325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» источники официального опубликования нормативных правовых актов исполнительной власти Кировской области определяются нормативными правовыми актами указанных органов в отношении принимаемых (издаваемых) ими актов.

В соответствии с распоряжением министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 22.02.2019 №14 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» источниками официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых министерством, являются официальный информационный сайт Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru) официальный информационный сайт министерства (https://tek-gkh.kirovreg.ru).

Таким образом, Порядок, утвержденный распоряжением министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107, вступил в силу 11.02.2020.

Согласно ст.17 Закона Кировской области от 14.10.2013 №325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в силу. Если правоотношения возникли до вступления в силу нормативного правового акта, то нормативный правовой акт распространяет свое действие на те права и обязанности, которые возникли у субъектов правоотношений после вступления в силу нормативного правового акта. Нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, если в самом акте или акте о введении его в действие установлено нормативное предписание, придающее ему обратную силу. Придание нормативным правовым актам органов государственной власти Кировской области обратной силы не допускается в случаях, если они: 1) вводят новые налоги, сборы или ухудшают положение налогоплательщиков; 2) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц; 3) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.

Распоряжение министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107 и утвержденный им Порядок не содержат нормативного предписания, придающего Порядку обратную силу.

Кроме того, согласно п.2 распоряжения министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 20.12.2019 №107 и пояснениям министерства от 27.11.2020 Порядок носит для органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций рекомендательный характер.

Из содержания п.3.2 Порядка следует, что график проведения технического обследования систем в разрезе населенных пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, по форме согласно приложению 1 к Порядку представляются в адрес министерства в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, а отчет о результатах исполнения графика и проведения технического обследования систем населенных пунктов, входящих в состав соответствующего муниципального образования, по форме согласно приложению 2 к Порядку не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.

В связи с вышеизложенным с учетом системного толкования положений статей 11, 17 Закона Кировской области от 14.10.2013 №325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», устанавливающих принципы действия нормативного акта органа государственной власти Кировской области во времени, суд приходит к выводу, что Порядок осуществления мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области, а также мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Кировской области применяется к отношениям, возникшим после 11.02.2020, и в связи с установлением в Порядке сроков к году, следующему за отчетным, распространяется на отчетный период 2020 года и подлежит исполнению по срокам 01.03.2021 и 01.09.2021 соответственно.

Следовательно, на момент предъявления административного иска данная обязанность у административного ответчика не возникла, в связи с чем, его бездействие не может быть признано незаконным.

По вышеуказанным основаниям суд находит доводы административного истца о необходимости предоставления графика и отчета за 2019 год по срокам 01.03.2020 и 01.09.2020 необоснованными.

В связи с вышеизложенным требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по неисполнению требований по разработке графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населенных пунктов Советского района и обязании разработать графика проведения технического обследования систем водоснабжения и водоотведения в разрезе населенных пунктов Советского района удовлетворению не подлежат.

Требования о признании незаконным бездействия муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Советского района и обязании провести актуализацию схем теплоснабжения сельских поселений Советского района суд также находит неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Спорные отношения регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".

В силу части 7 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого требования Правительство Российской Федерации постановлением от 22 февраля 2012 года №154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" утвердило Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

Положениями пунктов 2, 17 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения определено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний утверждает схему теплоснабжения.

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 23 Закона "О теплоснабжении" предусмотрена ежегодная актуализация схемы теплоснабжения, которую должны осуществлять уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы.

Пунктом 36 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения определено, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.

Таким образом, с учетом системного толкования вышеуказанных положений закона разработка схемы теплоснабжения и актуализация схемы теплоснабжения являются отдельными действиями и осуществляются уполномоченными органами.

В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.3 Закона Кировской области от 11.10.2019 N 299-ЗО органы местного самоуправления сельских поселений со дня вступления в силу настоящего Закона осуществляют передачу имущества, находящегося в собственности сельских поселений и предназначенного для осуществления полномочий по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в собственность муниципального района в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в порядке и сроки, установленные Законом Кировской области от 3 марта 2008 года N 222-ЗО "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области". Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, полномочия по электро-, тепло-, газоснабжению населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, со дня передачи имущества, находящегося в собственности сельских поселений и предназначенного для осуществления указанных полномочий, в собственность муниципального района, но не позднее 1 июня 2020 года.

Судом установлено, что в связи с передачей полномочий по теплоснабжению администрацией муниципального образования Советский муниципальный район схема теплоснабжения сельских поселений Советского района не разработана и в настоящее время осуществляется её разработка.

В связи с изложенным, учитывая, что актуализация является производным действием и может быть осуществлена в отношении разработанной схемы теплоснабжения, а её на день предъявления административного искового заявления администрация муниципального образования Советский муниципальный район в связи с передачей полномочий не разработала, суд приходит к выводу, что со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований по актуализации схем теплоснабжения сельских поселений.

Довод прокурора об актуализации администрацией муниципального образования Советский муниципальный район схем теплоснабжения, разработанных и утвержденных ранее сельскими поселениями, основан на неправильном толковании действующего законодательства, кроме того, доказательств наличия разработанных сельскими поселениями Советского района схем теплоснабжения суду не предоставлено.

Также следует учитывать, что актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения (п.12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

Кроме того, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для оспаривания бездействия административного истца в части требований об актуализации схемы теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Согласно п. 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения актуализация схемы теплоснабжения должна быть утверждена не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.

Т.е. обращение в суд с требованием о признании бездействия незаконным по неисполнению актуализации схем теплоснабжения могло быть заявлено до 01.10.2020. Административное исковое заявление поступило 09.11.2020.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Отказать прокурору Советского района Кировской области в удовлетворении заявленных требований к администрации муниципального образования Советский муниципальный район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Советский районный суд.

Решения суда в окончательной форме составлено 24.12.2020.

Судья Л.А.Ефимова