ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/2022 от 03.02.2022 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-11/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,

при секретаре судебного заседания Пананто Т.А.,

с участием прокурора Билыка М.А., представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенностям Сулыма Ю.М., первого заместителя начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Кудрявцева А.В. и представителя ТСО КМНС «Чайлэдуал» (Рассвет) Корх Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, первому заместителю начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Кудрявцеву Александру Владимировичу и к Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа о признании незаконным решений по отклонению предложений по определению границ рыболовных участков и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Чукотского автономного округа обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределённого круга лиц и с учетом последующего изменения и уточнения предмета заявленных исковых требований в окончательной их редакции просил суд

1. Признать незаконным решение Комиссии по определению границ рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 22.12.2020 (протокол № 26) в части отклонения предложений ООО «ЧукотВостокРыба» от 28.08.2019 № 25 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Канчаланский лиман, река Анадырь, горло реки Анадырь, Анадырский лиман; ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) от 02.06.2020 № 05 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – Анадырь - горло реки Анадырь; гражданина Касаткина А.И. от 29.07.2020 по определению границ рыболовного участка в целях промышленного рыболовства – река Анадырь (рпу № 1); ООО «Ильпырь» от 21.09.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – лагуна Аччён (порядковые номера таблицы 2 и 3), от 04.10.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Лагуна Аччён; ООО «Чукотрыбком» от 30.09.2020 № 56 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Анадырский лиман, западная сторона косы Русская Кошка, мыс Гедеона, от 25.09.2020 № 55 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – устье Анадырского лимана, коса Русская Кошка, мыс Василия (Гагачий), Берингово море, Анадырский залив, район косы Русская Кошка, от 15.09.2020 – № 45 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Алькатваам (2 участка), Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Эмэмкут, Берингово море Анадырский залив, район устья р. Кэйэмэмкут, Берингово море, Анадырский залив, район м. Низменный, Берингово море Анадырский залив, район лагуны Забытая); индивидуального предпринимателя Коравье О.В. от 15.10.2020 № 13 по определению границ рыболовных участков в целях осуществления промышленного рыболовства – река Майн левый берег; гражданина Березкина Ф.Ю. от 10.12.2018 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – горло реки Анадырь;

2. Признать незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, выразившееся в не рассмотрении указанных предложений названных выше лиц по определению границ рыболовных участков;

3. Возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Комиссию по определению границ рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов путем повторного рассмотрения предложений ООО «ЧукотВостокРыба» от 28.08.2019 № 25 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Канчаланский лиман, река Анадырь, горло реки Анадырь, Анадырский лиман; ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) от 02.06.2020 № 05 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – Анадырь - горло реки Анадырь; гражданина Касаткина А.И. от 29.07.2020 по определению границ рыболовного участка в целях промышленного рыболовства – река Анадырь (рпу № 1); ООО «Ильпырь» от 21.09.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – лагуна Аччён (порядковые номера таблицы 2 и 3), от 04.10.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Лагуна Аччён; ООО «Чукотрыбком» от 30.09.2020 № 56 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Анадырский лиман, западная сторона косы Русская Кошка, мыс Гедеона, от 25.09.2020 № 55 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – устье Анадырского лимана, коса Русская Кошка, мыс Василия (Гагачий), Берингово море, Анадырский залив, район косы Русская Кошка, от 15.09.2020 – № 45 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Алькатваам (2 участка), Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Эмэмкут, Берингово море Анадырский залив, район устья р. Кэйэмэмкут, Берингово море, Анадырский залив, район м. Низменный, Берингово море Анадырский залив, район лагуны Забытая); индивидуального предпринимателя Коравье О.В. от 15.10.2020 № 13 по определению границ рыболовных участков в целях осуществления промышленного рыболовства – река Майн левый берег; гражданина Березкина Ф.Ю. от 10.12.2018 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – горло реки Анадырь (т. 1 л.д. 1-10, т. 2 л.д. 223-225, т. 3 л.д. 24).

В обоснование указанных административных исковых требований прокурор сослался на выявленные им в ходе проведения прокурорской проверки факты нарушения ответчиками требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов при рассмотрении указанных выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Ильпырь», ООО «Чукотрыбком», ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет), ИП Коравье О.В., а также граждан Касаткина А.И. и Березкина Ф.Ю. по определению границ рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа.

По изложенному в иске мнению, указанные предложения были рассмотрены и отклонены названной выше Комиссией при отсутствии заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящейся в ведении Росрыболовства, а также без проверки наличия или отсутствия запретов, предусмотренных п. 9 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2018 № 681.

Департамент же сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, являющийся уполномоченным исполнительным органом исполнительной власти названного субъекта Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в установленном законом порядке самостоятельного решения по результатам рассмотрения указанных выше предложений не принял.

В возражениях на указанный выше иск прокурора Чукотского автономного округа Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа просил суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, сославшись на отсутствие у данного ответчика полномочий по рассмотрению спорных предложений об определении границ рыболовных участков и на наличие таких полномочий исключительно у Комиссии по определению границ рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (т. 1 л.д. 39-40, 182-184, 239-241).

Комиссия по определению границ рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа также просила отказать в удовлетворении административного иска прокурора Чукотского автономного округа, сославшись на рассмотрение спорных предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Ильпырь», ООО «Чукотрыбком», ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет), ИП Коравье О.В. а также граждан Касаткина А.И. и Березкина Ф.Ю. в полном соответствии с действующим законодательством с учетом мнения ЧукотНИО Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ТИНРО-Центр» и Региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки» (т. 2 л.д. 20-23, 186-191)

Первый заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Кудрявцев А.В. в письменном виде какой-либо позиции по существу исковых требований прокурора Чукотского автономного округа суду не представил.

ООО «Ильпырь», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поддержало административные исковые требования прокурора Чукотского автономного округа в полном объеме (т. 2 л.д. 75).

ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет), ИП Коравье О.В., Касаткин А.И. и Березкин Ф.Ю., также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, какой-либо позиции по существу исковых требований прокурора Чукотского автономного округа суду не представили.

В судебном заседании прокурор Билык М.А. поддержал административный иск прокурора Чукотского автономного округа в его окончательной редакции по изложенным в нем основаниям.

Представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенностям Сулыма Ю.М. возражала против удовлетворения административного иска прокурора Чукотского автономного округа по основаниям, приведенным в возражениях ее доверителя на этот иск.

Первый заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Кудрявцев А.В. какой-либо позиции по существу исковых требований прокурора Чукотского автономного округа суду не привел.

Представитель ТСО КМНС «Чайлэдуал» (Рассвет) Корх Е.В. поддержала административный иск прокурора Чукотского автономного округа в полном объеме.

ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Ильпырь» и ООО «Чукотрыбком», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о его времени и месте уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. ООО «Ильпырь» и ООО «ЧукотВостокРыба» просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителей (т. 2 л.д. 93, 246, т. 3 л.д. 33, 47).

ИП Коравье О.В., Касаткин А.И. и Березкин Ф.Ю. в судебное заседание также не явились, о его времени и месте уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Касаткин А.И. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие (т. 2 л.д. 246, 247, т. 3 л.д. 33).

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчиков и иных явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности:

- были ли соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. 3 ч. 9);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4 ч. 9).

В силу положений ч. 11 этой же нормы КАС РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с подп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с названным Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

Правоотношения в области предоставления и использования рыболовных участков урегулированы Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается в том числе на принципе участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В силу положений ч. 2 ст. 18 этого же Федерального закона рыболовный участок выделяется для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского рыболовства и промышленного рыболовства. Для осуществления промышленного рыболовства рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. Для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной ст. 29.1 данного Федерального закона, рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.

Частью 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что границы рыболовных участков определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 № 681 утверждены Правила определения границ рыболовных участков.

В соответствии с п. 3 названных Правил определение границ рыболовных участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований, заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящейся в ведении Федерального агентства по рыболовству.

В силу положений п. 4 и 5 Правил в целях определения границ рыболовных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется комиссия по определению границ рыболовных участков, порядок деятельности комиссии определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям п. 6 и 11 Правил, рекомендации указанной комиссии оформляются протоколом заседания комиссии. С учетом указанных рекомендаций комиссии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждаются границы рыболовных участков.

Согласно подп. 7 и 8 п. 2.3 Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, именно данный орган исполнительной власти названного субъекта Российской Федерации наделен полномочиями по определению границ рыболовных участков в соответствии с действующим законодательством, а также по формированию и утверждению перечня рыболовных участков Чукотского автономного округа, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с федеральным законодательством (т. 2 л.д. 50-59).

Подпунктом 6 п. 2.3 указанного Положения к полномочиям названного Департамента отнесены вопросы по определению состава и порядка деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков, осуществление ее организационно-технического обеспечения.

В соответствии с подп. 16 этого же пункта Положения Департамент осуществляет переданные в установленном федеральным законодательством порядке полномочия Российской Федерации по организации и регулированию промышленного, любительского рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, по предоставлению рыболовных участков, по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Согласно п. 1.2 и 2.1 Порядка деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа, утвержденного приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 30.11.2020 № 259-од, названная Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом при названном Департаменте, основной задачей которой является подготовка предложений в пределах предоставленных Департаменту полномочий по определению на территории Чукотского автономного округа границ рыболовных участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, организации любительского и спортивного рыболовства, осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной ст. 29.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (т. 2 л.д. 31-35).

В соответствии с п. 2.2 этого же Порядка названная выше Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач рассматривает предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований, а также заключения научно-исследовательского отделения биоресурсов внутренних водоемов и вод, прилегающих к Чукотскому автономному округу (ЧукотНИО), Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТИНРО»), готовит для Департамента предложения по определению или изменению границ рыболовных участков на территории округа.

Исходя из положений п. 5.8 и 5.9 указанные предложения принимаются Комиссией в форме рекомендаций и оформляются протоколом заседания Комиссии.

При рассмотрении дела судом установлено, что в период с 2018 по 2020 годы в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа поступили среди прочих следующие предложения о формировании (определению границ) рыболовных участков:

- предложение гражданина Березкина Ф.Ю. от 10.12.2018 о формировании (определении границ) рыболовного участка № 6тр.р в целях осуществления традиционного рыболовства длиной 600 м в горле реки Анадырь на территории Анадырского муниципального района (т. 1 оборот л.д. 46, л.д. 58-60);

- предложение ООО «ЧукотВостокРыба» от 28.08.2019 № 25 о формировании (определении границ) рыболовных участков в целях промышленного рыболовства на территории Анадырского муниципального района, в частности: в Канчаланском лимане длиной 673 м, в горле реки Анадырь длиной 500 м, в Анадырском лимане длиной 1 000 м и площадью 73,7 га (т. 1 оборот л.д. 44, л.д. 45, 61-66);

- предложение ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) от 02.06.2020 № 05 о формировании (определении границ) рыболовного участка в целях осуществления традиционного рыболовства длиной 150 м в горле реки Анадырь на территории городского округа Анадырь (т. 1 л.д. 43, 67-70);

- предложение гражданина Касаткина А.И. от 29.07.2020 о формировании (определении границ) рыболовных участков на территории Анадырского муниципального района, в частности, рыболовного участка РПУ № 1 в целях осуществления промышленного рыболовства площадью 2,1 га на реке Анадырь (7-10 км от с. Марково) (т. 1 л.д. 42, 78-81);

- предложение ООО «Чукотрыбком» от 15.09.2020 № 45 о формировании (определении границ) шести рыболовных участков в целях промышленного рыболовства на территории Анадырского муниципального района: в устье реки Алькатваам Анадырского залива Берингова моря площадью 39 га и площадью 89 га (два участка), в Анадырском заливе Берингова моря (район устья реки Эмэмкут) площадью 51,9 га, в Анадырском заливе Берингова моря (район устья реки Кэймэмкут) площадью 28,2 га, в Анадырском заливе Берингова моря (район м. Низменный) площадью 39 га и в Анадырском заливе Берингова моря (район лагуны Забытая) площадью 37 га (т. 1 л.д. 44, оборот л.д. 45, л.д. 89-98);

- предложение ООО «Чукотрыбком» от 25.09.2020 № 55 о формировании (определении границ) двух рыболовных участков в целях промышленного рыболовства на территории Анадырского муниципального района: в устье Анадырского лимана (коса Русская Кошка, мыс Василия (Гагачий) площадью 700 га и в Анадырском заливе Берингова моря (район косы Русская Кошка) площадью 449 га (т. 1 л.д. 46, 85-88);

- предложение ООО «Чукотрыбком» от 30.09.2020 № 56 о формировании (определении границ) рыболовного участка в целях промышленного рыболовства на территории Анадырского муниципального района в Анадырском лимане (западная сторона косы Русская Кошка, мыс Гедеона) площадью 179 га (т. 1 л.д. 46, 82-84);

- предложение ООО «Ильпырь» от 21.09.2020 о формировании (определении границ) двух рыболовных участков в целях промышленного рыболовства на территории Провиденского муниципального района, в частности: лагуне Аччён длиной 600 м и длиной 400 м (порядковые номера 2 и 3 в приложенной к указанному предложению таблице) (т. 1 оборот л.д. 40, л.д. 103-108);

- предложение ООО «Ильпырь» от 04.10.2020 о формировании (определении границ) двух рыболовных участков в целях промышленного рыболовства на территории Провиденского муниципального района в лагуне Аччён длиной 500 м и длиной 900 м (т. 1 л.д. 41, 99-101);

- предложение ИП Коравье О.В. от 15.12.2020 № 13 о формировании (определении границ) речного рыболовного участка в целях осуществления промышленного рыболовства длиной 2 300 м на левом берегу реки Майн на территории Анадырского муниципального района (т. 1 оборот л.д. 42, л.д. 55-57).

Указанные предложения были рассмотрены на заседании Комиссии по определению рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа от 22.12.2020.

Согласно протоколу заседания указанной Комиссии от 22.12.2020 № 26, приведенные выше предложения наряду с другими были отклонены по основанию (далее дословно) «…С учетом особого мнения Ассоциации рыбопромышленников и переработчиков Чукотки и предложения ЧукотНИО Тихоокеанского филиала «ФГБНУ «ТИНРО-Центр»…» (п. 2.2 протокола).

24.12.2020 Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа заявителям направлены письма, в которых им было сообщено, что их предложения были рассмотрены Комиссией, которая приняла решение об отклонении этих предложений с учетом мнения ЧукотНИО Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ТИНРО-Центр» (т. 1 л.д. 48-54).

Указанные фактические обстоятельства дела были подтверждены представителями сторон в судебном заседании.

В судебном заседании представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенностям Сулыма Ю.М. на вопросы председательствующего также пояснила суду, что единственным основанием для отклонения упомянутых выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ИП Коравье О.В., а также граждан Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И. о формировании (определении границ) рыболовных участков послужило устное заключение присутствовавшей на заседании Комиссии представителя ЧукотНИО Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТИНРО») Голубь Е.В. о нецелесообразности формирования новых рыболовных участков в бассейне Анадырского лимана. Оно же послужило и одним из оснований для отклонения предложений ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) и ООО «Ильпырь». Вторым основанием для отклонения предложения ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) послужило нахождение предложенного названной общиной рыболовного участка в зоне отдыха граждан на территории городского округа Анадырь «Песчанка», а вторым основанием для отклонения предложения ООО «Ильпырь» послужило нахождение предложенных указанным лицом рыболовных участков в лагуне Аччён в непосредственной близости от существующего рыболовного участка № 36-6тр (т. 3 л.д. 12-27).

В судебном заседании Сулыма Ю.М. также пояснила суду, что иных оснований для отклонения предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ИП Коравье О.В., Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И. у Комиссии по определению границ рыболовных участков не имелось.

Суд признает неубедительными доводы Сулыма Ю.М. об отсутствии необходимости в предварительном получении Комиссией по определению границ рыболовных участков письменного заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящейся в ведении Федерального агентства по рыболовству, при рассмотрении предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований.

Указанная позиция противоречит положениям п. 3 названных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 № 681, исходя из которых получение такого заключения обязательно при осуществлении уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации деятельности по определению границ рыболовных участков.

Необходимость обязательного учета такого заключения при рассмотрении предложений указанных выше лиц об определении границ рыболовных участков прямо вытекает и из положений п. 2.2 Порядка деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа, утвержденного приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 30.11.2020 № 259-од.

Для выполнения указанной обязанности подп. «б» п. 1 приказа Росрыболовства «О согласовании перечней рыболовных участков» от 26.11.2018 № 689 руководителям территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству предписано оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании перечней рыболовных участков совместно с научно-исследовательскими организациями, подведомственными Росрыболовству.

По смыслу положений названных выше Правил, Порядка и Приказа, заключение научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящейся в ведении Федерального агентства по рыболовству, по вопросам о возможности определения границ рыболовных участков должно быть предоставлено на заседание Комиссии в письменном виде и должно исходить от самой научной организации, а не от того или иного ее отдельного сотрудника.

Суд также учитывает показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля заведующей лабораторией проходных и пресноводных рыб Чукотского отделения Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТИНРО») Свидетель №1, которая пояснила, что ранее по запросам Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа названной научной организацией составлялись соответствующие письменные заключения, которые подписывались руководителем Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО». Однако предоставление таких заключений является платной услугой. В этой связи с целью исключения лишних денежных затрат на подготовку заключения по каждому предложению об определении границ рыболовных участков и с целью предварительной фильтрации рыболовных участков, границы которых не подлежали определению в силу закона по иным основаниям, было принято решение об участии специалистов ФГБНУ «ВНИРО» на заседаниях Комиссии и предоставлении ими предварительного заключения. Именно в таком порядке Свидетель №1 участвовала на заседании Комиссии по определению границ рыболовных участков 22.12.2020, на котором она высказала свое личное мнение как специалиста в области рыбохозяйственной науки о нецелесообразности формирования новых рыболовных участков по включенным в повестку заявкам. С запросом о составлении мотивированного заключения по указанным заявкам Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа в Чукотское отделение Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТИНРО») не обращался и предварительно не предоставил необходимую информацию, в том числе координаты предложенных к формированию рыболовных участков с картографическими материалами (т. 3 л.д. оборот л.д. 42 - л.д. 44).

В судебном заседании Сулыма Ю.М. указанные показания не оспаривала и в порядке ч. 1 ст. 65 КАС РФ признала факт отсутствия в распоряжении Комиссии на день рассмотрения упомянутых выше предложений о формировании рыболовных участков заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящейся в ведении Федерального агентства по рыболовству (т. 3 л.д. 16).

С учетом изложенного, принимая во внимание объяснения сторон об отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отклонения упомянутых выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ИП Коравье О.В., Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И., суд приходит к выводу о нарушении Комиссией по определению границ рыболовных участков при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа при рассмотрении указанных предложений требований п. 3 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 № 681, и п. 2.2 Порядка деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа, утвержденного приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 30.11.2020 № 259-од.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о наличии оснований для признания оспариваемых рекомендаций Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа об отклонении упомянутых выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ИП Коравье О.В., Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И., принятых лишь на основании устного мнения специалиста ФГБНУ «ВНИРО», произвольным и незаконным отказом в формировании каждого конкретного из предложенных указанными лицами рыболовных участков, который нарушает права и интересы данных лиц, а также неопределенного круга лиц на утверждение рыболовных участков и проведение по ним федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства конкурсных процедур, а также основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов об участии граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

По аналогичным основаниям незаконным суд признает и оспариваемые прокурором рекомендации Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа в протоколе от 22.12.2020 об отклонении упомянутых выше предложений ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) и ООО «Ильпырь» о формировании (определении границ) рыболовных участков.

Суд признает неубедительными доводы Сулыма Ю.М. об отклонении Комиссией предложений названных лиц не только на основании устного мнения специалиста ФГБНУ «ВНИРО» Свидетель №1, но и в связи наличием иных оснований: нахождение предложенного ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) рыболовного участка в зоне отдыха граждан на территории городского округа Анадырь «Песчанка»; нахождение предложенных ООО «Ильпырь» рыболовных участков в лагуне Аччён в непосредственной близости (на расстоянии менее 1 км) от существующего рыболовного участка № 36-6тр.

Во-первых, такие дополнительные основания для отклонения предложенных ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) и ООО «Ильпырь» рыболовных участков не приведены в оспариваемом прокурором протоколе Комиссии от 22.12.2020 № 26 и в этой связи не могут повлечь признание законными действий названного ответчика по отклонению предложений данных лиц по тем мотивам, которые указаны в протоколе.

Само же по себе наличие каких-либо дополнительных неуказанных в протоколе оснований для отклонения предложений ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) и ООО «Ильпырь» не препятствует Комиссии по определению рыболовных участков повторно рассмотреть эти предложения с соблюдением предусмотренных законом процедур.

Во-вторых, приведенные выше дополнительные основания для отклонения Комиссией предложений указанных лиц по формированию (определению границ) рыболовных участков также нельзя признать законными.

Так, в обоснование невозможности определения границ предложенных ООО «Ильпырь» рыболовных участков в лагуне Аччён ответчики указали на расположение этих участков на расстоянии менее 1 км от существующего в указанной лагуне рыболовного участка № 36-6тр и сослались на положения подп. 22.15 п. 22 приказ Минсельхоза России «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» от 23.05.2019 № 267, согласно которым при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается осуществлять на реках добычу (вылов) тихоокеанских лососей на расстоянии менее 1 км между местами постановки ставных и (или) закидных неводов.

В подтверждение наличия в лагуне Аччён существующего рыболовного участка № 36-6тр Сулыма Ю.М. представила суду перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа, утвержденный постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.01.2018 № 1, в который включен указанный участок (т. 3 л.д. 56-63).

Между тем, названный нормативный правовой акт был признан утратившим силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 01.09.2020 № 426.

Как следует из пояснений представителей сторон в судебном заседании и показаний свидетеля ФИО9, ни ко дню заседания Комиссии 22.12.2020, ни ко дню рассмотрения судом настоящего административного дела участок № 36-6тр в утвержденный в установленном порядке Перечень рыболовных участков не включен.

Следовательно, в силу положений ст. 18 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ указанный участок нельзя признать существующим рыболовным участком, на котором разрешено осуществление рыболовства.

В этой связи приведенные выше ограничения, предусмотренные подп. 22.15 п. 22 приказ Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267 во всяком случае не подлежали распространению на предложения ООО «Ильпырь» о формировании (определении границ) упомянутых выше рыболовных участков в лагуне Аччён.

Неубедительными суд признает и доводы Сулыма Ю.М. о предоставлении ООО «Ильпырь» по указанным предложениям недостоверных координат запрашиваемых к формированию рыболовных участков, при нанесении на карту которых эти участки оказались размещенными на суше, в связи с чем Комиссия пошла навстречу названному лицу и самостоятельно определила координаты запрашиваемых им рыболовных участков на водном объекте.

Такие действия ответчика вызывают объективные сомнения в их обоснованности и законности.

Кроме того, как было указано выше, предоставление ООО «Ильпырь» недостоверных координат запрашиваемых к формированию рыболовных участков не препятствует Комиссии по определению рыболовных участков повторно рассмотреть предложения указанного лица с соблюдением предусмотренных законом процедур.

Как необоснованные отклоняет суд и ссылки ответчиков на нахождение предложенного ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) рыболовного участка в зоне отдыха граждан на территории городского округа Анадырь «Песчанка».

Действующим законодательством не установлен запрет на формирование (определение границ) рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в зоне отдыха граждан.

Суд признает неубедительными доводы Сулыма Ю.М. о том, что в случае формирования предложенного ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) рыболовного участка и последующего предоставления этого участка какого-либо лицу по результатам конкурсных процедур, указанный участок будет огорожен и к нему будет ограничен доступ иных граждан, в том числе принадлежащим к коренных малочисленных народам Севера.

Как было указано выше, в соответствии со ст. 51.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с названным Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с ч. 1, 2 и 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно положениям ч. 1 ст. 38 Водного кодека РФ, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на совместное и обособленное водопользование.

При этом обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ).

Положения Водного кодекса РФ не ограничивают права иных лиц на пользование водным объектом в порядке совместного водопользования.

Аналогичная толкование закона приведено в постановлении Верховного Суда РФ от 04.07.2017 № 39-АД17-3.

Исходя из положений приведенных выше норм водного закона, предоставление рыболовного участка в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не влечет возникновение у пользователя такого рыболовного участка права на обособленное водопользование.

Следовательно, такой рыболовный участок продолжает оставаться в совместном водопользовании и может использоваться иными гражданами.

Обобщая все изложенное выше, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Чукотского автономного округа административных исковых требований о признании незаконным в оспариваемой им части решение Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа об отклонении упомянутых выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ООО «Ильпырь», ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет), ИП Коравье О.В., а также граждан Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И. о формировании (определении границ) рыболовных участков в протоколе от 22.12.2020 № 26.

Обоснованным суд признает и требования прокурора о признании незаконным бездействия Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, выразившееся в не рассмотрении указанных предложений названных выше лиц.

Как было установлено судом и указано выше, непосредственно данным ответчиком какого-либо решения по этим предложениям не принималось. 24.12.2020 Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа заявителям были направлены лишь письма, в которых им было сообщено, что их предложения были рассмотрены Комиссией, которая приняла решение об отклонении этих предложений с учетом нения ЧукотНИО Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ТИНРО-Центр» (т. 1 л.д. 48-54).

Факт непринятия Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа какого-либо решения по рассмотрению упомянутых выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ООО «Ильпырь», ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет), ИП Коравье О.В., а также граждан Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И. о формировании (определении границ) рыболовных участков был подтвержден в возражениях названного ответчика на иск прокурора Чукотского автономного округа.

Суд признает несостоятельными доводы Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа об отсутствии у него полномочий по рассмотрению предложений об определении границ рыболовных участков и на наличие таких полномочий исключительно у Комиссии по определению границ рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа.

Такая позиция прямо противоречит приведенным выше положениям п. 3-5, 6 и 11 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 № 681, подп. 7 и 8 п. 2.3 Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и п. 1.2, 2.1, 2.2, 5.8 и 5.9 Порядка деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа, утвержденного приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 30.11.2020 № 259-од, исходя из которых именно Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа наделен полномочиями по принятию решений по предложениям граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и муниципальных образований об определении границ рыболовных участков.

Комиссия по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа наделена полномочиями лишь по подготовке предложений по результатам рассмотрения указанных выше предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и муниципальных образований, которые принимаются в форме рекомендаций.

При таких обстоятельствах и в силу положений ч. 3 и 9 ст. 227 КАС РФ в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд признает подлежащими удовлетворению административные исковые требования прокурора о возложении на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и на Комиссию по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанности устранить нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов путем повторного рассмотрения упомянутых выше предложений ООО «ЧукотВостокРыба», ООО «Чукотрыбком», ООО «Ильпырь», ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет), ИП Коравье О.В., а также граждан Березкина Ф.Ю. и Касаткина А.И. о формировании (определении границ) рыболовных участков.

Предложенный прокурором срок для исполнения указанной обязанности продолжительностью один месяц со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу суд признает разумным и способным обеспечить баланс прав и законных интересов административных ответчиков и неопределенного круга лиц.

Суд также принимает во внимание, что возражений против предложенного прокурором срока исполнения решения суда в указанной части ответчики суду не представили.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить в полном объеме административные исковые требования прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, первому заместителю начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Кудрявцеву А.В. и к Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа.

Признать незаконным решение Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 22.12.2020 (протокол № 26) в части отклонения предложений ООО «ЧукотВостокРыба» от 28.08.2019 № 25 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Канчаланский лиман, река Анадырь, горло реки Анадырь, Анадырский лиман; ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) от 02.06.2020 № 05 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – Анадырь - горло реки Анадырь; гражданина Касаткина А.И. от 29.07.2020 по определению границ рыболовного участка в целях промышленного рыболовства – река Анадырь (рпу № 1); ООО «Ильпырь» от 21.09.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – лагуна Аччён (порядковые номера таблицы 2 и 3), от 04.10.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Лагуна Аччён; ООО «Чукотрыбком» от 30.09.2020 № 56 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Анадырский лиман, западная сторона косы Русская Кошка, мыс Гедеона, от 25.09.2020 № 55 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – устье Анадырского лимана, коса Русская Кошка, мыс Василия (Гагачий), Берингово море, Анадырский залив, район косы Русская Кошка, от 15.09.2020 – № 45 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Алькатваам (2 участка), Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Эмэмкут, Берингово море Анадырский залив, район устья р. Кэйэмэмкут, Берингово море, Анадырский залив, район м. Низменный, Берингово море Анадырский залив, район лагуны Забытая); индивидуального предпринимателя Коравье О.В. от 15.10.2020 № 13 по определению границ рыболовных участков в целях осуществления промышленного рыболовства – река Майн левый берег; гражданина Березкина Ф.Ю. от 10.12.2018 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – горло реки Анадырь.

Признать незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, выразившееся в не рассмотрении указанных предложений названных выше лиц по определению границ рыболовных участков.

Возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Комиссию по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов путем повторного рассмотрения предложений ООО «ЧукотВостокРыба» от 28.08.2019 № 25 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Канчаланский лиман, река Анадырь, горло реки Анадырь, Анадырский лиман; ТСО КМНС «ЧАЙЛЭДУОЛ» (Рассвет) от 02.06.2020 № 05 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – Анадырь - горло реки Анадырь; гражданина Касаткина А.И. от 29.07.2020 по определению границ рыболовного участка в целях промышленного рыболовства – река Анадырь (рпу № 1); ООО «Ильпырь» от 21.09.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – лагуна Аччён (порядковые номера таблицы 2 и 3), от 04.10.2020 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Лагуна Аччён; ООО «Чукотрыбком» от 30.09.2020 № 56 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Анадырский лиман, западная сторона косы Русская Кошка, мыс Гедеона, от 25.09.2020 № 55 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – устье Анадырского лимана, коса Русская Кошка, мыс Василия (Гагачий), Берингово море, Анадырский залив, район косы Русская Кошка, от 15.09.2020 – № 45 по определению границ рыболовных участков в целях промышленного рыболовства – Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Алькатваам (2 участка), Берингово море, Анадырский залив, район устья р. Эмэмкут, Берингово море Анадырский залив, район устья р. Кэйэмэмкут, Берингово море, Анадырский залив, район м. Низменный, Берингово море Анадырский залив, район лагуны Забытая); индивидуального предпринимателя Коравье О.В. от 15.10.2020 № 13 по определению границ рыболовных участков в целях осуществления промышленного рыболовства – река Майн левый берег; гражданина Березкина Ф.Ю. от 10.12.2018 по определению границ рыболовных участков в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – горло реки Анадырь.

Возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанность сообщить суду и прокурору Чукотского автономного округа об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья , А.В. Кодес

,