Производство № 2а-358/2023, 2а-11/2024
(УИД) №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красный Чикой 15 января 2024 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Добкевич Е.С.,
рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Красночикойского района к Администрации муниципального района «Красночикойский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности здания Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр», обязании разработать программу, возложении обязанности принять меры к установке котельного оборудования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красночикойского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Красночикойский район», указав, что прокуратурой Красночикойского района по поручению прокуратуры Забайкальского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального района «Красночикойский район». Проверка показала, что Администрации на праве собственности принадлежит здание Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» (далее - Центр досуга), которое на праве оперативного управления передано администрации сельского поселения «Черемховское» муниципального района «Красночикойский район». В ноябре 2022 года прокуратурой района, в ходе проверки, в адрес главы муниципального района «Красночикойский район» внесено представление с требованием оборудовать приборами учета используемых воды, тепловой энергии, зданий органов местного самоуправления муниципального района «Красночикойский район» и муниципальных учреждений Администрации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, и прочих сферах. Данное представление 27.12.2022 рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени Администрацией не проведено обследование технического состояния здания Центра досуга, приборы учета используемой воды, тепловой энергии не установлены, разработанная и утвержденная программа энергетической эффективности отсутствует и не применяется.
Кроме того, при обследовании здания Центра досуга установлено, что система отопления не соответствует установленным законом требованиям. Отопление осуществляется, расположенным в здании котлом на твердом топливе. Данный котел не является котловым оборудованием заводского производства (печным оборудованием заводского производства), что является нарушением требований законодательства о теплоснабжении, энергетической эффективности, поскольку мощности данного котельного оборудования недостаточно для успешного прохождения отопительного периода, поддержании установленной санитарно-эпидемиологическими нормами температуры воздуха, также данный факт нарушает требование противопожарного законодательства.
Ссылаясь на ст. ст. 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 1, ст. 4, ст. 13, ч.1 ст.24 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 37 Федерального чакона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности, п. 77, п. 82, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Красночикойский район», выразившееся в непринятии мер по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности здания Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр»; обязать администрации муниципального района «Красночикойский район» разработать программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности здания Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр»; возложить обязанность на администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры к установке котельного (печного) оборудования Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
В судебном заседании помощник прокурора Красночикойского района Стрелков Е.Н. подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, административный иск поддержал, по доводам, в нем изложенным.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, глава муниципального района «Красночикойский район» Е.А.Гостев, действуя на основании прав по должности, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с требованиями прокурора согласился.
Заинтересованные лица, Администрация сельского поселения "Черемховское" и Центр досуга с. Ядрихино МУК Межпоселенческий культурно-досуговый центр ходатайствовали о рассмотрении дело в отсутствие их представителей, возражений не представили.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7B2AA08716726A24693BF6C27790FC0ADB77C167EC0EB7D9B9D8D131C4C889590B800AB002EA0368DEA0C3447BBC6387162E6E5FC7E31E9C26p2D статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на таких принципах как эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (статья 4).
На основании статьи 13 Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 3 статьи 13 Закона об энергосбережении органы государственной власти, органы местного самоуправления до 01.01.2011 обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны до 01.01.2011 завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (части 4 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Часть 1 ст. 24 указанного закона обязывает государственные и муниципальные учреждения обеспечить снижение в сопоставимых условиях потребления всех видов ресурсов.
Согласно п.п. 7,8 Требований к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой жергии. электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.
Организации обязаны разработать или скорректировать ранее утвержденные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными целевыми уровнями снижения потребления ресурсов.
Пунктом 82 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 предусмотрено, что для отопления зданий допускается установка металлических печей только заводского изготовления. При этом руководителями организаций и физическими лицами обеспечивается выполнение технической документации изготовителей этих видов продукции.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.10.2023г. нежилое здание с кадастровым номером №,площадью 330 кв. метров, расположенное по адресу <адрес>,ДД.ММ.ГГГГ года, являющееся Центром досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр», принадлежит Администрации муниципального района «<адрес>».
Из ответа № от 12.10.2023г. зам.руководителя администрации сельского поселения «Черемховское» В.Г.М. следует, что обследование здания с целью разработки программы энергоэффективности не проведено; программа энергоэффективности не разрабатывалась и не применялась; используется самодельное котельное оборудование, не является котельным оборудованием заводского производства, подтверждающей документации не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая согласие административного ответчика с административными исковыми требованиями прокурора, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального района «Красночикойский район» допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности здания Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр», в связи с чем административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе установить разумный срок на исполнение решения суда, и в данном случае, суд полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда заявленный прокурором района.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Поскольку ответчики в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Красночикойского района Забайкальского края к Администрации муниципального района «Красночикойский район» удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Красночикойский район» (<данные изъяты>), выразившееся в непринятии мер по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности здания Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр».
Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» (<данные изъяты>), разработать программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности здания Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр».
Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Красночикойский район» (<данные изъяты>), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу принять исчерпывающие меры к установке котельного (печного) оборудования Центра досуга с. Ядрихино МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2024 года.
Судья А.И. Рязанов