РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 16 июня 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Цыбуля А.А.,
с участием прокурора - ст. помощника прокурора
Ленинского района г. Нижнего Тагила ФИО1,
административного истца ФИО2,
представителя административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика –
Избирательной комиссии города Нижний Тагил ФИО6,
представителя административного ответчика –
Нижнетагильской городской Думы ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1202/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконными решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил об отказе в регистрации инициативной группы местного референдума и решения Нижнетагильской городской Думы о проверке соответствия вопроса, предлагаемого для проведения на местный референдум,
установил:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском, указав, что она является участником и уполномоченным представителем инициативной группы граждан по проведению местного референдума на территории муниципального образования «город Нижний Тагил», собрание которой состоялось 24.03.2020.
26.03.2020 истец от имени инициативной группы граждан обратилась в Избирательную комиссию города Нижний Тагил (далее - избирательная комиссия) с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы установить земельным участкам с кадастровыми номерами: №, расположенным по адресу: ФИО4 область, город Нижний Тагил, вида территориальной зоны «Р-1 - городские леса, лесопарки» с целью недопущения строительства мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов в черте города Нижний Тагил?».
30.04.2020 избирательной комиссией города Нижний Тагил вынесено решение № 11/20, согласно которому инициативной группе граждан отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вышеуказанному вопросу.
Данное решение избирательной комиссии было основано на решении Нижнетагильской городской Думой от 23.04.2020 № 22-П «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум города Нижний Тагил, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 3, 4 Закона Свердловской области «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области», которым Нижнетагильская городская Дума признала вопрос, выносимый на местный референдум, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона и статей 3, 4 Закона Свердловской области.
Выражая несогласие с принятыми административными ответчиками решениями, административный истец просит суд:
- признать незаконным решение избирательной комиссией города Нижний Тагил № 11/20 от 30.04.2020 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил»;
- признать незаконным решение Нижнетагильской городской Думы от 23.04.2020 № 22-П «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум города Нижний Тагил, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 3, 4 Закона Свердловской области «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области»;
- обязать избирательную комиссию города Нижний Тагил осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдать ей регистрационное свидетельств», а также сообщить об этом в средствах массовой информации.
Свои исковые требования административный истец мотивировала тем, что решение городской Думы также как и решение Избирательной комиссии не содержит мотивировочной части, решение городской Думы административному истцу направлено не было.
Административный истец считает, что данные решения были вынесены с нарушением действующего законодательства, поскольку решения не носят мотивировку отказа, а лишь указывают на несоответствие вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2001 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 3, 4 Закона Свердловской области от 17.04.2006 20-03 «О референдуме Свердловской области и местных референдумах Свердловской области».
Вопрос, по поводу которого граждане желали провести референдум, является вопросом местного значения, так как согласно п. 26 ч. 1 ст. 5 Устава города Нижнего Тагила утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа. Именно Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил" (вместе с "Порядком применения правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил и внесения изменений в указанные правила", "Градостроительными регламентами городского округа Нижний Тагил и градостроительными регламентами населенных пунктов городского округа Нижний Тагил") земельным участкам с кадастровыми номера № было присвоено разрешенное использование - под иными объектами специального назначения.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости от 03.02.2020 все указанные земельные участки являются собственностью муниципального образования «город ФИО5», разрешенное использование - специальная деятельность, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Следовательно, судьбу данных участков, том числе изменение вида разрешенного использования решают муниципальные власти города ФИО5 в пределах своей компетенции,
Также административный истец указывает на нарушение порядка принятия решения избирательной комиссии города Нижний Тагил, поскольку согласно ст. 36 регламента избирательной комиссии города Нижний Тагил заседания Комиссии проводятся открыто и гласно. На заседаниях Комиссии вправе присутствовать член и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдум города Нижний Тагил. Комиссия обязана обеспечить оповещение возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания. На заседании Комиссии вправе присутствовать представители политических партий.
В нарушение данного регламента административному истцу было направлено письмо от 29.04.2020 № 52, согласно которому заседание Избирательной комиссии, действующей в качестве комиссии местного референдума, будет проведено 30.04.2020 путем заочного рассмотрения вопроса, включенного в повестку заседания Комиссии, и заочного голосования. При этом административный ответчик сослался на Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указ Губернатора Свердловск области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и Методические рекомендации по режиму труда органов власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства, разработанных Минтрудом России и направленных письмом от 16.03.2020 № 19-0/10/П-2262.
В связи с этим административный истец полагает, что решение Избирательной комиссии было принято ею с нарушением регламента, что ведет к недействительности данного решения, так как регламент Избирательной комиссии не предусматривает проведение заочного голосования. Кроме этого, избирательная комиссия города Нижний Тагил свое решение от 30.04.2020 № 11/20 направила административному истцу только 06.05.2020, которое было получено ею 08.05.2020.
Административный истец просит считать причину пропуска срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав уважительной уважительно: из-за сложившейся ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поздним получением обжалуемого решения по вине административного ответчика и восстановить срок для подачи административного искового заявления.
В судебном заседании административный истец и ее представитель заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика – Нижнетагильской городской Думы в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала доводы письменных возражений.
Согласно этим письменным возражениям, после поступления 26.03.2020 в Избирательную комиссию города Нижний Тагил ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы установить земельным участкам с кадастровыми номерами №, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, вида территориальной зоны «Р-1 - городские леса, лесопарки» с целью недопущения строительства мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов в черте города Нижний Тагил?», 09.04.2020 Избирательной комиссией города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, было принято решение № 10/19 «О рассмотрении документов по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Нижний Тагил». Указанным решением Избирательная комиссия города Нижний Тагил решила ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы направить в Нижнетагильскую городскую Думу. Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 09.04.2020 №10/10, ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы поступили в Нижнетагильскую городскую Думу 09.04.2020.
23.04.2020 Нижнетагильской городской Думой посредством голосования («за» - 18 депутатов, «против» - 1 депутат, «воздержались» - 6 депутатов) принято решение № 22-П о признании выносимого на местный референдум вопроса не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2001 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и статьей 3, 4 Закона Свердловской области от 17.04.2006 № 20-03 «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области».
В Регламенте Нижнетагильской городской Думы отсутствует требование об обязательном наличии мотивировочной части в решении.
Ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил было рассмотрено па заседании постоянной комиссии но местному самоуправлению, общественной безопасности и информационной политике 20.04.2020, в ходе которой обсуждалось поступившее ходатайство, заслушивалось мнение юридического отдела Думы по поставленному вопросу.
Решение Нижнетагильской городской Думы от 23.04.2020 №22-П было опубликовано в газете «Тагильский рабочий» 24.04.2020 и размещено на официальном сайте города Нижний Тагил.
В связи с этим у Нижнетагильской городской Думы отсутствует обязанность по направлению копии оспариваемого решения административном истцу.
Представитель Избирательной комиссии города Нижний Тагил судебном заседании исковые требования не признал и поддержал доводы письменных возражений председателя Избирательной комиссии ФИО8 и своих собственных письменных возражений.
Согласно этим письменным возражениям 26.03.2020 в Избирательную комиссию города Нижний Тагил поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы установить земельным участкам с кадастровыми номерами №, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, вида территориальной зоны «Р-1 - городские леса, лесопарки» с целью недопущения строительства мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов в черте города Нижний Тагил?».
09.04.2020 избирательной комиссией города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, принято решение № 10/19 «О рассмотрении документов по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Нижний Тагил». Указанным решением Избирательная комиссия города Нижний Тагил в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона и пунктом 13 статьи 7 Закона Свердловской области ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы направила в Нижнетагильскую городскую Думу.
23.04.2020 Нижнетагильской городской Думой было принято решение № 22-П «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум города Нижний Тагил, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 3, 4 Закона Свердловской области «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области», которым Нижнетагильская городская Дума признала вопрос, выносимый на местный референдум, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона и статей 3, 4 Закона Свердловской области.
Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона, части 2 пункта 15 и пункту 16 статьи 7 Закона Свердловской области Избирательная комиссия города Нижний Тагил, действующая в качестве комиссии местного референдума, обязана принять решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в пятнадцатидневный срок со дня признания Нижнетагильской городской Думой несоответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям Федерального закона, Закона Свердловской области, Устава Свердловской области, Устава города Нижний Тагил. 24.04.2020 Избирательной комиссией города Нижний Тагил получено решение Нижнетагильской городской Думы от 23.04.2020 № 22-П.
30.04.2020 руководствуясь приведенными нормамаи законодательства Избирательная комиссия города Нижний Тагил, приняла обжалуемое решение № 11/20, которым отказала в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил по заявленному вопросу.
Анализ законности и правомерности решений Нижнетагильской городской Думы, в том числе решения от 23.04.2020 № 22-П не входит в компетенцию Избирательной комиссии города Нижний Тагил. На данном этапе принятие Избирательной комиссией обжалуемого решения носит, по сути, технический характер, одновременно не принятие Избирательной комиссией города Нижний Тагил указанного решения повлекло бы за собой нарушение норм действующего законодательства о референдумах.
Возражая против довода административного истца о нарушении Регламента, административный ответчик указал, что в ст. 10 Регламента Избирательной комиссии города Нижний Тагил, утвержденного решением от 26.01.2017 № 3/6 обозначено, что заседания комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения а в ст. 36 - указано, что заседания проводятся открыто и гласно. Таким образом решение о проведении заседаний комиссии в форме заочных заседаний (решения от 26.03.2020 № 8/17 «Об особенностях проведения заседании Избирательной комиссии города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, в период сложной эпидемиологической ситуации», от 27.03.2020 № 9/18 «О внесении дополнений в Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, от 26 марта 2020 года № 8/17 «Об особенностях проведения заседаний Избирательной комиссии города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, в период сложной эпидемиологической ситуации») не противоречит регламенту 11 Избирательной комиссии и соответствует всем нормам действующего законодательства, в том числе законодательства, обеспечивающего эпидемиологическую безопасность населения.
Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30.04.2020 № 11/20 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил» было опубликовано в газете «Тагильский рабочий» 01.05.2020 и размещено на странице Избирательной комиссии города Нижний Тагил на официальном сайте города Нижний Тагил. Почтовым отправлением решение было направлено административному истцу ФИО2 30.04.2020, исх. № 55.
В письменных возражениях представителя административного ответчика ФИО6 также указано, что довод об отсутствии мотивировки отказа несостоятелен, так как согласно Закону Свердловской области от 17.04.2006 N 20-ОЗ "О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области" Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, избирательная комиссия, при решении вопроса о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил или об отказе в регистрации таковой должна установить имеется ли соответствующее решение представительного органа муниципального образования, а также установить суть вынесенного решения. На странице 2 абзац 2 оспариваемого решения отражено, что 23.04.2020 Нижнетагильской городской Думой было принято решение № 22-П и отражена суть решения представительного органа. Далее в 3 абзаце отражено, что при принятом решении представительного органа Избирательная комиссия обязана принять решение, которое прямо предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, оспариваемое решение Избирательной комиссии содержит достаточно полную мотивировку отказа. В связи с этим указанные доводы административного истца не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Истец считает, что поставленный на местный референдум вопрос является вопросом местного значения. Фактически вопрос направлен на внесение изменений в действующее Правила землепользование и застройки городского округа Нижний Тагил» в части установления территориальной зоны, которые утверждены Решением Нижнетагильской Городской Думы от 27.12.2012 № 61. Перечень вопросов местного значения городского округа отражен в ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" среди указанного перечня вопрос об изменении Правил землепользования и застройки не поименован. Кроме того, процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки подробно регламентирована в ст. 33 Градостроительного кодекса РФ и при этом в п. 2 указанной статьи поименованы основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки. В п. 3 указанной статьи отражен круг лиц или организаций, которые полномочны вносить предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Среди оснований и субъектного состава лиц, полномочных осуществлять действия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки - решение принятого на местном референдуме не указано. Кроме того, процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки предусматривает ряд процедур, предусмотренных ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, направленных на соблюдение требований, предусмотренных в том числе и ст. 34 указанного кодекса. С учетом изложенного поставленный вопрос не относится к вопросам местного значения, кроме того, результат местного референдума с учетом поставленного вопроса, не будет являться основанием для внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Относительно предполагаемого нарушения ст. 36 Регламена при проведении заседания избирательной комиссии, представитель административного ответчика указывает, что Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ на территории Свердловской области был введен режим повышенной готовности и данным указом в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 10.04.2020 № 175-УГ на территории Свердловской области приостановлены в том числе мероприятия связанные с очным присутствием граждан. Кроме того, согласно п. 8 Указа Губернатора Свердловской области жителям Свердловской области предписано на покидать места проживания (пребывания). Избирательная комиссия является муниципальным органом, членство в избирательной комиссии (за исключением председателя) предполагает работу не внештатной основе. Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ с многочисленными изменениями, не содержит каких-либо указаний о том, что он не распространяется на работу муниципальных органов и не содержит исключений о том, что граждане могут покинуть постоянное место жительства для работы в муниципальном органе. Таким образом, с учетом положений Указа Губернатора Свердловской области, избирательная комиссия была лишена возможности проводить открытые и гласные заседания. На основании изложенного, Избирательной комиссией 26.03.2020 было принято решение № 8/17 «Об особенностях проведения заседаний Избирательной комиссией города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, в период сложной эпидемиологической ситуации». На основании указанного выше решения было проведено заседание, результат проведения которого оспаривает административный истец.
Заслушав административного истца и её представителя, представителей административных ответчиков, заключение ст. помощника прокурора района, полагавшей, что оснований для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании решений органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственно обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 3 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
В ч. 3 ст. 3 Закона Свердловской области "О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области" от 17.04.2006 N 20-ОЗ указано, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Из ст. 7 Закона Свердловской области от 17.04.2006 N 20-ОЗ следует, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (ч. 1). Гражданин Российской Федерации или группа граждан, образовавшие инициативную группу по проведению местного референдума, созывают собрание инициативной группы для решения вопросов о выдвижении инициативы проведения местного референдума, об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума, о назначении из числа членов инициативной группы по проведению местного референдума уполномоченных представителей инициативной группы (ч. 2). Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы (ч. 4). Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: 1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального закона, устанавливающего основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Устава Свердловской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган соответствующего муниципального образования; 2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (ч. 13). Представительный орган муниципального образования обязан в срок не позднее 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям федерального закона, устанавливающего основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Устава Свердловской области, настоящего Закона, устава муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч. 14). В случае если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям федерального закона, устанавливающего основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Устава Свердловской области, настоящего Закона, устава муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации (ч. 15). Инициативная группа по проведению местного референдума до принятия решения о назначении местного референдума вправе отозвать свою инициативу. В случае отзыва инициативной группой по проведению местного референдума своей инициативы соответствующая избирательная комиссия принимает решение о прекращении процедуры по осуществлению инициативы проведения местного референдума (ч. 19).
Согласно ч. 1 ст. 7 Устава города Нижний Тагил население города Нижний Тагил вправе в установленном законом порядке осуществлять местное самоуправление путем проведения местного референдума, который в силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава является одной из форм непосредственного осуществления населением города местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 8 Устава города местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области, с учетом особенностей, определенных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. В силу ч. 7 ст. 44 Устава города Нижний Тагил порядок принятия решений по вопросам местного значения непосредственно гражданами города (на местном референдуме) устанавливается в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме (ч. 3). Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения (ч. 4).
Статьей 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлен порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Так, каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы, в которой должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум (ч. 2). Комиссия референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные принимать решение о назначении референдума, в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (ч. 4). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (ч. 6). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации (ч. 8). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (ч. 11).
Как усматривается из материалов дела, в 26.03.2020 в Избирательную комиссию города Нижний Тагил поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы установить земельным участкам с кадастровыми номерами №, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, вида территориальной зоны «Р-1 - городские леса, лесопарки» с целью недопущения строительства мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов в черте города Нижний Тагил?»,
09.04.2020 Избирательной комиссией города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, было принято решение № 10/19 «О рассмотрении документов по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории города Нижний Тагил». Указанным решением Избирательная комиссия города Нижний Тагил решила ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы направить в Нижнетагильскую городскую Думу. Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 09.04.2020 №10/10, ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы поступили в Нижнетагильскую городскую Думу 09.04.2020.
Ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил было рассмотрено па заседании постоянной комиссии но местному самоуправлению, общественной безопасности и информационной политике 20.04.2020, в ходе которой обсуждалось поступившее ходатайство, заслушивалось мнение юридического отдела Думы по поставленному вопросу.
23.04.2020 Нижнетагильской городской Думой посредством голосования («за» - 18 депутатов, «против» - 1 депутат, «воздержались» - 6 депутатов) принято решение № 22-П о признании выносимого на местный референдум вопроса не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2001 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и статьей 3, 4 Закона Свердловской области от 17.04.2006 № 20-03 «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области».
Как усматривается из протокола заседания Нижнетагильской городской Думы № 5 от 23.04.2020 в заседании Думы присутствовало 25 депутатов из 27 избранных. При обсуждении вопроса о проверке соответствия вопроса предлагаемого на референдум перед депутатами выступили докладчик – председатель Избирательной комиссии города Нижний Тагил ФИО8, председатель Нижнетагильской городской Думы ФИО9, содокладчик – председатель постоянной комиссии городской Думы по местному самоуправлению, общественной безопасности и информационной политике ФИО10, первый заместитель Главы Администрации города Нижний Тагил ФИО11, ст. помощник прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила ФИО12
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 29 Регламента Нижнетагильской городской Думы решение о проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум города Нижний Тагил, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 3,4 Закона Свердловской области «О референдуме Свердловской области и местных референдумах Свердловской области» принималось большинством голосов от числа депутатов городской Думы, присутствующих на заседании городской Думы.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Регламента данный вопрос принимался открытым голосованиям, подсчет которых осуществлялся с помощью электронной системы подсчета голосов.
Таким образом, Нижнетагильской городской Думой был соблюден порядок принятия оспариваемого решения, поскольку проверка вопроса, выносимого на местный референдум, была проведена представительным органом в течение 20 дней со дня поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и решение принималось большинством голосов от числа депутатов городской Думы, присутствующих на заседании городской Думы.
Решение Нижнетагильской городской Думы от 23.04.2020 №22-П было опубликовано в газете «Тагильский рабочий» 24.04.2020 и размещено на официальном сайте города Нижний Тагил.
Принимая решение № 22-П от 23.04.2020 о признании выносимого на местный референдум вопроса не отвечающим требованиям законодательства, Нижнетагильская городская Дума, исходила из того, что предлагаемый инициативной группой для обсуждения на референдуме вопрос не относится к вопросу местного значения, поэтому не может быть вынесен на референдум как не отвечающий требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления расширен.
Так, главой 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к другим формам прямого волеизъявления граждан, помимо выборов и референдума, законодатель отнес: отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (консультативный референдум); сходы, собрания, конференции граждан, правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, общественные обсуждения, опросы граждан, обращения граждан.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Отношения, связанные с порядком организации и проведения публичных слушаний в городе Нижний Тагил регулируются Положением о публичных слушаниях на территории городского округа Нижний Тагил, утвержденные Решением от 22.11.2018 № Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2018 № 67. В соответствии со статьей 3 настоящих Правил обязательному обсуждению на публичных слушаниях подлежит проект правил землепользования и застройки городского округа, а также проект внесения в него изменений.
Установление территориальных зон, регулируется градостроительным законодательством и Правилами землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденные Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 №61.
Публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Публичные слушания - это возможность граждан влиять на содержание принимаемых муниципальных правовых актов и является важным средством муниципальной демократии. Они проводятся с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и по вопросам местного значения.
Таким образом, для принятия решения об установлении какой-либо территориальной зоны или изменении одной территориальной зоны на другую, федеральным градостроительным законодательством и принятыми во исполнение требований этого законодательства нормативными правовыми актами, установлен специальный правовой механизм по определению и утверждению территориальных зон, а именно проведение публичных слушаний.
В соответствии с пунктами «д» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. 27.12.2019) (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъекта Российской Федерации, в том числе относится утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании подпункта 2-1. пункта 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-03 «Об отходах производства и потребления» (в ред. 03.03.2020) утверждение инвестиционных программ возложено на уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления (Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области).
В соответствии с частью 1 статьи 24.13 Федерального закона № 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.11.2018 № 506 утверждена Территориальной схема в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которой установлены места расположения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления на территории Свердловской области, а также схемы движения потоков отходов от источников образования и мест накопления до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов. На сегодняшний день приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 № 185 утверждена новая Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 29.10.2018 № 430, утверждена Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами акционерного общества «Облкоммунэнерго» на 2018-2030 годы, в которую включено строительство объектов по обращению с ТКО в городе Нижний Тагил.
Таким образом, вопрос места нахождения и строительства объектов обработки (т.е. мусоросортировочных комплексов) не находится в компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, анализ содержания вопроса, сформулированного инициативной группой по проведению местного референдума, позволяет сделать вывод о том, что в нем предлагается высказать мнение относительного возможности запрета на строительство мусоросортировочного комплекса на территории города Нижний Тагил.
Вместе с тем, такая постановка вопроса, в нарушение требований пунктов 3 и 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ не учитывает приведенное выше правовое регулирование, закрепленное федеральным и областным законодательством, и противоречит ему.
Кроме того, установление запрета на размещение мусоросортировочного комплекса, по существу означало бы возможность преодоления установленного федеральным и областным законодательством порядка обращения с отходами и вторжения в полномочия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поскольку вопрос обращения с отходами относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то данный вопрос не может быть вынесен на местный референдум.
Кроме того, согласно Генеральному плану города Нижний Тагил, утвержденного решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2012 № 58 и Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 61 местонахождение мусоросортировочного завода определено в землях промышленности и иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации выделяет следующие зоны градостроительного зонирования: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Таким образом, формулировка вопроса, предложенная инициативной группой для вынесения на местный референдум, не исключает возможность его множественного толкования и допускает неоднозначный ответ, что влечет за собой неопределенность правовых последствий в случае принятия решения на референдуме.
Кроме того, по итогам референдума должны наступить обязательные последствия, предусмотренные ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поскольку отрицательное решение референдума по данному вопросу не может служить основанием для отказа в строительстве мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов в черте города Нижний Тагил, следовательно, имеет место неопределенность правовых последствий.
30.04.2020 Избирательная комиссия города Нижний Тагил, приняла обжалуемое решение № 11/20, которым отказала в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил по заявленному вопросу.
Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30.04.2020 № 11/20 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил» было опубликовано в газете «Тагильский рабочий» 01.05.2020 и размещено на странице Избирательной комиссии города Нижний Тагил на официальном сайте города Нижний Тагил.
Разрешая вопрос о соответствии закону Решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30.04.2020 № 11/20, суд исходит из того, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
Таким образом, по своей форме оспариваемое решение избирательной комиссии соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона, части 2 пункта 15 и пункту 16 статьи 7 Закона Свердловской области Избирательная комиссия города Нижний Тагил, действующая в качестве комиссии местного референдума, обязана принять решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в пятнадцатидневный срок со дня признания Нижнетагильской городской Думой несоответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям Федерального закона, Закона Свердловской области, Устава Свердловской области, Устава города Нижний Тагил.
Таким образом, поскольку своим Решением от 23.04.2020 №22-П Нижнетагильская городская Дума признала выносимый на местный референдум вопрос, не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2001 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и статьей 3, 4 Закона Свердловской области от 17.04.2006 № 20-03 «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области», Избирательная комиссия города Нижний Тагил обоснованно вынесла решение от 30.04.2020 № 11/20 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил».
При этом тот факт, что Избирательная комиссия города Нижний Тагил приняла такое решение проведя заочное заседание не свидетельствует о его незаконности, поскольку принятие такого решения обусловлено признанием самого вопроса, не отвечающим требованиям законодательства.
Как видно из нормативного регулирования, существовавшего на момент принятия оспариваемого решения в связи со сложившейся на территории Свердловской области и Российской Федерации эпидемической ситуации решение о проведении заседаний комиссии в форме заочных заседаний было обусловлено ранее принятым решением от 26.03.2020 № 8/17 «Об особенностях проведения заседании Избирательной комиссии города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, в период сложной эпидемиологической ситуации», от 27.03.2020 № 9/18 «О внесении дополнений в Решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, от 26.03.2020 № 8/17 «Об особенностях проведения заседаний Избирательной комиссии города Нижний Тагил, действующей в качестве комиссии местного референдума, в период сложной эпидемиологической ситуации») не противоречит регламенту 11 Избирательной комиссии и соответствует всем нормам действующего законодательства, в том числе законодательства, обеспечивающего эпидемиологическую безопасность населения.
В силу части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Судом установлено и это не оспаривается административным истцом, что им пропущен предусмотренный вышеуказанной нормой срок.
Согласно части 7 статьи 240 Кодекса данный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Таким образом оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 30.04.2020 № 11/20 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил» не имеется.
Поскольку у суда не имеется оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконными действий административных ответчиков, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 о признании незаконными решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил №11/20 от 30.04.2020 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории города Нижний Тагил и решения Нижнетагильской городской Думы от 23.04.2020 № 22-П «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум города Нижний Тагил, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 26 июня 2020 года.
Судья подпись Луценко В.В.
Копия верна
Судья Луценко В.В.
Определением суда от 26.06.2020 внесено исправление в текст решения суда, указав отчество административного истца как Вячеславовна, вместо ошибочно указанного отчества Васильевна.
Судья Луценко В.В.