Дело № 2а-1203/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2017 года гор. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Ковалевой Е.И.,
с участием административного истца ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М.Д.А., представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО3,
кадастрового инженера ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 и М.Д.А. к Брянской городской администрации об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и М.Д.А. обратились в суд с названным административным иском указывая на то, что на основании договора купли-продажи недвижимости от <дата> ФИО1 приобрел право собственности на 37/100 долей находящегося в общей долевой собственности жилого дома общей площадью 99 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 1296 кв. м. по <адрес>. В соответствии с соглашением от <дата> между субъектами общей долевой собственности был произведен раздел указанного жилого дома и земельного участка, в результате которого ФИО1 приобрел право собственности на часть жилого дома общей площадью 36,9 кв.м и земельный участок общей площадью 571 кв. м. А. и Ф. получили в собственность часть жилого дома площадью 62,1 кв. М. и земельный участок площадью 725 кв.м. На основании договора дарения недвижимости от <дата> право собственности на 1/2 долю части жилого дома общей площадью 36,9 кв.м. и на 1/2 долю земельного участка общей площадью 571 кв. м перешло к М.Д.А.
19.10.2016г. кадастровым инженером МУП «АПБ» г. Брянска ФИО4 по результатам выполнения кадастровых работ был подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым №... Площадь земельного участка, предназначенного для эксплуатации принадлежащей ФИО1 и М.Д.А. части жилого дома, составила 261 кв.м. Таким образом, общая площадь земельных участков для отдельно стоящего одноквартирного жилого дома <адрес>, имеющего площадь 99 кв. м, составила 986 кв. м.
24.10.2016г. ФИО1 в Управление по строительству и развитию территории города Брянска было подано заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в целях рассмотрения его Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Брянска.
Как указано в протоколе № 110 заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Брянска от 05.12.2016 года, комиссия решила не рекомендовать главе Брянской городской администрации принять постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку минимальная площадь земельного участка для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов - 450 кв.м. Заявленная минимальная площадь составляет 261 кв.м., что значительно меньше минимального показателя, предусмотренного Правилами (450 кв.м).
Истец полагает, что из содержания вышеуказанного документа следует, что комиссия отнеслась к решению вопроса предельно формально без рассмотрения ситуации по существу и анализа прилагавшихся к заявлению документов.
В то же время из содержания итогового документа публичных слушаний, прошедших 30.11.2016г., размещенного на официальном сайте города Брянска усматривается, что предложений по вопросу 1.32 не поступало, и участниками публичных слушаний было принято решение рекомендовать Брянской городской администрации принять постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов: минимальная площадь земельных участков - 261 кв.м) на земельном участке с кадастровым №..., площадью 571 кв.м, расположенном <адрес>, находящемся в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ).
Постановлением Брянской городской администрации от 17.01.2017 года № 75-П ФИО1 и М.Д.А. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
При этом Брянской городской администрацией не было учтено, что общая площадь земельных участков для отдельно стоящего одноквартирного жилого дома <адрес>, имеющего площадь 99 кв. м, после составления межевого плана по разделению земельного участка с кадастровым №..., принадлежащего административным истцам, составила 986 кв. м.
Таким образом, площадь земельных участков для отдельно стоящего одноквартирного жилого дома <адрес>, соответствует минимальной площади земельного участка для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов, установленной Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск.
Каких-либо препятствий для выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в ходе публичных слушаний выявлено не было. По мнению истцов, земельного участка площадью 261 кв.м вполне достаточно для обслуживания помещения площадью 36,9 кв. м. Площадь застройки в данном случае составляет менее 15 % площади земельного участка. Кроме того, разделенный участок, принадлежащий административным истцам, является угловым, в связи с чем его разделение не представляет технических сложностей.
Истцы полагают, что Постановлением Брянской городской администрации от 17.01.2017 года № 75-П им безосновательно отказано в отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем указанным постановлением нарушены права административных истцов на распоряжение принадлежащим им земельным участком и улучшение жилищных условий путем индивидуального жилищного строительства. Проживать семье из четырех человек в помещении площадью 36,9 кв. м. крайне затруднительно.
Ссылаясь на ст. 38,40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденых решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 г. № 991, административные истцы просили суд:
- признать незаконным и отменить п. 1.12 Постановления № 75-П от 17.01.2017 г. Брянской городской администрации «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», которым ФИО1 и М.Д.А. отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов - минимальная площадь земельных участков - 261 кв.м.) на земельном участке с кадастровым №..., площадью 571 кв.м, расположенном <адрес>, находящемся в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ);
- обязать Брянскую городскую администрацию рассмотреть вопрос о принятии постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов - минимальная площадь земельных участков - 261 кв.м., на земельном участке с кадастровым №..., площадью 571 кв.м, расположенном <адрес>, находящемся в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ).
Определением суда в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
В судебном заседании истец ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М.Д.А., представитель ФИО1 по устному ходатайству ФИО2, кадастровый инженер МУП «АПБ» г.Брянска ФИО4 поддержали исковые требования по основаниям изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании административный иск не признал, указав на то, что ответчик действовал в рамках положений, содержащихся в Правилах землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, где предусмотрена минимальная площадь земельных участков - 450 кв. м.
Административный ответчик М.Д.А., представитель Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными. В адрес суда от представителя Управления Росреестра по Брянской области направлен письменный отзыв, в котором представитель оставляет разрешение спора на усмотрение суда.
В порядке ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц участвующих при рассмотрении дела, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся следующие актуальные записи о зарегистрированных правах за М.Д.А. и ФИО1 в отношении объектов недвижимости, расположенных <адрес>: №... от <дата> о государственной регистрации права общей долевой собственности на часть жилого дома <адрес> общей площадью 36,9 кв.м., этаж 1, кадастровый №... за М.Д.А. (1/2 доля в праве) и ФИО1 (1/2 доля в праве).;
№... от <дата> о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 571 кв.м., кадастровый №... за М.Д.А. (1/2 доля в праве) и ФИО1 (1/2 доля в праве).
С целью раздела указанного земельного участка с кадастровым №..., кадастровым инженером проведено межевание земельного участка, с образованием двух участок 320 кв.м. и 261 кв.м.
24.10.2016г. ФИО1 обратился в Управление по строительству и развитию территорий города Брянска, в комиссию по подготовке проекта правил землепользовании и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, для раздела земельного участка, а именно указав, что минимальная площадь земельного участка составляет 261 кв.м.
Как следует из содержания итогового документа публичных слушаний, прошедших 30.11.2016г., размещенного на официальном сайте города Брянска усматривается, что предложений по вопросу 1.32 не поступало. Участниками публичных слушаний было принято решение рекомендовать Брянской городской администрации принять постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов: минимальная площадь земельных участков - 261 кв.м.) на земельном участке с кадастровым №..., площадью 571 кв.м., расположенном <адрес>, находящемся в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ).
Между тем, из протокола №110 заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска от 05.12.2016г. следует, что комиссией принято решение не рекомендовать главе Брянской городской администрации принять постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку минимальная площадь земельного участка для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов - 450 кв.м. Заявленная минимальная площадь составляет 261 кв.м., что значительно меньше минимального показателя, предусмотренного Правилами (450 кв.м).
В результате, в пункте 1.12 Постановления Брянской городской администрации от 17.01.2017 года № 75-П ФИО1 и М.Д.А. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов - минимальная площадь земельных участков - 261 кв.м.) на земельном участке с кадастровым №..., площадью 571 кв.м., расположенном <адрес>, находящемся в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ). Основанием для принятия решения стали итоговый документ публичных слушаний от 30.11.2016г. и рекомендации комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска от 05.12.2016г. № 110.
Согласно ст.11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Как следует из материалов дела в процессе межевания было образовано два земельных участка площадью 320 кв.м. и 261 кв.м.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденных
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991 для отдельно стоящих одноквартирных жилых домов в зоне усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с придомовыми участками предназначенных для размещения индивидуальных жилых домов предусмотрена минимальная площадь земельных участков - 450 кв. м.
Согласно статьей 40 ГК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как следует из оспариваемого постановления, отказ главы администрации основан на отрицательном заключении комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки по заявлению ФИО1 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Принимая во внимание, что площадь земельного участка 261 кв.м. недостаточна для образования самостоятельного земельного участка, так как меньше предусмотренных градостроительных регламентов минимального размера, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт не противоречит действующему законодательству, нарушений прав административных истцов не установлено.
Ссылка стороны административного истца на то, что площадь застройки земельного участка составляет 15%, не может быть принята судом во внимание, поскольку Правила прямо закрепляют требования к минимальному размеру земельных участков, предоставленных для целей, связанных со строительством и (или) эксплуатацией индивидуального жилого дома, при их разделе.
Решение, принятое по итогам публичных слушаний, прошедших 30.11.2016г., для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления носит рекомендательный характер, т.е. не является обязательным.
Кроме того, обращение ФИО1 в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении спорного земельного участка не влечет безусловную обязанность указанного органа выдавать соответствующие разрешение.
Поскольку совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административных истцов, в настоящем споре отсутствует, следовательно у суда не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных М-выми требований, в связи с чем, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 и М.Д.А. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в порядке апелляции через суд Советского района города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Э.В. Артюхова
Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2017 года.
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2017 года.