ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1204/20 от 03.06.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1204/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.,

при секретаре Перепелицыной К.Ю.,

с участием: представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области – ФИО5, представителя административного ответчика – отдела опеки и попечительства администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области – ФИО6,

«03» июня 2020 года, в городе Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, заместителю главы администрации городского округа - город Волжский ФИО9, отделу опеки и попечительства администрации городского округа - город Волжский о признании незаконными постановления об отказе в получении денежных средств со счетов несовершеннолетних детей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратилась в суд с административным иском, измененным в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области о признании незаконными постановлений №..., №... от "."..г. об отказе в получении денежных средств со счетов несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО1; возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть по существу её заявления о выдаче разрешений на получение денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним ФИО1, ФИО1 и принять процессуальное решение.

В обоснование административного иска ФИО7 указала, что до "."..г. состояла в зарегистрированном брак с ФИО10; брак между ними прекращен на основании решения мирового судьи <...>. От брака имеют двоих общих детей: дочь ФИО2, "."..г. рождения, и сына ФИО1, "."..г. рождения.

После расторжения брака, по договору купли-продажи от "."..г. приобрела в общую долевую с детьми собственность ( по <...> доле каждому) <...> квартиру, общей площадью <...> кв.м., по адресу: <адрес>, за 1 108 000 руб.

Квартира была ею приобретена за счет собственных средств, полученных при разделе совместно нажитого с ФИО10 имущества - в размере 600 000 руб., за счет кредитных денежных средств в размере 100 000 руб., за счет средств материнского (семейного) капитала в размере, 408 000 руб.

Впоследствии, на основании распоряжения администрации Черновского административного района городского округа «город Чита» от "."..г.№... и с согласия отца детей - ФИО10, вышеназванная квартира была ею продана, а приходящиеся на детей денежные средства от продажи квартиры зачислены на их (детей) лицевые счета, открытые в ПАО <...>

После продажи квартиры, вместе с детьми, переехала на постоянное место жительства в <адрес>, где с целью приобретения <...> квартиры, площадью <...> кв.м., по адресу: <адрес>, в том числе и на детей, обратилась в отдел опеки и попечительства администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области с заявлением, которым просила дать разрешение на снятие со счетов детей, вырученных от продажи квартиры в <адрес> денежных средств.

Постановлениями администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области №... и №... от "."..г. ей было отказано в получении денежных средств, по причине запрета отца несовершеннолетних детей - ФИО10 на снятие денежных средств со счетов.

С данным отказом не согласна, считает его ущемляющим права несовершеннолетних детей, в связи с чем обратилась в суд с указанными выше требованиями.

В судебное заседание административный истец ФИО7 не явилась, о рассмотрении дела извещалась надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть с участием представителя административного истца, действующего на основании доверенности ФИО4, который в судебном заседании полностью поддержал административные исковые требования по основаниям их предъявления, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области – по доверенности ФИО5 заявленные требования не признала, поддержала представленные в суд письменные возражения на административный иск, из которых усматривается, что рассмотрение вопроса о выдаче разрешения на получение денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, возможно только при наличии согласия их законных представителей, которые наделены равными правами и обязанностями в отношении своих детей. Поскольку отец несовершеннолетних детей не дал согласие на снятие со счетов детей денежных средств, администрацией городского округа- город Волжский правомерно отказано ФИО7 в выдаче разрешений. Какого-либо злоупотребления правом в действиях отца несовершеннолетних ФИО10 не усматривается, он, как отец ребенка вправе принимать участие в решении вопросов о распоряжении имуществом, принадлежащим его детям, защищать их права и законные интересы наравне с их матерью. В удовлетворении требований истца просила отказать.

Определением судьи от "."..г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: заместитель главы администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области ФИО9, отдел опеки и попечительства администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области.

Административный ответчик заместитель главы администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области ФИО9 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещалась. Суд счел возможным рассмотреть дело без её участия.

Представитель административного ответчика – отдела опеки и попечительства администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию, изложенную административным ответчиком – администрацией городского округа- город Волжский, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Определением суда от "."..г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отец несовершеннолетних ФИО1, ФИО1 - ФИО10.

Заинтересованное лицо ФИО10 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом по месту жительства в <адрес> края, к назначенному времени не явился; в письменном отзыве на административное исковое заявление от "."..г. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Указал также, что с заявленными требованиями не согласен, так как приобретение истцом квартиры в <адрес> ущемит его родительские права, как отца, исключит дальнейшую возможность его участия в жизни детей.

Определением суда от "."..г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита».

Представитель заинтересованного лица администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался; суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита», реализующий переданные ему полномочия по организации деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в лице его председателя ФИО12 заявлением просил рассмотреть дело без участия их представителя.

В поступившем в суд письменном отзыве Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» считает, что снятие денежных средств с личных лицевых счетов несовершеннолетних, будет соответствовать их интересам, если приобретаемый объект соответствует всем критериям и не ущемляет права несовершеннолетних. Не предоставляя согласие на снятие денежных средств со счетов несовершеннолетних, ФИО1 тем самым ущемляет их (несовершеннолетних детей) права и действует не в их интересах.

Кроме этого в отзыве указана также, что "."..г. в комитет образования администрации городского округа «Город Чита» поступило заявление ФИО3, действующего по доверенности от имени ФИО7, о получении разрешения на продажу <...> долей квартиры по адресу: <адрес>, принадлежащих несовершеннолетним ФИО1, "."..г. года рождения, ФИО1, "."..г. года рождения.

Причину продажи указанной квартиры заявитель обосновал переездом в другой город; одним из условий сделки было зачисление на лицевые счета несовершеннолетних денежных средств, вырученных от продажи квартиры, в размере по <...> доле каждому от рыночной стоимости квартиры.

Для получения разрешения был представлен полный пакет необходимых документов; имелись согласия всех заинтересованных лиц, в том числе согласие ФИО10, удостоверенное нотариусом <адрес>ФИО14, зарегистрированное в реестре "."..г. за №.... Поскольку денежные средства, вырученные от продажи квартиры, зачислялись на счета несовершеннолетних, оснований для отказа в выдаче разрешения на продажу квартиры не имелось, предоставление предварительного договора на приобретаемый объект не требовалось.

В соответствии с распоряжением администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» №... от "."..г. ФИО10 и ФИО7 обязаны в срок не позднее 6 месяцев с момента выдачи разрешения на продажу квартиры ( то есть не позднее "."..г.), представить в отдел социально-реабилитационной работы комитета образования администрации городского округа «Город Чита» копий выписок из ЕГРП на жилое помещение (доли в жилом помещении), оформленное на имя несовершеннолетних. При этом приобретаемое жилое помещение, не может ущемлять жилищные и имущественные права несовершеннолетних; доли несовершеннолетних в праве собственности на жилое помещение должны быть не менее <...> долей квартиры по адресу: <адрес>, в денежном эквиваленте.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные пояснения по заявленным требованиям, исследовав представленные сторонами доказательства, считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит из следующего:

В силу ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ ( далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Истец ФИО11 является матерью несовершеннолетних ФИО2, "."..г. года рождения, ФИО1ФИО8, "."..г. года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении несовершеннолетних; отцом несовершеннолетних – является ФИО10

Истец ФИО11 и заинтересованное лицо ФИО10 состояли в зарегистрированном браке с "."..г.; брак между ними прекращен "."..г. на основании решения мирового судьи <...>, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

Из договора купли-продажи от "."..г. усматривается, что после расторжения брака, административным истцом ФИО7 в общую долевую собственность с несовершеннолетними ФИО1, ФИО1 ( по <...> доли каждому) за 1 108 000 руб. была приобретена <...> квартира по адресу: <адрес>

Согласно п. 5 договора квартира была приобретена за счет средств истца в размере 700 000 руб. и средств материнского (семейного) капитала в размере 408 000 руб.

Договор купли-продажи прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, что усматривается из копии договора.

Распоряжением администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» №... от "."..г. истцу ФИО7 выдано разрешение на продажу принадлежащих несовершеннолетним ФИО1, "."..г. года рождения, ФИО1, "."..г. года рождения, <...> доли указанной выше квартиры, при условии зачисления на лицевые счета: №..., открытый на имя несовершеннолетней ФИО1 в ПАО Сбербанк по <адрес>, №..., открытый на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк по <адрес>, по <...> доле денежных средств от рыночной стоимости квартиры, в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

Этим же распоряжением на административного истца ФИО7 и заинтересованное лицо ФИО10, как на законных представителей несовершеннолетних ФИО1, ФИО1, возложена обязанность по предоставлению в отдел социально-реабилитационной работы комитета образования администрации городского округа «Город Чита» в срок не позднее 6 месяцев с момента выдачи предварительного разрешения на продажу квартиры копии выписок из ЕГРП на жилое помещение (долю в жилом помещении), оформленное на имя несовершеннолетних.

Зачисление денежных средств от продажи квартиры по адресу: <адрес> по 449 394 руб. 60 коп. на лицевые счета несовершеннолетних детей подтверждается выписками о состоянии вклада.

"."..г. административный истец ФИО7 обратилась к главе администрации городского округа- город Волжский о выдаче ей разрешения на получение денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним ФИО1 и ФИО1, находящихся на указанных выше лицевых счетах для приобретения в долевую собственность с несовершеннолетними ( по <...> доли на каждого) жилого помещения.

К заявлению был приложен договор от "."..г. о намерениях (предварительный договор купли-продажи) административного истца ФИО7 приобрести в долевую собственность с детьми однокомнатную квартиру п адресу: <адрес>.

Постановлениями администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области №... и №... от "."..г. ФИО7 отказано в получении денежных средств, принадлежащих её несовершеннолетним детям ФИО1 и ФИО1, хранящиеся на лицевых счетах в отделении №... ПАО «<...>», в связи с запретом отца несовершеннолетних ФИО10 на снятие денежных средств со счетов.

Оспариваемый отказ в выдаче предварительного разрешения на распоряжение денежными средствами несовершеннолетних является актом органа местного самоуправления, вынесен и подписан уполномоченным лицом.

Вместе с тем, полагая отказ незаконным, ущемляющим права несовершеннолетних детей, административный истец обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Оценив представленные сторонами представленные доказательства, по правилам установленным ст.84 КАС РФ, в совокупности с действующим законодательством, регулирующим спорные отношения, с учетом приобщенных к материалам дела документов, которыми административный ответчик располагал на момент рассмотрения обращения административного истца, приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований.

Из смысла ст. 38 Конституции РФ следует, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Согласно положениям п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В силу ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Данные правила распространяются и на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ).

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в силу пункта 1 статьи 21 которого, опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

Таким образом, законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Согласие на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку, должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав и интересов несовершеннолетнего и только реальное соблюдение этих прав ребенка является критерием оценки действительности сделки.

Между тем, из содержания абзаца второго п. 1 ст. 28 и п. 2 и ст. 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами прав и требованиями ст. 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения органов опеки и попечительства - в случае их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Постановлением администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской от "."..г.№... утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних подопечных».

Указанным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п.2.6, п. 2.8).

В соответствии с пунктом 2.8.2 данного регламента в качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних указано: несоответствие заявителя категории лиц, указанных в п. 1.2 настоящего Административного регламента (согласно п. 1.2, в качестве заявителей, которым предоставляется государственная услуга, выступают опекуны или попечители, назначенные органом опеки и попечительства по месту жительства в отношении лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (далее - заявители)); нарушение имущественных прав и (или) жилищных прав опекаемых (подопечных), которое может иметь место в результате совершения сделки; несоответствие жилищных условий приобретаемого жилого помещения санитарно-техническим требованиям и нормам либо включение жилого дома, в котором находится приобретаемое жилое помещение, в реестр жилых помещений и многоквартирных домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, одновременное обращение обоих родителей несовершеннолетнего за получением согласия на распоряжение имуществом ребенка законодателем не требуется, достаточно реализации этого права одним из его законных представителей.

Соответственно, отсутствие заявления одного из родителей (их совместного заявления), а более того отсутствие их взаимного согласия о предоставлении предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом их детей не может являться законным основанием к отказу в выдаче такого разрешения без оценки соответствия заключаемых сделок интересам детей, улучшения или ухудшения их жилищных условий.

Вместе с тем, оспариваемые заявителем постановления не содержат суждений по поводу того, каким образом будут нарушены права несовершеннолетних сделкой по отчуждению принадлежащего им имущества либо каким образом будут указанные права защищены отказом в даче согласие на совершение указанной сделки. В данном случае орган опеки ограничился лишь запретом отца на распоряжение имуществом несовершеннолетних. При этом, запрет отца несовершеннолетних на распоряжение их имуществом, вызван лишь его несогласием со сменой места жительства несовершеннолетних, что усматривается из его письменного отзыва на иск.

Суд находит заслуживающим внимание и то обстоятельство, что после прекращения брачных отношений между административным истцом ФИО7 и заинтересованным лицом ФИО10, их несовершеннолетние дети проживают с административным истцом ФИО7 в <адрес>, на съёмной квартире. Поэтому приобретение, в том числе и на имя детей, в общую долевую собственность жилого помещения, является улучшением их (детей) жилищных условий, отвечает имущественным интересам детей, то есть фактически совершается исключительно в их интересах в том смысле, который придает этому понятию действующее законодательство.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд полагает, что имеются все основания для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным отказа администрации городского округа - город Волжский в выдаче разрешения на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетним; на администрацию городского округа- город Волжский подлежит возложению обязанность рассмотреть по существу заявление, поданные истцом и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации городского округа - город Волжский №... от "."..г. об отказе ФИО7 в получении денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему сыну ФИО1, хранящихся на его лицевом счете в отделении ПАО «<...>».

Признать незаконным постановление администрации городского округа - город Волжский №... от "."..г. об отказе ФИО7 в получении денежных средств, принадлежащих несовершеннолетней дочери ФИО2, хранящихся на ее лицевом счете в отделении ПАО «<...>».

Обязать администрацию городского округа - город Волжский повторно рассмотреть заявления ФИО7 о выдаче разрешения на получение денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним ФИО1, ФИО2.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

СПРАВКА: решение в окончательной форме составлено "."..г.

Судья Волжского городского суда: подпись И.Н. Попова