ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1205/20 от 30.01.2020 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

72RS0013-01-2019-009192-55

дело № 2а-1205/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 30 января 2020 года

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Бойевой С.А.,

при секретаре Янбаевой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Круковского Алексея Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 о признании незаконным и отмене решения,

У С Т А Н О В И Л:

Круковский А.Н. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по г.Тюмени №1 о признании незаконным и отмене решения №548 от 30.09.2019г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В обоснование административного иска указал, что вышеуказанным решением он привлечен в налоговой ответственности с назначением штрафа в размере 900 000 рублей. По жалобе административного истца в Управление федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС России по Тюменской области) решение изменено в части размера наказания, сумма штрафа снижена до 450000 рублей. Административный истец не согласен с решением в полном объеме, полагает что оно подлежит отмене, как незаконное, поскольку обязанность по уведомлению налогового органа об участи в 9 иностранных компаниях в качестве контролирующего лица им исполнена, при этом указал налоговый период КИК 2017 год с приложением финансовой отчетности КИК за 2017 год, датой составления отчетности КИК-12.02.2019г., то есть финансовый результат КИК за налоговый период 2017 года сформировал налоговую базу Круковского А.Н. за 2018 год. При этом, в связи с неясным изложением п.10 Приказа №ММВ-7-13/679@ ошибочно был указан налоговый период 2017 год вместо 2018, в связи с чем была подана уточненная форма Уведомления о КИК. Полагает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.129.6 НК РФ, поскольку обязанность по представлению Уведомления исполнена в срок до 20 марта 2019 года за налоговый период физического лица по НДФЛ -2018год, который согласуется с налоговым периодом контролируемой иностранной компании-2017.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного истца Фаизова О.А., действующая по доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного истца Митяшина М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г.Тюмени №1 Дюндюкова И.Л., действующая по доверенности, настаивала на отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях, указывая на то, что обязанность по представлению уведомления о контролируемых компаниях за 2018 год Круковским А.Н. не исполнена.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, согласно представленному Круковским А.Н. 11 июня 2015 года в налоговый орган уведомлению об участии в иностранных организациях (учреждении иностранных структур без образования юридического лица) установлено, что административный истец является участником иностранных организаций:

- "<данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты>, доля прямого участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года;

- <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты>), регистрационный номер <данные изъяты> доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты>, доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты> номер <данные изъяты>, доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия до 15 мая 2015 года.

- "<данные изъяты>), регистрационный номер <данные изъяты>, доля косвенного участия в данной организации - 100%, дата возникновения участия 19 января 2017 года, уведомление представлено 14 марта 2017 года.

Уведомление об окончании участия в налоговый орган Круковским А.Н. не подавалось.

В соответствии с пунктом 3.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК), в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

Пунктом 2 статьи 25.14 НК РФ предусмотрено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 НК РФ.

Следовательно, срок представления уведомления о КИК за 2018 год - не позднее 20 марта 2019 года.

В установленный законодательством срок уведомление о КИК за 2018 год Круковский А.Н. в налоговый орган не представил.

В соответствии с подпунктом 8 статьи 25.14 НК РФ ИФНС России по г.Тюмени №1 в адрес налогоплательщика направлено требование от 29 апреля 2019 года N3 о представлении уведомления о КИК или представлении пояснений срок до 28 июня 2019 года. Требование получено налогоплательщиком лично 07 мая 2019 года. (том 1 лд.119-120,121-122,123).

Во исполнение указанного требования Круковский А.Н., в лице представителя по доверенности Фаизовой (Чкадуа) О.А. представил в налоговый орган пояснения от 06 июня 2019 года согласно которым, компании зарегистрированы на территории Республики Кипр, обязаны сформировать и подать в государственные органы финансовую отчетность за 2018 год в срок до 31.03.2020 года. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2017 год с приложением финансовой отчетности за 2017 год было направлено в инспекцию 20.03.2019 года. (том 1 лд.116).

26 марта 2019 года налогоплательщиком в налоговый орган представлено уведомление о КИК за 2017 год с приложением финансовой отчетности иностранных компаний за 2017 год. (том 2 лд.1-278).

После привлечения к налоговой ответственности, то есть после вынесения обжалуемого решения от 30.09.2019 года Круковский А.Н. 29.11.2019 года подал в налоговый орган уведомление о контролируемых иностранных компаниях за период 2018 год с корректировкой 001. (том 1 лд.38-53), что также подтверждается копией почтовой квитанции от 29.11.2019г., приобщенной представителем административного истца Фаизовой О.А. в ходе судебного заседания к материалам дела.

Факт представления уточненного (с корректировкой 001) уведомления о КИК за 2017 год стороной ответчика не оспаривается, однако в связи с не предоставлением Круковским А.Н. первоначального уведомления о КИК за 2018 год решением начальника ИФНС России по г.Тюмени №1 советника государственной службы Российской Федерации 1 класса Пестовым Е.Г. №548 от 30 сентября 2019 года Круковский А.Н. привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренные пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения к штрафу в размере 900000 рублей. (том 1 лд.98-104).

Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по Тюменской области советника государственной службы Российской Федерации 1 класса Важениной Н.О. №736 от 25 декабря 2019 года решение ИФНС России по г.Тюмени №1 от 30.09.2019г. №548 в отношении Круковского А.Н. отменено в части штрафа и на основании п.1 ст.129.6 НК РФ определена сумма штрафа 450000 рублей. (том 1 лд.59-63).

Глава 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, в соответствии с которыми налогоплательщик, являющийся лицом, контролирующим иностранную компанию, по каким-либо основаниям (в том числе, получение убытка контролируемыми иностранными компаниями) освобождается от обязанности представлять в налоговые органы уведомление о контролируемых иностранных компаниях.

За неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Поскольку Круковский А.Н. в установленный пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации срок уведомления о контролируемой иностранной компании за 2018 в налоговый орган не представил, требование №3 от 29.04.2019г. в установленный срок не исполнено, в связи с чем, решением ИФНС России N1 по г.Тюмени №548 от 30.09.2019 года он обоснованно привлечен к налоговой ответственности.

Установленный пунктами 8 - 11 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации порядок привлечения Круковского А.Н. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не нарушен.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогового органа информации, в том числе, полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании в случаях, указанных в статье 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление о контролируемой иностранной компании в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

В статье 101.4 Налогового кодекса предусмотрен порядок производства по делу о налоговом правонарушении, который налоговым органом полностью соблюден.

Составленный акт №2305 от 13 августа 2019 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, направлен в адрес Круковского А.Н. вместе с извещением от 13.08.2019г. №1147 и получены Круковским А.Н. 18.08.2019г.. (том 1 лд.110-113, 107-108).

Рассмотрение материалов налогового контроля по акту №2305 от 13.08.2019г. осуществлялось начальником ИФНС России по г.Тюмени №1 30 сентября 2019 года в присутствии представителя Круковского А.Н., действующего по доверенности- Фаизовой (Чикадуа) О.А., которая собственноручно в протоколе рассмотрения указала, что «отчетность за 2017 год направлена своевременно, со ссылкой на п.12 ст.271 НК РФ относительно 18 года указываем на отсутствие правонарушения, поскольку срок не наступил…» (том 1 лд.105-106).

Материалы рассмотрены с учетом возражений налогоплательщика, в соответствии с со ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Срок составления акта, предусмотренный статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюден.

Налоговым органом приняты и указаны в обжалуемом решении доводы Круковского А.Н., в соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, применены смягчающие обстоятельства, сумма штрафной санкции снижена в два раза решением УФНС России по Тюменской области, права и законные интересы Круковского А.Н. при вынесении решений о привлечении к предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, налоговыми органами не нарушены.

Оснований для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом УФНС России по Тюменской области не установлены, как и не установлено таких обстоятельств судом.

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что Круковский А.Н. является контролирующим лицом указанных им девяти иностранных компаний, суд пришел к выводу о том, что его действия в силу неисполнения обязанности, возложенной на него пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, образуют состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что налоговым органом Круковский А.Н. обоснованно привлечен к налоговой ответственности по части 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный законом срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомлений о контролируемых иностранных компаниях за прошедший 2018 календарный год.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик обязан своевременно уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке и сроки в налоговый орган уведомление о КИК, исполнение таких обязанностей является нормой поведения налогоплательщика и иным образом оценке не подлежит, нарушение требований закона вследствие незнания его положений, в том числе, совершение налогового правонарушения по неосторожности, не освобождает виновное лицо от ответственности.

Довод административного истца об отсутствии состава правонарушения не принимается во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства, а также не согласуется с материалами дела и объяснениями самого Круковского А.Н., в лице его представителя по доверенности Фаизовой (Чикадуа) О.А. данными в ходе производства по делу о налоговом правонарушении.

Утверждение Круковского А.Н. о том, что на момент рассмотрения спорных правоотношений налоговым органом в законодательной базе существовали неустранимые сомнения, которые в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны были трактоваться в пользу налогоплательщика необоснованный и отклоняется судом, как противоречащий материалам дела и установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.

Налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лица в гражданские правоотношения, на которых налоговые обязательства основаны, либо с которыми они тесно связаны. Круковский А.Н. длительное время является лицом, контролируемым иностранные компании, в связи с чем, требование по представлению уведомления о КИК не должно является для него затруднительным, какие-либо неустранимые противоречия и неясности в статье 25.14 НК РФ отсутствуют.

С учётом вышеизложенного, суд полагает, что налоговая ответственность применена к Круковскому А.Н. с учетом требований справедливости, соразмерности, соблюдения баланса публичного и частного интереса, в связи с чем принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, о законности оспариваемого решения налогового органа; объективных доказательств наличия у налогоплательщика смягчающих обстоятельств, оснований для снижения размера штрафа, административным истцом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено.

Руководствуясь ст.ст.23,25.13,25.14,129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст.175-180,ст.ст.227,228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Круковского Алексея Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 о признании незаконным и отмене решения, отказать.

Меры предварительно защиты в виде приостановления действия оспариваемого решения Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 от 30.09.2019г. №548, отменить после вступления в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2020 года.

Копия верна.

Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах дела №2а-1205/2020

Судья С.А. Бойева