ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1206/2022 от 27.05.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2021-007888-15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2022 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

с участием представителя административных истцов Пилькевича Д.Б. , административного ответчика Сокольниковой Е.А. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1206/2022 по административному исковому заявлению Дулмажапова Б.Д. , Шанаровой В.И. , Гайпеля И.А, Дамдиновой А.М. , Хабалдаевой М.П. , Хабалдаева Б.П. , Шанаровой И.Н. к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения о возврате заявления, возложении обязанности устранить нарушение прав,

установил:

в обоснование административных исковых заявлений Дулмажаповым Б.Д. указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: кадастровый номер ;

Дамдиновой А.М. указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: кадастровый номер ;

Гайпелем И.А. указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: , кадастровый номер ;

Кроме того, в этот же день он обратился с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: кадастровый номер ;

Шанаровой В.И. указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: , кадастровый номер ;

Шанаровой И.Н. указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: , кадастровый номер ;

Халбадаевым П.Б. указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: , кадастровый номер ;

Халбадаевой М.П. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка расположенного: , кадастровый номер .

Через полтора года министерство имущественных отношений Иркутской области по указанным заявлениям приняло решения, датированные ДД.ММ.ГГГГ, об отказе, на основании пунктов 1, 14 ст. 39.16 ЗК РФ, в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату вышеназванных земельных участков. Данные решения считают незаконными и необоснованными, поскольку при подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов были приложены все предусмотренные действующим законодательством документы. Ссылаясь на п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, указывают, что в срок не более чем тридцать дней с момента поступления заявления уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего кодекса, и по результатам рассмотрения и проверки совершает предусмотренные законом действия. В данном случае такой срок нарушен. Кроме того, основания, положенные в отказ в предоставлении земельного участка, основаны на непредусмотренных действующим законодательством источниках, которые не могут предоставлять документы, подтверждающие право садовода на получение земельного участка. Основания к отказу, предусмотренные действующим законодательством, не приведены. Обращают внимание на то, что спорные земельные участки, согласно документам территориального планирования, не включены в состав зон рекреационного назначения ни как зона в границах территорий, занятых городскими лесами, ни как скверами, ни как парками, ни как городскими садами. Исходный земельный участок с кадастровым предоставлен в 2014 году, право срочного пользования зарегистрировано.

На основании изложенного:

Дулмажапов Б.Д. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Дулмажапову Б.Д. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

Дамдинова А.М. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области , принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Дамдиновой А.М. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей;

Гайпель И.А. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Гайпелю И.А. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

А также просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области , принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Гайпелю И.А. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

Шанарова В.И. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области , принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Шанаровой В.И. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей;

Шанарова И.Н. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области , принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Шанаровой И.Н. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: 7, для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей;

Халбадаев П.Б. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Халбадаеву П.Б. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

Халбадаева М.П. просит суд признать незаконным решение министерства имущественных отношений Иркутской области принятое ДД.ММ.ГГГГ, об отказе на основании пунктов 1, 14 ст.39.16 ЗК РФ Халбадаевой М.П. в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязать министерство имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей.

В судебном заседании административные истцы Дулмажапов Б.Д., Гайпель И.А., Халбадаева М.П., Дамдинова А.М., Халбадаев П.Б., Шанарова В.И, Шанарова И.Н., представитель заинтересованного лица ДНТ «Лесник» отсутствуют, о судебном заседании уведомлены, в том числе через представителя.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель административных истцов Пилькевич Д.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольникова Е.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

В письменном отзыве ДНТ «Лесник» просило заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Дулмажапов Б.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением 20 о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного:

Дамдинова А.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного: Иркутская область, Иркутский район, п.

Гайпель И.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство имущественных отношений Иркутской с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного:

Гайпель И.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: , западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник», , участок , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного:

Шанарова В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного: .

Шанарова И.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного:

Халбадаев П.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного: .

Халбадаева П.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного: кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании ответа министерства имущественных отношений Иркутской области , указанное заявление возвращено на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 3 ст. 36 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-пп в связи с непредоставлением заявителем документов.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках самоконтроля решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления отменено, министерство имущественных отношений Иркутской области вернулось к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам повторного рассмотрения министерством имущественных отношений направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что министерство от имени на основании пунктов 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказывает в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым , расположенного:

Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, административные истцы обратились в суд.

При рассмотрении заявленных требований судом учтено следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области с 01.01.2016 осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены, если иное не предусмотрено законодательством; выдача разрешений на использование земель и земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп утверждено Положение о министерстве имущественных отношений.

В силу подп. 29 п. 7 Положения о министерства имущественных отношений Иркутской области, к полномочиям министерства относится осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом государственной власти – министерством имущественных отношений Иркутской области и в пределах его компетенции.

Основанием к отказу в предоставлении земельных участков явилось то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не имеющее право на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также то, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям его использования.

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Положениями пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемого по настоящему административному делу решения) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.

В соответствии с пунктами 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно требованиям норм статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон № 66-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный период, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Как следует из требований норм статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

Из представленного в материалы дела проекта организации и застройки территории (земельный участок с кадастровым ) следует, что Дачное некоммерческое товарищество « зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановления администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений, ДНТ предоставлен земельный участок с кадастровым , общей площадью 500 000 кв.м., расположенный по адресу: » под дачное строительство.

Договор безвозмездного срочного пользования в отношении указанного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ и передан по акту приема-передачи от этой же даты.

Таким образом, администрацией муниципального образования предоставлен земельный участок дачному некоммерческому товариществу, которое создано за три года до того, как решен вопрос о выделении земельного участка в целях обеспечения граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками, т.е. с нарушениями действовавшего на тот момент требованиями вышеизложенных норм Федерального закона № 66-ФЗ.

Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела письмами прокуратуры . Так из письма в адрес министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2017 году прокуратурой проводилась проверка по обращению депутата Государственной Думы РФ ФИО13 о проверке законности предоставления земельного участка с кадастровым , расположенного в для дачного строительства, в ходе которой установлено грубое нарушение требований норм Федерального закона № 66-ФЗ. Аналогичные обстоятельства изложены в письме прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельные участки, в числе которых, в том числе ДНТ «Лесник», предоставлялись администрацией Иркутского муниципального образования в нарушение требований Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» без учета льготного порядка, в отсутствие утвержденных списков граждан, состоящих на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым к администрации обратилось ненадлежащее лицо и основания для предоставления земельного участка ДНТ «Лесник» отсутствовали. В связи с чем, отсутствуют основания для предоставления испрашиваемых административными истцами, являющихся членами ДНТ «Лесник», земельных участков в собственность без проведения торгов, поскольку неправомерное предоставление земельного участка ДНТ не может порождать юридических последствий для передачи образованных из него земельных участков его членам.

Подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 111 Лесного кодекса РФ городские леса отнесены к категории защитных лесов.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 6 ст. 111 ЛК РФ).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 116 ЛК РФ в городских лесах запрещается определенные виды деятельности, в частности строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Из представленного в материалы дела ответа прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведения проверки по факту вырубки зеленых насаждений земельный участок, на котором находится ДНТ полностью расположен на землях, относящихся к городским лесам. На основании ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), не относятся к землям лесного фонда, в связи с чем переданы органам местного самоуправления.

При этом проверкой выявлено, что администрацией Хомутовского МО не приняты меры к лесоустройству в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Хомутовского МО и постановки границ на кадастровый учет, в связи с чем прокуратурой района направлено исковое заявление о возложении вышеуказанных обязанностей.

Согласно служебной записке министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым , предоставленный ДНТ » в соответствии с данными государственного лесного реестра, согласно схеме пригородного лесничества Иркутского лесхоза, лесоустройство 1985 года расположен в городских лесах.

Данные обстоятельства подтверждаются также представленным в материалы дела планом лесонасаждений пригородного лесничества Иркутского лесхоза лесоустройство 1985 года и сделанной из него выкопировкой.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что после проведения работ по лесоустройству соответствующие сведения будут внесены в Единый реестр прав на недвижимое имущество.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности отказа министерства имущественных отношений на основании несоответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования.

Доводы представителя административных истцов о длительности рассмотрения заявлений не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемые ответы от ДД.ММ.ГГГГ составлены повторно, первоначально ответы были даны в сентябре 2020 года, которыми заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков возвращены, и отменены в порядке самоконтроля. Кроме того, срок рассмотрения заявления пресекательным не является.

Доводы о нарушении порядка рассмотрения заявления в части принятия решения на основании документов, которые не предусмотрены перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ не состоятельны, поскольку, во-первых, данный перечень утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Во-вторых, закон не содержит какого-либо запрета на межведомственные запросы, а также возможность учитывать при принятии решения ответы, полученные по запросам, что свидетельствует об отсутствии формального подхода государственного органа к поступившему заявлению.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое решение соответствует закону.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В нарушение данных требований закона административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением.

Само по себе желание и права граждан на приобретение земельных участков не являются безусловными, а зависят от законодательных условий такого приобретения.

Кроме того, в случае невозможности приобретения земельного участка в административном порядке, лицо не лишено возможности разрешить вопрос о признании за ним права на земельный участок в судебном порядке в рамках гражданско-правового спора.

При таких обстоятельствах, совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным нет, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требование о возложении обязанности на министерство имущественных отношений Иркутской области по подготовке проекта договоров купли-продажи спорных земельных участков и направлении в адрес административных истцов, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку требования о признании отказа в предоставлении земельных участков в собственность незаконными оставлены без удовлетворения. Кроме того, принимая во внимание принцип разделения властей и самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти суд не вправе вмешиваться в дискреционные полномочия органа исполнительной власти субъекта.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, первоначально с исковыми заявлениями административные истцы обратились в Кировский районный суд в сентябре 2021 года, однако на основании определений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возвращены в связи с неподсудностью, в связи с чем, срок на подачу административного иска не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые заявления Дулмажапова Б.Д. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

Дамдиновой А.М о признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей;

ФИО5 о признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым , обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

Шанаровой В.И. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей;

Шанаровой И.Н. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей;

Хабалдаева Б.П. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: , для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ему;

Хабалдаевой М.П. о признании незаконным решения министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении без проведения торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым для ведения садоводства, обязании министерства имущественных отношений Иркутской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: для ведения садоводства в трех экземплярах с их подписанием, а также направить проекты указанных договоров ей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.М. Васюнина

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022