Дело № 2а–1207/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Керченский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Захаровой Е.П., При секретаре – Бурлуке О.В. рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Керчи, начальнику Отдела по вопросам иммиграции УМВД России по г. Керчи ФИО2 о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Керченский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Керчи, начальнику Отдела по вопросам иммиграции УМВД России по г. Керчи ФИО2 о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия. Требования административного иска мотивированы тем, что письмом от 13.03.20118 года начальник Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи ФИО2 вернул ему без исполнения заявление о регистрации по месту жительства по адресу <адрес>, мотивируя тем, что на основании ответа на межведомственный запрос, заключенный с ФИО1 договор социального найма данного жилого помещения является расторгнутым. Указанное решение ответчика – начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи ФИО2, по мнению административного истца, является не законным, поскольку он, снявшись с регистрации по адресу: <адрес>, фактически из указанного жилого помещения не выселялся, нес текущие затраты на его содержание, оплачивал потребленные коммунальные услуги. Подводя итог, административный истец полагал, что должностное лицо – начальник отдела по вопросам миграции УМВД России в г. Керчи ФИО2 преждевременно, и не имея достаточных доказательств, пришел к выводу о том, что договор социального найма расторгнут в связи выездом из предоставленного ему муниципального жилья в иное место жительства. На основании изложенного, ФИО1 просил суд постановить решение, которым признать возврат его заявления о регистрации по месту жительства незаконным, и возложить на начальника Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи ФИО2 обязанность рассмотреть его заявление повторно. Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объёме, дополнительно пояснил, что жилой дом по <адрес> в котором он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности его отцу ФИО13. По состоянию на день рассмотрения дела в суде, данный жилой дом находится в стадии реконструкции, поскольку приобретенное его отцом ветхое строение было снесено, строительные работы, проводимые собственником, не закончены, объект в эксплуатацию не сдан. Также административный истец пояснил, что <адрес> в <адрес>, на момент его вселения в квартиру на основании ордера в 2013 году, имела печное отопление, и пребывала в полуразрушенном состоянии, на ее восстановление потребовались большие денежные затраты, поэтому проводимые масштабные ремонтные работы в течение длительного периода, периодически лишали его возможности проживать в ней. При этом административный истец настаивал на том, что он не имел намерения выезжать в иное жилое помещение на постоянное место жительства, поскольку как добросовестный арендатор нес затраты на поддержание надлежащего технического состояния выделенного ему коммунального жилья, затраты на его содержание, внося оплату от своего имени. Также административный истец указал на то, что со стороны наймодателя Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Керчи в его адрес не поступало уведомлений о расторжении договора социального найма, с исковым заявлением о его расторжении в судебном порядке найомодатель также не обращался. Представитель ответчика Управления МВД России по г. Керчи по доверенности ФИО8 (л.д. 28) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований административного иска возражала в полном объеме, доводы возражений изложила в письменном виде (л.д. 23-27), мотивируя тем, что ФИО1 добровольно ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрации в <адрес> в <адрес> и зарегистрировался в пределах того же населенного пункта с согласия собственника ФИО1 по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году административный истец обратился с заявлением на имя начальника Отдела по вопросам миграции УМВД Росси по г. Керчи ФИО2 с просьбой о регистрации его по адресу <адрес>, предоставив, как основание права пользования жилым помещением, договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако по итогам проведенной административной процедуры, в рамках которой был направлен межведомственный запрос в УЖКХ Администрации г. Керчи, было установлено, что в связи с выездом в иное постоянное место жительства договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО1, считается расторгнутым, в связи с его выездом в иное постоянное место жительства. Приведенное, по мнению представителя административного ответчика, послужило правомерным основанием к возврату поданного административным истцом заявления о регистрации по месту жительства без рассмотрения. Административный ответчик начальник Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился, направил суду письменные возражения (л.д. 36-39), в которых указал о несогласии с заявленными требованиями в полном объеме, мотивируя тем, что основанием к возвращению заявления о регистрации по месту жительства ФИО1 послужил ответ на межведомственный запрос, подписанный начальником УЖКХ ФИО9, в котором последний указал о том, что договор социального найма, заключенный с административным истцом считается расторгнутым в соответствии с требованиями п. 3 ст. 83 ЖК РФ, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства. Таким образом, оснований для регистрации ФИО1 по адресу: <адрес>, не имелось, следовательно, возврат заявления является законным и обоснованным. Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. Как подтверждается материалами дела и было установлено в судебном заседании, административным истцом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был получен ордер на вселение в <адрес> в <адрес> на состав семьи два человека (л.д. 8). ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Керчи с ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения № на <адрес> в <адрес> (л.д. 9-10). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отдел по вопросам миграции УВМД России по г. Керчи с заявлением о снятии его с регистрационного учета по месту жительства: <адрес> (л.д. 44). В тот же день он обратился в Отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи с заявлением о регистрации его по месту жительства : <адрес>, (л.д. 43) с разрешения собственника ФИО14 что подтверждается соответствующим заявлением (л.д. 45). В феврале 2018 года административным истцом был получен ответ начальника Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи о том, что для постановки на регистрационный учет по месту жительства ему необходимо обратится с заявлением формы № к лицам, ответственным за прием и передачу документов в органы регистрационного учета (л.д. 12). После получения вышеуказанного разъяснения административный истец обратился с заявлением о регистрации его по месту жительства: <адрес>, указав основанием для вселения договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). При этом данное заявление, принятое работником, ООО «Управляющая компания Авентин» ФИО10, ответственным за прием и передачу документов в органы регистрационного учета, не содержит даты его составления. 13.03.2018 года начальником Отдела по вопросам миграции УМВД Росси по г. Керчи ФИО2 в адрес административного истца было направлено письмо, в котором сообщалось, что поданное им заявление о регистрации по месту жительства возвращается без исполнения, так как согласно ответу на межведомственный запрос договор социального найма жилого помещения с ним считается расторгнутым (л.д. 13). Разрешая спор между сторонами суд, руководствует следующими нормами права. В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Исходя из содержания указанных норм права понятие "регистрация" и "место жительства" не тождественны. По смыслу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для граждан каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами законодательными актами субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Кроме того, в своем Определении Верховный Суд Российской Федерации от 16 апреля 2002 года № КАС 02-176 высказал позицию в соответствии указав, что: «Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.» В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе. Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. Требованиями ст. 83 ЖК РФ предусмотрено, что: Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Понятие выезда из жилого помещения было раскрыто Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а именно: «При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.» Административный истец, возражавший против утверждения административных ответчиков относительно его выезда из спорной квартиры, в судебном заседании предоставил суду доказательства несения затрат на содержание выделенного ему коммунального жилья, оформленное справкой об отсутствии задолженности по квартплате по состоянию на 01.05.2018 года перед ООО «Управляющая компания Авентин» (л.д. 21). Также административным истцом были представлены квитанции об оплате квартплаты за <адрес> в <адрес> за период с января по май 2018 года на счет ООО «Управляющей компания «Авентин». Кроме того, положениями чч. 2 и 3 ст. 83 ЖК РФ, которые подлежат применению и к отношениям по пользованию жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности установлено право нанимателя и членов его семьи на одностороннее расторжение договора социального найма, то есть на односторонний отказ от исполнения договора. В связи с этим юридически значимыми и подлежащими доказыванию при разрешении данного спора в рамках искового производства должны были являться факты добровольного и фактического выбытия нанимателя из жилого помещения в другое место жительства, отказ от прав и обязанностей в отношении указанного помещения. При этом, судом расценивается как доказательство заинтересованности нанимателя ФИО1 в пользовании муниципальным жильем подача административного иска, предъявленного в защиту нарушенных прав в части касающейся предоставления государственной услуги регистрации по месту жительства. На момент рассмотрения указанного спора судом Управление жилищного-коммунального хозяйства администрации г. Керчи с исковым заявлением о расторжении с административным истцом договора социального найма не обращалось. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства для установления факта выезда ФИО1 в иное место жительства не были доподлинно установлены должностным лицом начальником Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи при вынесении обжалуемого решения о возвращении заявления о регистрации по месту жительства. Порядок предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" урегулирован Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984), в соответствии с п. 22-24 которого, государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета. В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии и организации федеральной почтовой связи. Пунктами 48, 49 указанного выше Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги регистрации по месту жительства. Так указано, что заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента. Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств. Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает. Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства), письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости), согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Таким образом, ФИО1 при обращении с заявлением о регистрации по месту жительства были предоставлены, все документы, предоставляющие право на получение испрашиваемой государственной услуги. На основании изложенного, суд приходит выводу о том, что решение начальника Отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес> ФИО3 о возвращении заявления ФИО1 о регистрации по месту жительства без исполнения, изложенное в письме от 13.03.2018 года, не может быть признано законным и обоснованным, что влечет за собой необходимость возложения на административного ответчика ФИО2 обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о регистрации по месту жительства: <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд, Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Керчи, начальнику отдела по вопросам иммиграции УМВД России по РК ФИО2 о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить. Признать решение начальника Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи ФИО3 о возвращении заявления ФИО1 о регистрации по месту жительства без исполнения, изложенное в письме от 13.03.2018 года – незаконным. Обязать Отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи ФИО3 повторно рассмотреть заявление ФИО1 о регистрации по месту жительства, по адресу: <адрес>. Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца, с дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение принято 28 мая 2018 г. Судья Захарова Е.П. |