дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
******
*** городской суд *** в составе:
председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,
при секретаре Манаенковой Л.И.,
с участием помощника военного прокурора *** гарнизона ФИО1 ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному исковому заявлению военного прокурора *** гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права оперативного управления на здание военного комиссариата по ***, *** и ***м ***
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор *** гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений в ходе судебного разбирательства) к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ЦТУИО), в котором с учетом уточнений просит:
- признать бездействие ФГКУ ЦТУИО, связанное с непринятием мер для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на здание военного комиссариата по ***, *** и ***м ***, расположенного по адресу: ***- незаконным;
-обязать ФГКУ ЦТУИО в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права оперативного управления на здание военного комиссариата по ***, *** и ***м ***, расположенного по адресу: ***.
В обоснование иска указал, что военной прокуратурой *** гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой было установлено, что в нарушение распоряжения территориального управления по *** Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ******-р «О закреплении на праве оперативного управления за *** квартирно-эксплуатационной частью объектов недвижимости», здание военного комиссариата по ***, *** и ***м ***, расположенного по адресу: *** на государственный кадастровый учет не поставлено, право собственности РФ и постоянного пользования МО РФ не зарегистрировано.
После реорганизации ФГКУ «*** квартирно-эксплуатационная часть» Минобороны России, фактически ликвидации данного учреждения, все права пользования вышеуказанным зданием военного комиссариата перешли к ФГКУ ЦТУИО. До настоящего времени здание военного комиссариата используется в интересах Минобороны России, однако в нарушение требований закона должностными лицами ЦТУИО мер для оформления свидетельства о государственной регистрации права ЦТУИО и внесение об этом сведений в ЕГРН, не принято, что является нарушением законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество РФ.
В судебном заседании помощник военного прокурора *** гарнизона ФИО1 уточненные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, от представителя, действующего на основании доверенности, ФИО2 поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минобороны. Согласно представленным письменным возражениям просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что у административного истца отсутствуют полномочия на разрешение вопросов финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны РФ, при этом Министерством обороны РФ не допущено бездействий, которым нарушаются интересы РФ, государственная регистрация права собственности не является обязательной, носит заявительный характер, Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по указанному делу, поскольку реализацию полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России через территориальные управления, к одному из которых относится ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель административного ответчика ФГКУ ЦТУИО в судебное заседание не явился, от представителя, действующего на основании доверенности, ФИО3 поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения. В представленных возражениях указал, что требования военного прокурора *** гарнизона удовлетворению не подлежат, поскольку объекты недвижимого имущества подлежали закреплению за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «*** квартирно-эксплуатационная часть района» в соответствии с распоряжением Территориального управления по *** Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от *** Г.***-р. В ходе реорганизации *** КЭЧ объекты недвижимого имущества на баланс Учреждения не передавались, что подтверждается передаточным актом. В адрес Учреждения неоднократно поступают обращения военных прокуратур по вопросам определения балансовой стоимости и принадлежности объектов недвижимого имущества, находящихся в пользовании военных комиссариатов, постановки их на государственный кадастровый учет и оформления права собственности Российской Федерации, права оперативного управления. По результатам проведенного анализа установлено, что часть объектов недвижимого имущества закреплена на праве оперативного управления за Учреждением, часть закреплена на праве оперативного управления за военными комиссариатами, часть находится в муниципальной собственности, также имеются объекты, неучтенные в федеральной собственности.
В целях применения единого подхода к учету федеральной собственности в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации было направлено предложение все объекты, находящиеся в пользовании военных комиссариатов, закрепить на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями военными комиссариатами соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, факт бездействия ФГКУ ЦТУИО отсутствует.
Представители заинтересованных лиц-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** и Военного комиссариата ***, в судебное заседание не явились
Выслушав военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно Постановлению Правительства РФ от *** N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГКУ ЦТУИО данное управление является универсальным правопреемником прав и обязанностей реорганизованных квартирно-эксплуатационных частей Минобороны России, в том числе ФГКУ «*** квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений.
Целями и задачами ФГКУ ЦТУИО являются, в том числе, осуществление действий по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество ВС РФ, получение кадастровых паспортов и иных документов, осуществление действий по внесению в реестр федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за учреждением.
Согласно сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии» по *** в ЕГРН отсутствуют какие-либо записи о государственной регистрации права собственности, права оперативного управления на объект недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.
В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от ******, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Судом установлено, что вышеуказанный объект длительное время использовался и в настоящее время используются военным комиссариатом по ***, *** и ***м *** независимо от регистрации прав на данный объект или ее отсутствие.
В нарушение ст.226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств нарушения прав Российской Федерации отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ ЦТУИО.
В соответствии со ст.ст.1, 14 Федерального закона от ****** ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит заявительный характер и обязанность зарегистрировать право на объекты недвижимости законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно положениям п.п. 1, 4 и 7 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от ***, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Соответственно, в силу п.п.1,2 ст.209 ГК РФ Министерству обороны РФ в принадлежит право по своему усмотрению совершать действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, в том числе, передаче имущества в оперативное управление определенным субъектам. Возложение на ФГКУ ЦТУИО обязанности по совершению действий по владению и распоряжению недвижимым имуществом является вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность собственника.
На основании изложенного, исковые требования административного истца о понуждении ФГКУ ЦТУИО произвести государственную регистрацию права оперативного управления на здание военного комиссариата по ***, *** и ***м ***, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ч.2 ст.14 Федерального закона от *** N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями) предусматривает перечень правоустанавливающих документов, которые являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Между тем, в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на здание военного комиссариата по ***, *** и ***м ***.
Военный прокурор ссылается на то, что здание военного комиссариата было закреплено на праве оперативного управления за *** квартирно-эксплуатационной частью объектов недвижимости на основании распоряжения территориального управления по *** Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ******-*** реорганизации ФГКУ «*** квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, фактически ликвидации данного учреждения, все права пользования вышеуказанным зданием военного комиссариата перешли к ФГКУ ЦТУИО.
Таким образом, заявитель полагает, что правоустанавливающим документом, подтверждающим правообладание Российской Федерации на здание военного комиссариата, является распоряжение территориального управления по *** Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ******-р.
Однако с таким мнением суд не соглашается. Вышеуказанные документы (распоряжения, ходатайства, обращения, приказ МО РФ) не являются правоустанавливающими документами, подтверждающими право собственности Российской Федерации на вышеуказанное здание военного комиссариата и не являются основаниями для осуществления государственной регистрации права собственности.
Сведений о наличии в реестре федерального имущества либо сведений о наличии в техническом паспорте о правообладателе здания военного комиссариата не представлено, хотя заявителю разъяснялось о необходимости представления в суд документов, которые являлись основаниями для издания вышеуказанного распоряжения Росимущества ***-р.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления военного прокурора *** гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права оперативного управления на здание военного комиссариата по ***, *** и ***м *** - отказать.
Решение может быть обжаловано в *** областной суд через *** городской суд *** в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ***
председательствующий - О.Н. Михкельсон