ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1208/19 от 31.01.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2019 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва о признании незаконным действия,

с участием административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО8, представителя административного ответчика ФИО6,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва (далее – Филиал «ФКП Росреестра России по Республике Тыва») о признании незаконным отказа. В обоснование административного иска указала, что 20 сентября 2018 года обратилась с заявлением об ознакомлении с архивными материалами дел правоустанавливающих документов по постановке на учет земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> путем снятия светокопий или фотографирования необходимых материалов. 05 октября 2018 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Тыва» рассмотрев заявление, направил ответ о том, что для получения сведений, содержащихся в ЕГРН, лицам, являющимся правообладателями тех или иных объектов недвижимости или иным уполномоченным лицам необходимо направить запрос через органы ГАУ МФЦ Республики Тыва в установленном порядке. Кроме того, дополнительно отметили о том, что лицам, не являющимся собственниками соответствующего объекта недвижимости предоставление таких сведений не допускается. Такой отказ считает незаконным в виду следующего. По публичным данным Росреестра России земельный участок ФИО2, находящийся по адресу: <адрес> был поставлен на кадастровый учет 15 января 2018 года с новыми уточненными границами инженером ФИО7, который не провел с административным истцом согласовательную работу при уточнении земельного участка по адресу: <адрес> части смежной линии земельных участков. Полагает, что действия кадастрового инженера ФИО7 нарушают ее права. Для восстановления нарушенных прав заявителю необходимо признать незаконными такие действия кадастрового инженера, а восстановление прав возможно в случае обращения с соответствующим иском в суд. Для оспаривания такого решения кадастрового инженера в судебном и ином порядке, заявителю необходимо ознакомиться с материалами дела путем снятия светокопий с материалов дела, для того, чтобы узнать кто же согласовал и подписал границы земельного участка. Просит признать незаконным действие федерального органа государственной власти – Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Тыва, выразившееся в отказе в предоставлении ФИО2 об ознакомлении с актом согласования местоположения земельного участка при постановке на кадастровый учет земельных участков из соответствующего межевого плана земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, путем снятия светокопий и фотографирования указанного документа. Возложить на Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Тыва обязанность ознакомить ФИО2 с актом согласования местоположения границы земельного участка при постановке на кадастровый учет земельных участков их соответствующего межевого плана земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> путем снятия светокопий или фотографирования указанного документа. Возложить на Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Тыва обязанность предоставить ФИО2 копии акта согласования местоположения границы земельных участков, находящихся по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и её представитель ФИО8, действующий на основании доверенности, административный иск поддержали по указанным в нем основаниям, просили его удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва ФИО6, действующий на основании доверенности, административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва в судебное заседание не явился, был извещен.

Заслушав участвующих в деле лиц, оценив пояснения с представленными суду доказательствами, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд 24 декабря 2018 года, при этом истец оспаривает ответ административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 05 октября 2018 года. Срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 28 октября 2014 года ФИО2, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для подсобного хозяйства, общая площадь: 1596 кв.м., адрес объекта: <адрес>.

20 сентября 2018 года ФИО2 обратилась руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации по Республике Тыва с заявлением об ознакомлении с архивными материалами дела (или дел) правоустанавливающих документов по постановке на учет земельных участков, находящихся по адресу: <адрес>.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва 25 сентября 2018 года указанное заявление направлено для рассмотрения и подготовки ответа в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва.

Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва от 05 октября 2018 года следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона о регистрации за предоставление сведений, аналитической и иной информации, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости взимается плата, размеры которой определены приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Запросы о предоставлении копий документов, соответствующие по форме и содержанию требованиям, установленным порядком, подаются через пункты приемы и выдачи документов ГАУ МФЦ по Республике Тыва. Запрос, предоставленный с нарушениями, в том числе не соответствующий по форме и содержанию требованиям, установленным порядком, считается не полученным и не рассматривается органом кадастрового учета. Дополнительно сообщили, что в соответствии с частью 13 статьи 62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости в виде копии документа, предоставляются только самим правообладателям объекта недвижимости или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, имеющим от имени правообладателя или его законного представителя.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлен статьей 62 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), частью 12 которого установлено, что в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: 1) самим правообладателям или их законным представителям.

В соответствии с частью 5 статьи 62 названного Федерального закона порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 06.06.2016 N 357 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Административный регламент).

Пунктом 2 Административного регламента предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций.

Сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются: самим правообладателям или их законным представителям.

В соответствии с пунктами 113-118 Основанием для начала административной процедуры является поступление в орган, осуществляющий регистрацию прав, почтового отправления, содержащего запрос и прилагаемые необходимые документы. Запросы и прилагаемые необходимые документы, представленные посредством почтового отправления, принимаются сотрудником структурного подразделения, ответственного за прием документов. В ходе приема документов сотрудник структурного подразделения, ответственного за прием документов, проверяет представленные документы на предмет наличия документов, прилагаемых к запросу, указанных в запросе. Запрос о предоставлении сведений, представленный с нарушениями в соответствии с пунктом 104 Административного регламента, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим регистрацию прав.

Запрос о предоставлении сведений, представленный с нарушениями Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию установленным требованиям, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим регистрацию прав. В указанном случае сотрудник, осуществляющий прием документов, уведомляет заявителя о требованиях, в соответствии с которыми должен быть представлен запрос (пункт 104).

Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, форма запроса о предоставлении сведений, перечень документов, прилагаемых к запросу, и способы их представления.

Согласно пункту 2 Порядка сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с настоящим Порядком предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, либо подведомственным ей федеральным государственным бюджетным учреждением в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении (далее - представление запроса при личном обращении); в виде бумажного документа путем его отправки по почте (далее - представление запроса почтовым отправлением); в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов (далее - представление запроса с использованием веб-сервисов) (пункт 30 Порядка).

Вместе с тем, в соответствии с Порядком запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, должны подаваться по формам, приведенным в приложениях к Порядку. При заполнении запросов должны соблюдаться требования, установленные Порядком по заполнению таких запросов. Установлен конкретный перечень субъектов, которым может быть предоставлены сведения.

Согласно пункту 52 Порядка запрос, представленный с нарушениями настоящего порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.

Таким образом, поскольку заявителем при обращении с заявлением в соответствующий орган вышеуказанные требования не соблюдены, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва о признании незаконным действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2019 года.

Судья Монгуш Р.С.