ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1209/2016 от 29.09.2016 Сосновоборского городского суда (Красноярский край)

Админ.дело №2а-1209/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2016 года г. Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Астраханцевой Е.Ю.,

при секретаре Шпаковой Н.В.,

с участием представителя административного истца Кузьмина В.А., действующего на основании доверенности от 18.07.2016 года,

представителя административного ответчика администрации г. Сосновоборска – Грабовской Т.В., действующей по доверенности № 2873от 22.09.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Валентины Александровны к администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что 19.04.2016 года она обратилась к административному ответчику по поводу предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании того, что она является многодетной матерью. 05.05.2016 года ею был получен ответ административного ответчика об отказе в предоставлении земельного участка. Полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку законодательством установлено право многодетных семей на получение земельных участков в собственность бесплатно (ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).

Просит признать отказ администрации г. Сосновоборска в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и не обоснованным, возложить на администрацию г. Сосновоборска обязанность предоставить ей земельный участок в рамках поданного заявления 19.04.2016 года.

Административный истец Иванова В.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Ивановой В.А. – Кузьмин В.А. (полномочия представителя проверены) в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Считает, что доводы административного ответчика о наличии очереди и отсутствия земельных участков в г.Сосновоборске не являются доказательством правомерного отказа администрации г. Сосновоборска в отказе в постановке в очередь Ивановой В.А. Кроме того, полагает, что доводы административного ответчика о том, что земельный участок может быть предоставлен на территории городского округа только, если гражданин проживает в районе Крайнего Севера, а не в приравненных в нему местностях, является необоснованным, поскольку жители Крайнего Севера и приравненных к нему местностей имеют равные права, а понятия районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности применяются всеми правовыми актами как неделимые.

Представитель административного ответчика - администрации г. Сосновоборска Грабовская Т.В. (полномочия проверены) в судебном заседании административные исковые требования не признала, ссылаясь на то, что вопрос о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, регламентируется п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, Законом Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в соответствии с которыми многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства. На территории иного муниципального района гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка в случае наличия в этом муниципальном районе свободного земельного участка и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. На территории любого муниципального района или городского округа (за исключением г. Красноярска) имеет право получить бесплатно в собственность земельный участок многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера. Семья административного истца проживает в Мотыгинском районе Красноярского края, который не относится к районам Крайнего Севера, а является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. В настоящее время все земельные участки, которые были сформированы с целью предоставления многодетным гражданам были представлены многодетным семьям, стоящим на учете, в данный момент земельные участки отсутствуют, на 01.09.2016 года 360 граждан поставлены на учет как многодетные семьи, нуждающиеся в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. В случае появления земельных участков, они будут распределены по датам, категориям, в первую очередь участки будут предоставлены семьям с инвалидами, которых на учете стоит 160 человек. В данный момент планируется создание 70 участков. На основании изложенного считает отказ администрации г. Сосновоборска в постановке на учет как многодетной гражданки, нуждающейся в земельном участке, законным и обоснованным.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление Ивановой В.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пунктом 1 ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

На основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 487-ФЗ).

Отношенияпо использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства регулирует Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.06.2016) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (ст. 1).

В силу п. а ч.1 ст. 14 Закона граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста (далее - многодетные граждане).

В соответствии с п.2 ст.14 указанного Закона многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска.

Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.

Согласно п.1 ст.29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.06.2016) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В силу п.п. 1,2,3 ст. 29.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.06.2016) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка; орган местного самоуправления поселения, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, направляет информацию о поступивших заявлениях в орган местного самоуправления муниципального района для включения заявителей в формируемую этим органом очередь на предоставление земельного участка. Информация о поступившем заявлении с указанием даты и времени поступления заявления направляется в орган местного самоуправления муниципального района в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в случае отсутствия установленных в пункте 1 статьи 29.6 настоящего Закона оснований для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка. Орган местного самоуправления муниципального района в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации включает заявителя в очередь на предоставление земельного участка и направляет в орган местного самоуправления поселения уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления в орган местного самоуправления поселения. В случае, если в орган местного самоуправления поселения (органы местного самоуправления поселений) в один день поступило несколько заявлений, включение в очередь осуществляется в порядке поступления заявлений.

Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.

Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной Правительством края.

В соответствии с п. а ч.1 ст.29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.06.2016) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка являются, в том числе то, что многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок или земли либо земельный участок, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029, с учетом изменений, внесенных Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029), Мотыгинский район Красноярского края (место жительства Ивановой В.А.) относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В соответствии с п.п.8,9,11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, административная истица Иванова В.А. имеет троих несовершеннолетних детей – сына ФИО12<данные изъяты> года рождения, сына ФИО13<данные изъяты> года рождения и дочь ФИО14<данные изъяты> года рождения. Она, ее супруг и дети совместно проживают по месту регистрации по адресу: <адрес>1 (выписка из домовой книги от 19.07.2016 года № 436, л.д. 22).

19.04.2016 года Иванова В.А. обратилась в администрацию г. Сосновоборска Красноярского края с заявлением, как многодетный гражданин, о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с письмом администрации г. Сосновоборска № 1277 от 29.04.2016 года, адресованным Ивановой В.А., в постановке на учет Ивановой В.А., как многодетной гражданке, нуждающейся в земельном участке, было отказано, административный ответчик сослался на то, что в силу п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2013 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района, в котором зарегистрирован по месту жительства. На территории иного муниципального района земельный участок может быть выделен в случае наличия в этом муниципальном районе свободного земельного участка и отсутствия многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. На территории любого муниципального района получить земельный участок имеет право гражданин, зарегистрированный по месту жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера. Место жительства Ивановой В.А. (Мотыгинский район Красноярского края) не относится к районам Крайнего Севера, а является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из возражений административного ответчика – администрации г. Сосновоборска от 05.09.2016 года № 2672, а также из справок № 1053 от 02.09.2016 года, № 1119 от 28.09.2016 года следует, что в настоящий момент все земельные участки, которые были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с целью предоставления многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства, были ранее представлены многодетным гражданам, состоящим на учете (1,2 квартал 2012 года, 2013 год), иные земельные участки в настоящее время у администрации г. Сосновоборска отсутствуют. По состоянию на 27.09.2016 года на учет, как многодетные граждане, нуждающиеся в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, поставлено 368 граждан и 162 инвалида. Книга учета многодетных граждан ведется в соответствии с приложением к Постановлению Правительства Красноярского края от 08.04.2013 года № 132-п.

В соответствии со справкой № 1119 от 28.09.2016 года, выданной УГИЗО администрации г. Сосновоборска, в связи с отсутствием земельных участков для предоставления льготной категории граждан, администрацией города проводится ряд мероприятий. Планируется выделение приблизительно 70 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при распределении которых будут учтены нормы действующего законодательства, регулирующего порядок первоочередности предоставления земельного участка.

Доводы представителя административной истицы Кузьмина В.А. о том, что наличие очереди и отсутствие земельных участков в г.Сосновоборске под индивидуальное жилищное строительство не является основанием для отказа в постановке Ивановой В.А. на учет, как многодетного гражданина, нуждающегося в земельном участке, суд считает необоснованными поскольку они не основаны на законе. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 16.06.2016) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 19.12.2008) основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка является, в том числе, то, что многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона (в ред. Закона Красноярского края от 10.06.2014 N 6-2446). В силу п. 2 ст. 14 указанного Закона Красноярского края многодетный гражданин может получить бесплатно в собственность земельный участок, расположенный на территории муниципального района, в котором многодетный гражданин не имеет места жительства, только в том случае, если в этом муниципальном районе имеется свободный земельный участок для предоставления многодетным гражданам и отсутствует многодетные граждане, поставленные на очередь на предоставление земельного участка. Из представленных стороной административного ответчика доказательств усматривается наличие очереди, состоящей из многодетных граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков, которые в настоящее время не обеспечены земельными участками ввиду отсутствия таковых, а также отсутствие свободных земельных участков для предоставления таким гражданам (справка № 1053 от 02.09.2016 года, № 1119 от 28.09.2016 года).

Доводы представителя Ивановой В.А. – Кузьмина В.А. о том, что жители районов Крайнего Севера и жители местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, проживают в тех же условиях, что и жители районов Крайнего Севера, поэтому имеют равные права, а данные понятия применяются всеми нормативными актами как единые понятия суд считает не состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Из приведенных норм законодательства усматривается, что порядок предоставления многодетным гражданам прав на получение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства определяется органами законодательной власти субъектов РФ. Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные семьи по общему правилу обеспечиваются земельными участками на территории того муниципального района, где проживают. Правом на предоставление земельного участка в любом муниципальном образовании на территории Красноярского края пользуются только граждане, проживающие в районах Крайнего Севера, ЗАТО и в гор. Красноярске. Таким образом, орган законодательной власти края в пределах предоставленных ему полномочий определил круг лиц, пользующихся правом на получение земельного участка в собственность бесплатно на территории любого муниципального района в пределах территории Красноярского края, который расширительному толкованию не подлежит. Деление муниципальных образований на районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, установлено на законодательном уровне именно с целью разграничения категорий лиц, проживающих на территории районов Крайнего Севера и на территории местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и распределения между ними соответствующих льгот.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Иванова В.А. не относится к категории граждан, указанной в абзц. 2, 4 ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", имеющей право на получение бесплатно в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска, так как заявитель зарегистрирована по месту жительства в п. Кулаково Мотыгинского района Красноярского края, относящегося в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.10.1967 г. N 1029, к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, кроме того в муниципальном районе – г. Сосновоборске отсутствует свободный земельный участок для предоставления многодетным гражданам и имеются многодетные граждане, поставленные на очередь на предоставление земельного участка.

Таким образом, решение администрации г. Сосновоборска об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Ивановой В.А. является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия, содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем административные исковые требования Ивановой В.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Ивановой ФИО11 к администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сосновоборский городской суд

Председательствующий: Е.Ю. Астраханцева