ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1209/2022 от 14.02.2022 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1209/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2022 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Рукавишникове С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кабардинской Ирины Сергеевны к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным отказа в приме документов, необходимых для предоставления государственной услуги и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Кабардинская И.С. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным отказа в приеме документов от 18 октября 2021 года № Р001-4481754514-50921735, от 26 октября 2021 года № Р001-4481754514-51237062 и от 28 октября 2021 года № Р001-4481754514- 51344842, необходимых для предоставления государственной услуги и обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, решением об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» № Р001-4481754514-513448 от 28.10.2021 года административному истцу отказано в приеме документов для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, принадлежащего истцу на праве аренды по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Основанием для отказа послужило то, что поля в форме интерактивного заявления на РПГУ заполнены некорректно, а именно: при заполнении обязательных полей в форме интерактивного запроса на портале некорректно указан кадастровый номер объекта недвижимости, расположенный в границах испрашиваемого земельного участка. Ранее административным истцом также получены отказы в предоставлении государственной услуги от 18 октября 2021 года Р001-4481754514-50921735, от 26 октября 2021 года № Р001-4481754514-51237062. Административный истец полагает, что данные отказы не соответствуют закону и подлежат признанию незаконными в связи с тем, что ею выполнены необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством, кроме того, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект капитального строительства, что послужило основанием обращения в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании административный истец Кабардинская И.С. и ее представитель – Шаляпин Л.Г. поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика – администрации г.о. Солнечногорск Московской области Алепова О.Н. возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области Чернуцкая И.Н. возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего, в порядке подчиненности, лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, в том числе в части, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что 13.02.2012 года между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района и ФИО10. заключен договор аренды земельного участка № 24-Ф.

Согласно Договору Арендодатель передает за плату во временное пользование, а Арендатор принимает земельный участок № 14-А/1, площадью 680 кв.м. с кадастровым номером: из земель населенных пунктов в границах, указанных в кадастровом паспорте – выписке из государственного кадастра недвижимости от 29.05.2011 № МО-11/3В/1-224291, расположенный по адресу: <адрес> (п. 1.1 Договора). Договор прошел государственную регистрацию.

Срок аренды до 12.02.2022 года (п. 2.1). Земельный участок передан по передаточному акту.

17.07.2012 года между ФИО11. и Кабардинской И.С. заключен договор переуступки прав аренды земельного участка. Договор прошел государственную регистрацию.

Из материалов дела следует, что в октябре 2021 года Кабардинская И.С. через портал государственных и муниципальных услуг Московской области обращалась в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». В поданных заявлениях испрашивался земельный участок с кадастровым номером в аренду сроком на 240 месяцев.

Решением КУИ администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 18.10.2021 года № Р001-4481754514-50921735 отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги на основании некорректного заполнения обязательных полей в форме интерактивного заявления РПГУ – неверно выбрана услуга. Предоставление в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ гражданам свободным земельных участков (без объектов и ранее возникших прав) с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок» в границах населенного пункта, «садоводство», а также предоставление свободных земельных прав) крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» осуществляется на свободные земельные участки без объектов и ранее возникших прав). Земельный участок с кадастровым номером обременен правом аренды (№№50-50-09/071/2012-100 от 13.08.2012 г.)

Также решениями КУИ администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 26.10.2021 года № Р001-4481754514-51237062 и от 28.10.2021 года № Р001-4481754514- 51344842 отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» на основании того, что при заполнении обязательных полей в форме интерактивного запроса на портале некорректно указан кадастровый номер объекта недвижимости, расположенный в границах земельного участка.

Разрешая, заявленные исковые требования суд исходит из следующего.

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером , выполненного сотрудниками Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области установлено, что земельный участок огорожен забором. На земельном участке расположено хозяйственное строение. Объект капительного строительства жилого назначения или зарегистрированный объект незавершенного строительства отсутствует.

Цель предоставления земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не достигнута.

Согласно административному регламенту предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31 мая 2021 года № 15 ВР-883 собственник здания и сооружения, либо помещения в здании, сооружении должен предоставить документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН.

Судом также принимается во внимание, что 15.10.2021 года истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Решением от 19.10.2021 года № RU50531000-3945-2021 о присвоении, изменении адреса объекта адресации объекту недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , присвоен следующий адрес: <адрес>.

Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ, Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п.2 ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно п.10 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с подпунктом 9 п. 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В соответствии с понпуктом 31 той же статьи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

В соответствии со ст. 39.17 Земельного Кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Вместе с тем, причиной отказа в принятии заявления от 26.10.2021 года № Р001-4481754514-51237062 и от 28.10.2021 года № Р001-4481754514-51344842 о предоставлении государственной услуги Московской области «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» послужило то обстоятельство, что при заполнении обязательных полей в форме интерактивного запроса на портале некорректно указан кадастровый номер объекта недвижимости, расположенный в границах земельного участка, тогда как кадастрового номера объекта недвижимости не имеется, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, оснований для вынесения решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 26.10.2021 года № Р001-4481754514-51237062 и от 28.10.2021 года № Р001-4481754514- 51344842 согласно исчерпывающего перечня оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги у административного ответчика не имелось, в связи с чем суд приходит выводу о том, что решения об отказе в принятии документов для предоставлении испрашиваемой государственной услуги от 26 октября 2021 года № Р001-4481754514-51237062 и от 28 октября 2021 года № Р001-4481754514-5134484 подлежат признанию незаконными.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным решения КУИ администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 18.10.2021 года № Р001-4481754514-50921735 суд не усматривает, поскольку факт некорректного заполнения административным истцом обязательных полей в форме интерактивного заявления на РГПУ нашел свое доказательственное подтверждение.

Оснований для удовлетворения административного иска к администрации городского округа Солнечногорск Московской области не имеется, поскольку оспариваемые решения приняты ее Комитетом по управлению имуществом, являющимся самостоятельным юридическим лицом, доказательств нарушения прав административного ответчика действиями или решениями администрации городского округа не представлено, в связи с чем администрация не является надлежащим административным ответчиком по заявленному административному иску.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кабардинской Ирины Сергеевны – удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области в приеме документов, необходимых для предоставления Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 26 октября 2021 года № Р001-4481754514-51237062 и от 28 октября 2021 года № Р001-4481754514-51344842.

Обязать Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области принять и рассмотреть по существу заявления Кабардинской Ирины Сергеевны о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 26 октября 2021 года и от 28 октября 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении административного иска о признании незаконным решения об отказе в приеме документов от 18 октября 2021 года и обязании принять и рассмотреть заявление от 18 октября 2021 года – отказать.

В удовлетворении административного иска к администрации городского округа Солнечногорск Московской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 18 февраля 2022 года.

Судья Байчоров Р.А.