ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/20 от 26.02.2020 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пестрецова Н.А.,

при секретаре Исмаиловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда административное дело №2а-120/20 по административному исковому заявлению Стояновой Г.В. к администрации МО г. Алексин о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в бесплатном предоставлении земельного участка,

установил:

Стоянова Г.В. обратилась в Алексинский городской суд Тульской области с административным иском к администрации МО г. Алексин, в котором с учетом уточнения исковых требований окончательно просила признать решение администрации МО г. Алексин от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, обязав административного ответчика повторно в установленном порядке рассмотреть ее заявление, о чем сообщить в суд и ей в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поводом для обращения в суд послужило несогласие административного истца с ответом администрации МО г. Алексин от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно со ссылкой на ст. 39.14 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что постановка истребуемого земельного участка на кадастровый учет осуществлена до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебное заседание административный истец не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика по доверенности Кулиничева Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В адресованном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленных суду письменных возражениях указала, что административным истцом, в нарушение требований п.2, 3 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, не подавалось в администрацию МО г. Алексин заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, необходимое для образования земельного участка и для уточнения границ земельного участка в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В нарушение требований п.4 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, проведено выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка и образуемый земельный участок поставлен на кадастровый учет без разрешения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Полагает, что оспариваемый ответ администрации МО г. Алексин является обоснованным, соответствующим действующему законодательству.

В соответствии с положениями ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу п. 1 ч. 1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Стояновой Г.В., членами которой также являются ее, дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения., является многодетной семьей, что подтверждается удостоверением многодетной семьи <адрес> серии от ДД.ММ.ГГГГ и принята на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается уведомлением министерства труда и социальной защиты <адрес>, представленным в материалы дела.

По заказу административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером изготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по адресу: <адрес>.

Схема расположения спорного участка утверждена постановлением администрации МО г. Алексин от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением К.

Статья 39.14 Земельного кодекса РФ предусматривает общий и особый порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Пунктом 1 указанной статьи предусмотрен общий порядок. Он применяется для случаев предоставления земельных участков в собственность за плату, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование и т.д.

Особый порядок предоставления земельного участка устанавливается в п. 7 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ для земельных участков, передаваемых в собственность бесплатно. К таким случаям относится, в частности, предоставление земельных участков многодетным семьям (п. 2 ст. 39.19, п. 6 и 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ).

При этом в силу п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что общий порядок предоставления земельных участков, предусмотренный п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, на который ссылается в своем отказе административный ответчик, к многодетным семьям не применим, и при разрешении данного спора необходимо руководствоваться специальным законодательством субъекта Российской Федерации.

В <адрес> порядок и условия бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, определены в Законе Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».

Статьей 6-1 Закона №1708-ЗТО предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении многодетным гражданам земельных участков в собственность бесплатно.

Согласно п. 1 указанной статьи к таким основаниям относятся:

1) утрата многодетным гражданином оснований, дающих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно:

2) отсутствие у многодетного гражданина права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом;

3) выявление в представленных многодетным гражданином документах недостоверных сведений;

4) выезд многодетного гражданина на постоянное место жительства за пределы <адрес>;

5) отнесение земельного участка, указанного в заявлении многодетного гражданина о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность бесплатно, к землям, которые в соответствии с земельным законодательством не могут предоставляться в частную собственность;

6) гибель (смерть), признание многодетного гражданина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безвестно отсутствующим или объявление его умершим;

7) реализация многодетным гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как постановка его на кадастровый учет до принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка ни специальная норма ст. 6.1 Закона №1708-ЗТО, ни ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, не содержат.

Фактически, предварительное согласование предоставления земельного участка является промежуточной процедурой и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение администрации МО г. Алексин от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, не может быть признано законным.

Следовательно, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика, приведенные в представленных суду письменных возражениях, не могут быть приняты судом, поскольку не имеют юридическое значение при разрешении указанного дела, и повлиять на существо принимаемого судом решения не могут, в связи с чем, суд признает их несостоятельными.

В соответствии с ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая, что отказ администрации МО г. Алексин в предоставлении административному истцу земельного участка признан незаконным, суд считает необходимым восстановить нарушенные административным ответчиком права Стояновой Г.В., обязав администрацию МО г. Алексин повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно.

С учетом установленных земельным законодательством сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, суд полагает возможным указать на необходимость сообщения об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства, суд

решил:

административные исковые требования Стояновой Г.В. удовлетворить.

Признать решение администрации МО г. Алексин от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, обязав администрацию муниципального образования город Алексин повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Стояновой Г.В. о предоставлении указанного участка в собственность бесплатно, о чем сообщить в суд и Стояновой Г.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий Н.А. Пестрецов