Дело № 2а-120/2018 *
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи И.В.Язева,
при секретаре судебного заседания А.А.Прицкау,
с участием:
- истца ФИО1;
- представителя административного ответчика администрации Петушинского сельского поселения - ФИО2;
- представителя административного ответчика администрации Петушинского сельского поселения - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, обязании поставить на жилищный учет, обязать предоставить бесплатно земельный участок в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, обязании поставить на жилищный учет, обязать предоставить бесплатно земельный участок в собственность.
В обоснование требований указано, что ФИО1 и его супруга ФИО4 являются родителями трёх несовершеннолетних детей.
дата истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, имея конечную цель - получение земельного участка в собственность на бесплатной основе.
Постановлением от дата. № в удовлетворении заявления было отказано, со ссылкой на сознательное ухудшение семьёй Б-вых жилищных условий.
Истец с действиями администрации не согласен, поскольку изменение места регистрации ФИО4 и детей было вызвано семейными обстоятельствами, является результатом их законного волеизъявления на свободу передвижения.
Административный истец в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что смена места регистрации вызвана рождением третьего ребенка, фактически семья всегда проживала в д.Новое Аннино.
Представители ответчика в судебном заседании требования не признали, указали, что постановление администрации законное, оно принято по результатам расчета площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи Б-вых по всем основаниям. С момента смены места регистрации ФИО4 и детей не прошло 5 лет, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку Б-вы сознательно ухудшили свои жилищные условия.
Заинтересованное лицо ФИО4 полагала требования обоснованными, пояснила, что имела регистрацию в доме отца в д. Старое Аннино, однако фактически там не жила, проживая с мужем в д. Новое Аннино. С рождением третьего ребенка она была вынуждена зарегистрировать себя и детей у мужа.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
Согласно ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 2 Закона Владимирской области от 25.02.2015 N 10-ОЗ (ред. от 10.05.2017) «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления:
- земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.
Как следует из материалов дела, семья Б-вых состоит из ФИО1, ФИО4, несовершеннолетних А.А.. дата года рождения, П.А.дата года рождения и А.А.дата года рождения.
ФИО1 дата. обратился к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, имея конечную цель - получение земельного участка в собственность на бесплатной основе.
Постановлением от дата. № в удовлетворении заявления было отказано, со ссылкой на сознательное ухудшение семьёй Б-вых жилищных условий - п.п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
На территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере * кв.м общей площади на одного члена семьи, согласно решения Совета народных депутатов Петушинского сельского поселения от дата года №
В судебном заседании установлено, что до дата. семья Б-вых была обеспечена жилым помещениями в следующем объеме:
ФИО1 зарегистрирован постоянно с дата в д. адрес, в квартире, площадью * кв.м, находящейся в общей долевой собственности. ФИО1 принадлежит * доли в праве общей долевой собственности (*:*=* кв.м, *=* кв.м) на данное жилое помещение.
ФИО4 с дата. до дата. была зарегистрирована по адресу: адрес, в частном домовладении, площадью * кв.м, находящемся в собственности С.А. (отец ФИО4), в доме до дата зарегистрировано * человек в т.ч. ФИО4 с * детьми (*:*=* кв.м, ***=*)
Таким образом на многодетную семью Б-вых, состоящую из четырех человек, приходилось *+*=* кв.м, следовательно, у многодетной семьи ФИО1, состоящей из *-х человек, на одного члена семьи приходилось * кв.м, что выше учетной нормы.
дата в семье Б-вых рождается третий ребенок.
После дата обеспечение жильем организовано в следующем порядке:
В жилом помещении по адресу: адрес (площадь * кв.м) зарегистрирована вся семья Б-вых (* человек), а также И.В.., Д.В.. и А.В.., следовательно, на каждого члена семьи Б-вых приходится */* = * кв.м, что значительно ниже учетной нормы.
Оценивая доводы истца о том, что смена места регистрации ФИО4 и несовершеннолетних детей не может расцениваться как действия по намеренному ухудшению жилищных условий, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности, в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Для применения в отношении гражданина последствий нормы ст. 53 Жилищного кодекса РФ следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19.04.2007 г. N 258-О-О, в котором указано, что, по смыслу этой нормы Закона, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Проанализировав положения п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которого местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей, родителей, а также положения ст. 31 Семейного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что вселение в жилое помещение граждан, а именно супруги нанимателя, несовершеннолетних детей, в качестве членов своей семьи не является ухудшением жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете.
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Совместное проживание всех членов семьи Б-вых, включая несовершеннолетних детей, не может расцениваться как искусственное ухудшение жилищных условий, поскольку создание семьи и воспитание несовершеннолетних детей с учетом норм Семейного кодекса РФ предполагает совместное проживание всех членов семьи.
При таких обстоятельствах, постановление администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области № от дата. об отказе в постановке на жилищный учет многодетной семьи ФИО1 нельзя признать законным, оно подлежит отмене с обязанием администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет многодетной семьи ФИО1
В удовлетворении требований ФИО1 об обязании администрацию Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области поставить его семью на жилищный учет, обязать предоставить земельный участок в собственность бесплатно надлежит отказать, поскольку данные полномочия находятся в исключительной компетенции администрации и в любом случае при рассмотрении административных дел, суд не вправе вторгаться в компетенцию органов местного самоуправления и не вправе подменять орган местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь главой 15 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить частично иск ФИО1 к администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области о признании незаконным отказ в постановке на жилищный учет, обязании поставить на жилищный учет, обязать предоставить бесплатно земельный участок в собственность.
Признать незаконным и отменить постановление администрации Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области № от дата об отказе в постановке на жилищный учет многодетной семьи ФИО1.
Обязать администрацию Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет многодетной семьи ФИО1.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
*
*
*
Судья Петушинского районного суда И.В. Язев