ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2021 от 03.03.2021 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

? дело № 2а-120/2021

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерацииг. Покровск 3 марта 2021 г.

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никиенко Н.К., при секретаре Бакшеевой О.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административное дело по иску ФИО1 и ФИО5 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Отделу опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» и Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании заключения отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» незаконными и возложении обязанности передать документы о включении в Единый республиканский реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и о возложении обязанности на Министерство труда и социального развития РС (Я) включить в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я),

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд к административным ответчикам с данным иском, указав, что несовершеннолетний ФИО1 и ФИО1 относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО8 была лишена родительских прав на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 лишен родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 и ФИО2. были воспитанниками МБОУ «Мохсоголлохский детский дом», постановлением Администрации МР «Хангаласский улус» от 13 января 2014 г. ФИО2 и ФИО1 переданы в приемную семью ФИО5, проживающей по адресу <адрес>, также за ними закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес> на основании Постановления Главы МО «<данные изъяты>» № 7 от 12 апреля 2012 г. «О сохранении права собственности на жилое помещение за несовершеннолетними детьми». В целях приведения нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством Постановлением Администрации МО <данные изъяты> от 8 сентября 2016 г. Постановление Администрации МО «<данные изъяты>) «О сохранении права собственности на жилое помещение за несовершеннолетними детьми» от 12 апреля 2012 г. было отменено.

Жилье которое было закреплено за детьми распоряжением Администрации МО «<данные изъяты> от 7 октября 2013 г. было признано непригодным для проживания и многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Снос был произведен 14 марта 2016 г., что подтверждается распоряжением Администрации МО «<данные изъяты>. Вследствии чего дети были зарегистрированы по месту проживания приемных родителей по адресу: <адрес>

На заявление о включении детей в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я) Отдел опеки и попечительства Администрации МР «Хангаласский район» вынесло заключение о невозможности их включения в данный реестр, в связи с тем, что мать ФИО3 является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу <адрес> который заключен с ФИО11 (дедушка детей). Однако данное заключение противоречит ч.7 п.4 ст. 3 Закона РС(Я) от 15 декабря 2012 г. № 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», где указано, что нанимателями жилых помещений по договорам социального должны быть дети-сироты или члены их семей. Дедушка согласно жилищного законодательства к члену семьи детей не относится. В договоре социального найма от 29 июня 2016 г., заключенным с дедушкой ФИО11 дети не указаны как члены семьи нанимателя, следовательно они не имеют права пользования жилым помещением.

ФИО1 и ФИО2. не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, а также не являются собственниками жилых помещений. Лишенные родительских прав отец и мать детей также не имеют в собственности жилья.

Просят признать заключения отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» № 2218 от 3 сентября 2020 г. в отношении ФИО1, 24 июня 2002 г. и № 2219 от 3 сентября 2020 г. в отношении ФИО1, 1 октября 2004 г. незаконными и обязать отдел опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» передать документы ФИО1 и ФИО2. о включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я) в Министерство труда и социального развития РС(Я). Также просят обязать Министерство труда и социального развития РС(Я) включить ФИО1 и ФИО2. в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я).

Согласно отзыва заместителя министра Министерства труда и социального развития РС(Я) Тепляковой Е.Ю. оставить разрешение иска на усмотрение суда. При этом указали, что заключение администрации МР «Хангаласский улус» в отношении ФИО1 не может быть признано законным. Согласно положениям действующего законодательства одним из оснований для предоставления жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано отсутствие жилого помещения в собственности либо отсутствие договора социального найма в качестве нанимателя либо члена семьи нанимателя. Ст. 69 ч.1 Жилищного кодекса РФ устанавливает кто относится к членам семьи нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Исходя из этого, членом семьи могут быть признаны указанные в договоре социального найма члены, а не члены семьи по родственным отношениям.

В судебное заседание представители Отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» и Министерства труда и социального развития РС(Я) не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель истцов - адвокат Кузьмина К.П. уточнила исковые требования, просит признать заключения отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» от 3 сентября 2020 г. в отношении ФИО1, 24 июня 2002 г. и от 3 сентября 2020 г. в отношении ФИО1, 1 октября 2004 г. незаконными и обязать отдел опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» передать документы ФИО1 и ФИО2. о включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я) в Министерство труда и социального развития РС(Я). В части исковых требований к Министерству труда и социального развития РС(Я) отказались.

Заслушав представителя истцов и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).

Пунктом 8 ст. 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 указанного выше закона).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с целью обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) формирует единый реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - реестр ) в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

Согласно ч.12 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» решение уполномоченного органа об отказе во включении в реестр, а также акт органа опеки и попечительства органа местного самоуправления об установлении факта возможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 была лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ

Отец ФИО4 также был решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации МО «<данные изъяты>» от 12 апреля 2012 г. за несовершеннолетними детьми, оставшимся без попечения родителей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. сохранено право собственности за жилое помещение по адресу <адрес>.

Распоряжениями от 7 октября 2013 г. и от 14 марта 2016 г. -квартирный дом по адресу <адрес> был признан аварийным и считается снесенным.

Постановлением Администрации МО «<данные изъяты>» от 8 сентября 2016 г. было отменено постановление от 12 апреля 2012 г. «О сохранении права собственности на жилое помещение за несовершеннолетними детьми».

Постановлением Администрации МР «Хангаласский улус» от 13 января 2014 г. ФИО5 была назначена приемным родителем несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2.

Согласно справки Администрации МО «<данные изъяты>» от 24 января 2019 г. ФИО3 включена в список в совместно проживающих членов семьи по Договору социального найма от 29 июня 2016 к нанимателю ФИО11, что также подтверждается ордером на жилое помещение и договором социального найма жилого помещения.

Заключениями отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» и от 3 сентября 2020 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. было признано о невозможности включения их в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я), в связи с тем, что они являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу <адрес>, заключенному администрацией МО «<данные изъяты>» с ФИО11 (дедушкой).

Из уведомлений от 3 февраля и 22 августа 2020 г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что ФИО2 и ФИО1 не имеется информации о правах у них объектов недвижимости.

Согласно частей 2-8, 14, 18 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законные представители детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет.

Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня представления всех документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр, готовит заключение, содержащее вывод о включении в реестр или об отказе во включении в реестр (далее - заключение).

В случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, орган опеки и попечительства органа местного самоуправления предварительно устанавливает факт возможности или факт невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, о чем составляет акт. Копия акта в течение пяти рабочих дней направляется заявителю.

Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Из представленных суду документов следует, что истцы ФИО1 и ФИО2 были признаны лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ними было сохранено право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление о сохранении права собственности за ними на жилое помещение, в связи с признанием данного дома аварийным и дом был снесен. В 2014 г. ФИО1 и ФИО2. были переданы в приемную семью ФИО5 и проживали по месту жительства приемной семьи, никогда не были вселены в жилое помещение по адресу <адрес>. Таким образом,право на получение социального жилья как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени ими не реализовано.

При таких обстоятельствах, заключения Отдела опеки и попечительства Администрации МР «Хангаласский улус» № 2218 и 2219 от 3 сентября 2020 г. о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я) ФИО1 и ФИО1 нельзя признать законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 и ФИО5 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Отделу опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» о признании заключения отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» незаконными и возложении обязанности передать документы о включении в Единый республиканский реестр детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я) удовлетворить.

Заключение Отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» РС(Я) №2218 от 3 сентября 2020 г. о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я) ФИО1, признать незаконным.

Обязать Отдел опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» направить в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) необходимые документы на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для решения вопроса о включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я).

Заключение Отдела опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» РС(Я) №2219 от 3 сентября 2020 г. о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я) ФИО2, признать незаконным.

Обязать Отдел опеки и попечительства МР «Хангаласский улус» направить в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) необходимые документы на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для решения вопроса о включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я).

Производство по исковым требованиям в части возложении обязанности на Министерство труда и социального развития РС (Я) включить в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я) прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

ФИО18

ФИО18

Судья: Н.К. Никиенко

Решение изготовлено в окончательном виде 5 марта 2021 г.