ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2021 от 11.06.2021 Жигаловского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жигаловский районный суд <адрес> в составе председательствующего Шохоновой Н.В., при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2<адрес> в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса <адрес> о признании распоряжения министерства лесного комплекса <адрес> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов незаконным,

установил:

ФИО2<адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Министерству лесного комплекса <адрес>.

В обоснование заявленных ФИО2 указывает на следующие обстоятельства.

<Дата> между министерством лесного комплекса <адрес> и Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>») заключен договор аренды лесного участка (далее – договор аренды).

Согласно п.1.2 договора аренды лесной участок имеет следующие характеристики:

Площадь: 4,8854 га;

Местоположение: <адрес>, ФИО2 лесничество, Тутурское участковое лесничество, Тутурская дача, защитные леса, кварталы № (в. 9ч, 10ч, 12ч, 13ч), 511 (в. 5ч, 6ч, 7ч), 512 (в. 1ч, 4ч, 8ч, 9ч, 11ч, 36, 37ч, 38ч), 513 (в. 41ч), эксплуатационные леса, квартал (в 17ч, 18ч, 27ч, 39ч, 40ч); <адрес>, ФИО2 лесничество, Тутурское участковое лесничество, Технический участок колхоз им. Матросова, защитные леса, квартал (в. 9ч, 15ч), с кадастровым номером (48854 +/- 3868 кв.м);

Категория защитности: ценные леса (запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов);

Вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

В соответствии с п.1.3 договора аренды лесной участок передается с целью строительства и эксплуатации дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

Распоряжением министерства лесного комплекса <адрес>-мр от <Дата> утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «ЛПС») по договору аренды лесного участка от <Дата>.

Вышеуказанное распоряжение является незаконным по следующим основаниям.

Согласно разделу 3.1 Проекта освоения лесов на лесном участке проектируются такие объекты лесной инфраструктуры как лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг, лесной склад.

Согласно разделу 4.1 Проекта освоения лесов на лесном участке проектируются следующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, мост.

Согласно разделу 7.1.2 Проекта освоения лесов (стр.71 абзац 4) автомобильная дорога проектируется для транспортировки древесины с лесных участков, находящихся в аренде ООО «ЛПС», где осуществляется заготовка древесины.

ООО «ЛПС» является арендатором лесного участка по договору от <Дата> и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от <Дата>. По указанному договору лесной участок передается в целях заготовки древесины. Лесной участок имеет местоположение: <адрес>, <адрес>, эксплуатационные леса, кварталы №, 422, 424, 448-451, 453-458, 478-481, 483, 487, 507-510, 534-544, 568-570, 573-576, 600.

Вышеуказанный лесной участок находится в непосредственной близости от лесного участка предоставленного по договору аренды от <Дата>.

<Дата> Администрацией МО «<адрес>» утвержден проект межевания территории с целью образования земельного участка общей площадью 4,8854 га для строительства и эксплуатации объекта (дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия).

Согласно разделу 1 проекта межевания территории Лесная дорога проектируется для транспортировки древесины с лесных участков, находящихся в аренде ООО «ЛПС», где осуществляется заготовка древесины.

По информации Администрации МО «<адрес>» от <Дата> ООО «ЛПС» с заявлением о выдаче разрешения на строительство автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером не обращалось, разрешение не выдавалось.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 - 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

В рассматриваемом случае согласно проекту межевания территории, проекту освоения лесов строительство дороги на испрашиваемом лесном участке необходимо для вывозки древесины с лесного участка, являющегося предметом договора аренды 91-7-30/08 от <Дата> и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от <Дата>, что не соответствует целям, установленным пунктам 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных Приказом Минприроды России от <Дата>, при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель - земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

По договору аренды лесного участка от <Дата> под рубку предоставлены защитные леса, имеющие в своем составе лесные насаждения, выполняющие важные защитные функции (ценные леса: запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов), что противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями данной категории лесов.

Более того, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры либо как объект лесной инфраструктуры.

Часть 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата>-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно перечню, строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается только в двух случаях:

- как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 1);

- как объекта для использования линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в запретных полосах (подпункт "б" пункта 4).

Таким образом, предоставление лесного участка в аренду для строительства и эксплуатации дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия в целях вывозки заготовленной древесины как объекта, не отвечает целям создания такого объекта, предусмотренного Перечнем -р, а, следовательно, противоречит лесному законодательству.

Нормы статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению, поскольку исходя из заявленной цели, лесной участок необходим для строительства и эксплуатации дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия в целях освоения лесосырьевой базы, то есть как объекта лесной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата>-р в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов допускается создание лесных дорог, а не лесовозных дорог. Основной целью объектов, указанных в перечне правительства, является охрана и защита лесов, в том числе противопожарные мероприятия.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <Дата>/пр, принят и введен в действие с <Дата> «СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства».

Согласно пункту 4.1 указанных Правил, лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги.

Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы, и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов).

Частью 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

Таким образом, лесное законодательство предусматривает возможность строительства лесовозных дорог как объекта лесной инфраструктуры гражданами и юридическими лицами исключительно в границах предоставленного по договору аренды лесного участка.

Согласно ч.1 ст.89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный порядок на момент проведения экспертизы проекта освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного в аренду ООО «ЛПС», и по настоящее время установлен приказом Минприроды России от <Дата>.

Пунктом 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от <Дата> (далее - Порядок) установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации.

Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 -84 Лесного кодекса РФ (п.9 Порядка).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения. В обратном случае, оформляется отрицательное заключение (п. 10 Порядка).

С учетом изложенного, министерством лесного комплекса области, в нарушение п.п. 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от <Дата>, при отсутствии законных оснований утверждено, а экспертной комиссией вынесено, положительное заключение на проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду ООО «ЛПС» на основании договора аренды от <Дата>, не соответствующий ФИО2 законодательства, регулирующего лесные отношения.

В связи с незаконным утверждением вышеуказанного положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов создана угроза вырубки ценных лесов, имеющих особые защитные свойства, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ ФИО2 вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О незаконных действиях министерства лесного комплекса <адрес>, выразившихся в незаконном утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также приложений к нему, нарушающих конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации, ФИО2<адрес> стало известно <Дата> в момент поступления в прокуратуру района договора аренды лесного участка от <Дата>. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации ФИО2 подано в установленный законом срок.

В связи с тем, что существует явная опасность нарушения законных интересов государства и неопределенного круга лиц ввиду возможности вырубки ценных лесов необходимо принятие мер предварительной защиты в соответствии со ст. 85 Кодекса Административного судопроизводства РФ в виде запрета на рубку лесных насаждений по договору аренды лесного участка от <Дата>.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 39 Кодекса Административного судопроизводства РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит суд:

Признать распоряжение министерства лесного комплекса <адрес>-мр от <Дата> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду <данные изъяты>» в целях строительства и эксплуатации дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия по договору аренды лесного участка от <Дата>, незаконным.

В судебное заседание административный истец – ФИО2<адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного административного дела был уведомлен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса <адрес>, заинтересованные лица <данные изъяты>», Территориальное управление министерства лесного комплекса по ФИО2<адрес> в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, их явка в судебное заседание не является обязательной и не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, ФИО2 в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от <Дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от <Дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса <адрес> является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории <адрес>, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, (Положение о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <Дата> N 155-пп).

В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 89 ЛК РФ).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от <Дата>.

Целью государственной экспертизы проектов освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от <Дата>).

В соответствии п. 4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Судом установлено, что <данные изъяты>»» является арендатором лесного участка по договору от <Дата> и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от <Дата>. По указанному договору лесной участок передается в целях заготовки древесины. Лесной участок имеет местоположение: <адрес>, ФИО2 лесничество, Тутурское участковое лесничество, Тутурская дача, эксплуатационные леса, кварталы №, 422, 424, 448-451, 453-458, 478-481, 483, 487, 507-510, 534-544, 568-570, 573-576, 600.

<Дата> администрацией МО «<адрес>» утвержден проект межевания территории с целью образования земельного участка общей площадью 4,8854 га для строительства и эксплуатации объекта (дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия).

Согласно разделу 1 проекта межевания территории Лесная дорога проектируется для транспортировки древесины с лесных участков, находящихся в аренде <данные изъяты>», где осуществляется заготовка древесины.

По информации администрации МО «<адрес>» от <Дата><данные изъяты>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером не обращалось, разрешение не выдавалось.

<Дата> между Министерством лесного комплекса <адрес> и Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» заключен договор аренды лесного участка . <данные изъяты>» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: <адрес>, ФИО2 лесничество, Тутурское участковое лесничество, Тутурская дача, защитные леса, кварталы № (в. 9ч, 10ч, 12ч, 13ч), 511 (в. 5ч, 6ч, 7ч), 512 (в. 1ч, 4ч, 8ч, 9ч, 11ч, 36, 37ч, 38ч), 513 (в. 41ч), эксплуатационные леса, квартал (в 17ч, 18ч, 27ч, 39ч, 40ч); <адрес>, <адрес><адрес>, защитные леса, квартал (в. 9ч, 15ч), с кадастровым номером ), площадью 4,8854 га, сроком действия до <Дата>.

<Дата> распоряжением министра лесного комплекса <адрес>-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка № от <Дата>, является <адрес>».

По результатам проведенной ФИО2 проверки установлено, что указанное распоряжение -мр от <Дата> министерства лесного комплекса <адрес> противоречит ФИО2 лесного законодательства Российской Федерации.

Особенности использования охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов определены статьями 102 - 109 Лесного кодекса РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ ценные леса относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с ч. 1 ст. 106 Лесного кодекса РФ в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.

В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1.3 договора № от <Дата> арендатору лесной участок передается с целью строительства и эксплуатации дороги автомобильной с усовершенствованном облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

В соответствии с п. 7.1.2 Проекта освоения лесов по Договору (Раздел , Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Автомобильная дорога проектируется для транспортировки древесины с лесных участков, находящихся в аренде ООО «ЛесПромСевер», где осуществляется заготовка древесины.

Согласно разделу 3.1 Проекта освоения лесов на лесном участке проектируются такие объекты лесной инфраструктуры как лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг, лесной склад.

Таким образом, в соответствии с предметом Договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.

Как следует из содержания проекта освоения лесов к Договору, линейным объектом является автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - транспортировка древесины с лесных участков.

В п. 4.1 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение 10) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: мост, дорога автомобильная ширина 6 м, в общая протяженность 8,14 км, площадь 4,8754 га.

Таким образом, строительство линейного объекта на испрашиваемом лесном участке необходимо для освоения лесосырьевой базы на лесном участке, являющегося предметом договора аренды № от <Дата>.

Согласно п. 1.2 Договора № от <Дата> лесной участок площадью 3,3621 га, имеет категорию защитности - ценные леса( запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов, нерестоохранные полосы лесов).

Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняет важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания п. 4.2 проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) на всей площади лесного участка арендатором запланирована рубка лесных насаждений с корневым запасом 0,263 тыс. м3, в том числе хвойные 0,239 тыс. м3, ликвидным запасом 0,217 тыс. м3, в том числе хвойные 0,196 м3.

Указанные положения отражены, также в п. 7.1.4 проекта (освоения лесов к Договору (Приложение ).

Следовательно, предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для строительства и эксплуатации линейного объекта несовместимо с целевым, назначением и полезными функциями данной категории лесов.

В п. 2.2 проекта освоения лесов (Приложение ), также отражено целевое назначение лесов, где площадь защитных лесов - ценных лесов(запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов, нерестоохранные полосы лесов) составляет 3,3621 га (68 %), эксплуатационных лесов 1, 5233 га (31,2 %).

Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок площадью 3,3621 га имеет особое защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Вместе с тем, проведение выборочных и сплошных рубок деревьев в ценных лесах возможно только в целях предусмотренных пунктами 1 - 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ.

Пункты 1 - 4 части 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусматривают, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

осуществления работ по геологическому изучению недр;

разработки месторождений полезных ископаемых;

использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Частью 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 ст. 21 настоящего кодекса, выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусматривает, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов в соответствии с ч. 4 ст. 106 Лесного кодекса РФ установлены Приказом Рослесхоза от <Дата> N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".

Пунктом 19 Особенностей использования лесов установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и в ценных лесах сплошные рубки осуществляются только в целях ухода за лесами в соответствии с ч. 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, то есть создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) для целей использования лесов, что предусмотрено статьей 13 Лесного кодекса РФ.

Так, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как: объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры; объект лесной инфраструктуры.

Часть 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе дорог, на землях лесного фонда в определенных случаях, в том числе в целях переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 849-р (далее - Перечень N 849-р) в соответствии с ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанному Перечню строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях:

как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (п. 1 Перечня N 849-р);

как объекта для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 4 Перечня N 849-р).

В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (ч. 1).

Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (ч. 4).

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 1283-р (далее - Перечень N 1283-р), в соответствии с ч. 5 ст. 13 Лесного кодекса РФ.

Согласно указанному Перечню N 1283-р строительство лесной дороги, как объекта лесной инфраструктуры возможно как объекта для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п. 1 Перечня N 1283-р).

Частью 2 ст. 115 Лесного кодекса РФ запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Целью предоставления указанных лесных участков является проход к другим участкам, что противоречит ФИО2 ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса РФ, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в этих целях не соответствует целям, установленным пунктами 1 - 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных и защитных лесов.

Строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия в целях прохода к иному участку, для освоения лесосырьевой базы по другому договору аренды лесного участка, как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания, предусмотренным Перечнем N 849-р, а, следовательно, противоречит лесному законодательству.

Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса РФ, а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов.

В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от <Дата> N 496, положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 11 Порядка в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным ФИО2 и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки оформляется отрицательное заключение Экспертизы.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 9 Порядка).

При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.

Таким образом, оспариваемое распоряжение -мр от <Дата> министерства лесного комплекса <адрес> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «ЛесПромСевер не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения.

В силу ФИО2 ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности оспариваемого распоряжения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение ФИО2 законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в не исполнении ФИО2 о соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст. 4, ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение ФИО2 лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды, нарушают конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных ФИО2.

Рассматривая вопрос о соблюдении ФИО2 сроков обращения в суд с настоящими ФИО2, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности распоряжения, ФИО2 стало известно <Дата> из представленной территориальным отделением министерства лесного комплекса <адрес> по ФИО2<адрес> договора аренды лесного участка от <Дата>, поэтому срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, ФИО2 не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

ФИО2<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать распоряжение министерства лесного комплекса <адрес>-мр от <Дата> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду <данные изъяты>» в целях строительства и эксплуатации дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия по договору аренды лесного участка от <Дата>, незаконным.

Апелляционные жалоба и представление на решение суда могут быть поданы в Иркутский областной суд через Жигаловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено <Дата>

Председательствующий: Н.В. Шохонова