ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-120/2021 от 19.04.2021 Нижнетуринского городского суда (Свердловская область)

66RS0040-01-2021-000137-72

Дело № 2а-120/2021

Мотивированное решение в окончательном виде

изготовлено 19 апреля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2021 года г. Нижняя Тура

Нижнетуринский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Шильцева Ю.Г.

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Нижнетуринского городского округа к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Житковскому В.Л. о признании незаконным и отмене предписания № 43/1/1 от 23.11.2020.

установил:

административный истец - администрация НТГ, через представителя, действующего на основании доверенности, обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Житковскому В.Л. о признании незаконным и отмене предписания № 43/1/1 от 23.11.2020.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 23.11.2020 заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области, майором внутренней службы Житковским В.Л. (далее по тексту должностное лицо) в результате проведения внеплановой выездной проверки в отношении администрации Нижнетуринского городского округа (далее по тексту администрация) вынесено Предписание № 43/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее по тексту предписание).

Оспариваемым предписанием, на администрацию возложена обязанность в срок до 17.11.2021, в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ст. 69, Сводом правил СП 4.13130.2013 п. 4.14, обеспечить противопожарные расстояния от границ застройки не менее 30 метров в поселках Косья, Верх-Ис, Сигнальный, Платина, Большая Выя, расположенных на территории Нижнетуринского городского округа, по адресам, указанным в предписании.

Администрация не согласна с предписанием, считает его незаконным, нарушающим права и законные интересы администрации, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства.

Административный истец просит признать незаконным и отменить предписание № 43/1/1 от 23.11.2020 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области, майором внутренней службы Житковским В.Л. в отношении администрации Нижнетуринского городского округа.

Представитель административного истца Пономарёв А.Е. (по доверенности от <дата>) в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по предмету и основаниям.

Административный ответчик заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Житковский В.Л., в судебное заседание не прибыл, направил письменный отзыв на административный иск, указав, что пункты предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности №43/1/1 от 23.11.2020 являются законными и не подлежат отмене или изменению.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием), а также несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

К нормативным документам данной нормой отнесены национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что на основании распоряжения и.о. главного государственного инспектора Качканарского ГО Нижнетуринского ГО по пожарному надзору от 20 октября 2020 №43 в отношении администрации Нижнетуринского городского округа, в состав территории которого входят: пос. Косья, пос. Верх-Ис, пос. Сигнальный, пос. Платина, пос. Большая Выя проведена внеплановая выездная проверка выполнения обязательных требований пожарной безопасности предложенных в предписании отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского городского округа, Нижнетуринского городского округа УНДиПР ГУ МС России по Свердловской области от <дата>.

Согласно акту проверки от <дата> и вынесенному предписанию от <дата> выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, на администрацию возложены обязанности:

в поселках Косья, Верх-Ис, Сигнальный, Платина, Большая Выя - обеспечить противопожарные расстояния от границ застройки населенного пункта до лесных насаждений не менее 30 метров (пункты 1-5 предписания).

В поселке Косья, в районе улицы Горная, хвойный лес примыкает вплотную к постройкам. Категория лесных насаждений не определена. В поселке Верх-Ис, в районе улиц Новая, Трактовая хвойный лес примыкает вплотную к постройкам. Категория лесных насаждений не определена. В поселке Сигнальный в районе улицы Мира, 2, 2а хвойный лес примыкает вплотную к постройкам. Категория лесных насаждений не определена. В поселке Платина в районе улицы Школьная хвойный лес примыкает вплотную к постройкам. Категория лесных насаждений не определена. В поселке Большая Выя в районе улицы Зеленая хвойный лес примыкает вплотную к постройкам. Категория лесных насаждений не определена (л.д.20-21, 22-24).

Административный истец просит признать незаконным предписание от <дата> по основаниям вынесения предписания без проведения должным образом оформленной проверки; является неисполнимым; незаконным по возложению обязанности по вырубке лесов, принадлежащих Верхотурскому лесничеству, городским лесам Нижнетуринского городского округа; не содержит конкретных указаний, которые необходимо совершить исполнителю.

По смыслу статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для юридического лица, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер. Следовательно, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия.

При этом критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для юридического лица в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности, административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Соответственно, содержащиеся в предписании формулировки должны быть конкретными и исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для юридического лица однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Таким образом, несоблюдение вышеуказанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его незаконность (недействительность).

Проанализировав оспариваемое предписание, суд приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу в целях соблюдения пожарной безопасности, обеспечивающей противопожарные расстояния от границ застройки населенного пункта до лесных насаждений не менее 30 метров в поселках Косья, в районе улицы Горная; Верх-Ис, в районе улиц Новая; Сигнальный в районе улицы Мира, 2, 2а; Платина в районе улицы Школьная; Большая Выя в районе улицы Зеленая.

В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Частью 2 статьи 69 данного Федерального закона устанавливаются требования к противопожарным расстояниям как от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), так и вне их до зданий и сооружений.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона № 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должна осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные указанным Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

Пункт 2 части 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Проект планировки территории должен содержать описание положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного характера и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Пунктом 4.14 СП 4.13130 предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно -, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Доводы административного истца, что он не является собственником лесных участков, которые относятся к землям государственного лесного фонда, в связи с чем, у него отсутствуют законные основания для осуществления каких-либо мер по предупреждению лесных пожаров, не основаны на нормах материального права.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ.

Таким образом, в силу прямого указания в законе реализация мер пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления.

Выполнение противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных массивов является одним из видов мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения.

Отсутствие противопожарных расстояний на всей протяженности участков границ населенных пунктов, указанных в предписании, с лесными участками, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей населенных пунктов и их имущества.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого предписания, поскольку указанные нарушения были установлены должностным лицом в период проведения внеплановой выездной проверки и обоснованно включены в предписание.

Предписание №43/1/1 от 23.11.2020 содержит указания на конкретные объекты, расстояние от границ застройки до лесных насаждений, формулировки, изложенные в предписании, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, сроки устранения нарушений являются разумными.

В силу статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац четвертый).

Федеральный закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), определяет требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и лесничествами (глава 16), которые должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений (пункт 2 части 2 статьи 69).

Часть 3 статьи 4 названного закона к нормативным документам по пожарной безопасности относит национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ.

Приказом Росстандарта от 3 июня 2019 г. № 1317 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, в разделе 8 которого «Общие требования, связанные с противопожарной защитой» под номером 212 назван Свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Установленное пунктом 4.14 Свода правил техническое регулирование в области пожарной безопасности, предусматривающее нормированное расстояние от границ застройки городских и сельских поселений, а также домов и хозяйственных построек на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах, направлено на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности, в целях предотвращения пожара, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.

Цели стандартизации достигаются путем реализации таких задач стандартизации, как повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Из материалов дела следует, что на момент проведения административным органом проверки соблюдения администрацией противопожарного законодательства в нарушение вышеназванных норм органом местного самоуправления не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не обеспечены противопожарные расстояния от границ застройки не менее 30 метров).

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого предписания, поскольку указанные нарушения были установлены должностным лицом в период проведения проверки и обоснованно включены в предписание, в связи с чем, заявленные администрацией Нижнетуринского городского округа требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации Нижнетуринского городского округа к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области Житковскому В.Л. о признании незаконным и отмене предписания от <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд Свердловской области.

Судья: Шильцев Ю.Г.