ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1210/2023 от 28.09.2023 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1210/2023 по административному исковому заявлению Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному нетиповому образовательному учреждению «Центр молодежи» городского округа Рефтинский «О возложении обязанности».

Установил:

Прокурор г. Асбеста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Муниципальному автономному нетиповому образовательному учреждению «Центр молодежи» городского округа Рефтинский «О возложении обязанности», указав, что прокуратурой города в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании в Муниципальном автономном нетиповом образовательном учреждении «Центр молодежи» городского округа Рефтинский (далее – МАНОУ «Центр молодежи»).

В ходе проведенной проверки установлено, что МАНОУ «Центр молодежи» осуществляет образовательную деятельность на территории Рефтинского городского округа Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления на территории которого является администрация городского округа Рефтинский.

В нарушение требований действующего законодательства, паспорт доступности МАНОУ «Центр молодежи» городского округа Рефтинский не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен.

Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также, сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности.

При указанных обстоятельствах, результаты проверки свидетельствуют о ненадлежащем отношении должностных лиц образовательного учреждения к исполнению своих служебных обязанностей в обозначенной сфере.

На основании изложенного, истец просит суд:

Обязать Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Центр молодежи» городского округа Рефтинский привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. (л.д. 30-34)

21.09.2023 в ходе рассмотрения дела суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Помощник прокурор г.Асбеста – Широкова Е.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Муниципального автономного нетипового образовательного учреждения «Центр молодежи» городского округа Рефтинский в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил суду мнение по иску, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 39).

Представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа Рефтинский в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что с заявленными требованиями согласен (л.д. 37).

Заслушав помощника прокурора, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела, в котором подлежат защите права, свободы и законные интересы гражданина или организации, определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения. Оформление искового заявления вместо административного искового заявления (заявления, подаваемого в порядке главы 24 АПК РФ) не влияет на определение вида судопроизводства (производства по делу).

При предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Как следует из ч. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствие с п. 7 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

П. «г» п. 8 указанного Порядка, Паспорт доступности содержит следующие разделы: управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

П. 14 Порядка установлено, что Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения: муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города Асбеста в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании в Муниципальном автономном нетиповом образовательном учреждении «Центр молодежи» городского округа Рефтинский (далее – МАНОУ «Центр молодежи»).

В ходе проведенной проверки установлено, что МАНОУ «Центр молодежи» осуществляет образовательную деятельность на территории Рефтинского городского округа Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления на территории которого является администрация городского округа Рефтинский.

В нарушение требований действующего законодательства, паспорт доступности МАНОУ «Центр молодежи» городского округа Рефтинский не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен.(л.д. 22-24, 25-27)

Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности.

При указанных обстоятельствах, результаты проверки свидетельствуют о ненадлежащем отношении должностных лиц образовательного учреждения к исполнению своих служебных обязанностей в обозначенной сфере.

На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным Административные исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить, а именно:

Обязать муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Центр молодежи» городского округа Рефтинский привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский.

Принимая во внимание объем работ, связанных с устранением выявленных нарушений, суд полагает, что разумным для исполнения административным ответчиком решения по требованию административного истца является срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд:

Решил:

Административные исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

1.Обязать муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Центр молодежи» городского округа Рефтинский привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья ___________________________ И.В. Архипов