ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1211/18 от 12.07.2018 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 июля 2018г. г. Миллерово

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бугаевой Е.А.

при секретаре ФИО7

с участием представителя административного истца ФИО13,

представителя административного ответчика Администрации Миллеровского района С.О.А., представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Миллеровского района,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.Н.М., М.А.М. в лице финансового управляющего Х.Р.И. к Администрации Миллеровского района, заинтересованное лицо Комитет по управлению имуществом Миллеровского района о признании решений Администрации Миллеровского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами , ; незаконными и обязании предоставить финансовому управляющему право выкупа земельных участков с к.н.: , ; , на условиях, существовавших на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов,

установил:

В Миллеровский районный суд Ростовской области обратились М.Н.М., М.А.М. в лице финансового управляющего Х.Р.И. с административным иском к Администрации Миллеровского района к Администрации Миллеровского района и просили суд:

признать решение Администрации Миллеровского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе финансовому управляющему М.А.М. в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами ; ; незаконным; обязать Администрацию Миллеровского района Ростовской области предоставить финансовому управляющему ФИО1 право выкупа земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; признать решение Администрации Миллеровского района Ростовской области от 14.06.2018 об отказе финансовому управляющему ФИО2 в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами ; незаконным и обязать Администрацию Миллеровского района Ростовской области предоставить финансовому управляющему М.Н.М. право выкупа земельных участков с кадастровыми номерами ; ; .

В обоснование административного иска было указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Миллеровского района и М.А.М., М.Н.М. заключены договоры аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <данные изъяты>

Между Администрацией Миллеровского района и М.А.М., М.Н.М.ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером: <адрес>

Между Администрацией Миллеровского района и М.А.М., М.Н.М.ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером : , местоположение- <адрес>

До настоящего времени вышеуказанные договоры аренды действуют, земельные участки находятся во владении М.Н.М., М.А.М., арендная плата регулярно выплачивается.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу А53-24373/2016 М.А.М. признана несостоятельным (банкротом), в отношении псе введена процедура - реализация имущества должника. А также решением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ но делу А53-26467/2014 М.Н.М. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализация имущества должника.

ДД.ММ.ГГГГ на собрании кредиторов должника М.А.М. конкурсным кредитором был поставлен дополнительный вопрос в повестку дня об осуществлении выкупа земельных участков, находящихся у М.А.М. на праве аренды в размере 1/5 доли в праве на земельные участки с к.н. , , , и по данному вопросу было принято положительное решение.

ДД.ММ.ГГГГ на собрании кредиторов должника М.Н.М . кредитором был поставлен дополнительный вопрос в повестку дня об осуществлении выкупа земельных участков, находящихся у ФИО8 на праве

аренды в размере 4/5 доли в праве на земельные участки сельскохозяйственного назначения с к.н. , , , и по данному вопросу также было принято положительное решение.

Финансовый управляющий М.Н.М. и М.А.М.ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Миллеровского района с заявлениями о выкупе земельных участков с к.н. , , , и ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Миллеровского района был дан отказ в выкупе на том основании, что право аренды указанных земельных участков включено в конкурную массу М.Н.М., М.А.М., в связи с этим продажа невозможна. Административные истцы считают решения об отказе в выкупе М.А.М. и М.Н.М. земельных участков с к.н. , , незаконными, поскольку в решениях об отказе не содержится ни одно из оснований для отказа, приведённых в ст. 39.16. 39.17 ЗК РФ.

Согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к обязанностям арбитражного управляющего относится формирование конкурной массы должника с целью удовлетворения требований кредиторов, включенных на основании судебных актов, в реестр требований должника.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретённое после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу.

В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 213.25 Закона о банкротстве, все права в отношении имущества, составляющего конкурную массу, в том числе на распоряжении им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина ведёт в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина.

В ходе рассмотрения дела представителем административных истцов требования административного иска были уточнены и согласно новой редакции административные истцы в лице финансового управляющего просили суд: признать решение Администрации Миллеровского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе финансовому управляющему М.А.М. в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами : ; незаконным и обязать отраслевой орган Администрации Миллеровского района, а именно, Комитет по управлению имуществом Миллеровского района передать в собственность М.А.М. (<данные изъяты>) в лице финансового управляющего, путем заключения с М.А.М.:

- договора купли-продажи 1/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенным по адресу: западнее б. Мужичья Миллеровского района Ростовской области, площадью 891421 кв.м.;

договора купли-продажи 1/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: западнее б. Мужичья ФИО6<адрес>, площадью 1408169 кв.м.;

- договора купли-продажи 1/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: балка Мужичья, балка Куглая, Туриловское сельское поселение, в северо-восточной части кадастрового квартала, площадью 25 0000 кв.м.. на условиях, существовавших на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов;

признать решение Администрации Миллеровского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе финансовому управляющему М.Н.М. о выкупе земельных участков с к.н. : : : незаконным и обязать отраслевой орган Администрации Миллеровского района, а именно, Комитет по управлению имуществом Миллеровского района передать в собственность М.Н.М. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения; место рождения: г<данные изъяты> в лице финансового управляющего путем заключения с М.Н.М.:

-договора купли-продажи 4/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенным по адресу: западнее б. Мужичья Миллеровского района Ростовской области, площадью 891421 кв.м.;

договора купли-продажи 4/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: западнее б. Мужичья Миллеровского района Ростовской области, площадью 1408169 кв.м.;

- договора купли-продажи 4/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: балка Мужичья, балка Куглая, Туриловское сельское поселение, в северо-восточной части кадастрового квартала, площадью 25 0000 кв.м. на условиях, существовавших на момент подачи заявления от 14.05.2018 о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО13 поддержала требования административного иска и просила суд его удовлетворить в последней редакции. Доводы изложила в рамках административного иска. При этом обратила внимание, что договоры аренды заключались с М.Н.М., а М.А.М. и М.Н.М. являются его правопреемниками в силу того, что они вступили в наследство, и согласно свидетельствам о праве на наследство по закону права на наследственное имущество распределены в долях по 1/5 доли в праве за М.А.М., и 4/5 доли в праве за М.Н.М. Таким образом, в настоящий момент, исходя из правопреемства, арендная плата за пользование земельными участками производится в соответствующих долях. Договоры аренды, заключенные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пролонгированы, задолженности по внесению арендной платы не имеется. В последний раз арендная плата была произведена ДД.ММ.ГГГГ по новым ставкам с учетом уведомлений об изменении арендной платы на 2018г. Представитель административных истцов также обратила внимание, что земельные участки используются по целевому назначению более трёх лет. Представитель административных истцов считает, что решения Администрации Миллеровского района об отказе в выкупе земельных участков без проведения торгов не законны, поскольку в них не приведены основания, предусмотренные ст. 39.16 ЗК РФ. В данном случае Администрация Миллеровского района вправе была руководствоваться ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» только лишь с целью проверки полномочия лица, подписавшего заявления на имя Главы Администрации Миллеровского района – финансового управляющего Х.Р.И., который действовал строго в рамках своих полномочий как финансовый управляющий М.Н.М., М.А.М. Его задачей является выявление и формирование конкурсной массы банкротов с целью удовлетворения требований кредиторов. Именно финансовый управляющий вправе распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу. и совершать сделки, а также вести дела в судах от имени физических лиц-банкротов. Право выкупа земельных участков без проведения торгов предусмотрено действующим законодательством. Все документы были предоставлены в Администрацию Миллеровского района, следовательно, Администрация Миллеровского района была обязана предоставить земельные участки для выкупа М.Н.М. и М.А.М.

Также, представитель административных истцов, уточняя требования административного иска, сослалась на Положение о Комитете по управлению имуществом Миллеровского района, согласно которому Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации Миллеровского района, представляет интересы муниципального образования «Миллеровский район» как собственника муниципального имущества и осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Миллеровского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции.

Представитель административного ответчика Администрации Миллеровского района С.О.А. возражала против удовлетворения административного иска на том основании, что решения об отказе законно и в данном случае, при принятии решений об отказе, Администрация Миллеровского района руководствовалась именно требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», полагая, что имущество банкротов подлежит реализации на торгах.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Миллеровского района Ж.Е.В. не признала требования административного иска и пояснила суду, что земельные участки могут быть проданы только с торгов, так как заявители-банкроты, и все их имущество должно быть включено в конкурную массу, а особенностью реализации имущества банкротов, включенного в конкурсную массу, является то, что оно должно осуществлять на торгах. Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом Миллеровского района, сделки по реализации имущества, в том числе, по купле-продаже земельных участков, осуществляется Комитетом по управлению имуществом.

Выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.(пп. 26 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления ответчик должен возвратить истцу заявление, если оно не соответствует положениям пункта 1 указанной статьи, или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 указанной статьи. При этом ответчиком должны быть указаны причины возврата заявления.

Согласно требованиям п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как следует из пункта 1 статьи 213.25 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Согласно пункту 5 указанной статьи с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Согласно пункту 6 указанной статьи финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина: распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях; открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях; осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников; ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Гражданин также вправе лично участвовать в таких делах.

При рассмотрении административного дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района и М.Н.М. заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок пашни из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенный западнее балки Мужичья Миллеровского района Ростовской области для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью: 1489000кв.м. Срок аренды установлен до 06.08.2017 (л.д. 149-166).

Между Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района и М.Н.М.ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок пашни из сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: , расположенный западнее б. Мужичья Миллеровского района Ростовской области, для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемому к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей 901000 кв.м. Срок аренды участка установлен с 11.03.2008 по 10.03.2018 (л.д.167-187).

Между Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района и М.Н.М.ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , местоположение: Ростовская область, Миллеровский район, балка Мужичья, балка Круглая, Туриловское сельское поселение, в северо-восточной части кадастрового квартала, для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемому к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 250000 кв.м. срок аренды участка установлен с 09.11.2010 по 09.11.2020 (л.д. 188-207).

После смерти М.Н.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, его наследникам М.А.М., М.Н.М. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону (61 от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым они унаследовали на вышеперечисленные участки с к.н. : право аренды в долях, а именно, 1/5 доли в праве аренды на земельные участки за М.А.М., 4/5 доли в праве на аренды на земельные участка за М.Н.М.

Согласно сведениям из ЕГРН на земельные участки с к.н. ; от ДД.ММ.ГГГГ, указан вид разрешённого использования земельного участка – для сельскохозяйственного производства. Зарегистрировано обременение в виде аренды и указаны лица, в пользу которых установлено ограничение прав и обременение объекта - М.А.М., М.Н.М. (л.д.46-54).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу А53-24373/2016 М.А.М. признана несостоятельным (банкротом), в отношении неё введена процедура - реализация имущества должника. А также решением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу А53-26467/2014 М.Н.М. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализация имущества должника (л.д. 39-45).

Согласно протоколу собрания кредиторов М.А.М. от ДД.ММ.ГГГГ на собрании кредиторов должника М.А.М., конкурсным кредитором был поставлен дополнительный вопрос в повестку дня об осуществлении выкупа земельных участков, находящихся у М.А.М. праве аренды в размере 1/5 доли в праве на земельные участки с к.н. , , , и по данному вопросу было принято положительное решение (л.д.109).

Из протокола собрания кредиторов ИП М.Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на собрании кредиторов должника М.Н.М. Mиxaйловича конкурсным кредитором был поставлен дополнительный вопрос в повестку дня об осуществлении выкупа земельных участков, находящихся у ФИО8 на праве аренды в размере 4/5 доли в праве на земельные участки сельскохозяйственного назначения с к.н. , , , и по данному вопросу также было принято положительное решение. ( л.д. 103).

Финансовый управляющий М.Н.М. и М.А.М. - Х.Р.И.ДД.ММ.ГГГГ обратился на имя Главы Администрации Миллеровского района с заявлениями о приобретении прав на земельные участки с к.н. , , без проведения торгов на основании п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ ( л.д. 21, 22, 23, 24, 25,26).

Администрацией Миллеровского района в лице первого заместителя главы ДД.ММ.ГГГГ финансовому управляющему Х.Р.И. было отказано в выкупе вышеуказанных земельных участков без проведения торгов на том основании, что особенности реализации имущества гражданина, включенного в конкурную массу, установлены ст. 213.26 Закона о банкротстве, в соответствии с которой имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве ( л.д. 97-98, 99-100).

Суд, оценив собранные по делу доказательства и установив приведённые выше обстоятельства, приходит к выводу, что договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были заключены между Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района и М.Н.М., правопреемниками которого являются М.А.М. (1/5 доли в праве) и М.Н.М. (4/5 доли в праве). На момент обращения финансового управляющего от имени М.Н.М. и М.А.М. с заявлениями о приобретении прав на земельные участки с к.н. ; ; без проведения торгов на имя Главы Администрации Миллеровского <адрес> договоры аренды являлись действующими. Земельные участки находятся в законном арендном пользовании заявителей в течение соответствующего периода, с учетом целевого назначения земельных участков, чем обусловлено их исключительное право на приобретение имущества в собственность.

При этом суд обращает внимание на соблюдение со стороны административных истцов установленного законодательством порядка инициирования процедуры выкупа земельных участков, предоставления документов, необходимых для оказания соответствующей услуги.

При этом суд принимает во внимание положения ст. 213.25 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой от имени гражданина все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, осуществляются только финансовым управляющим.

Основания, приведённые в решениях Администрации Миллеровского района об отказе в заключении договоров купли-продажи указанных выше земельных участков без проведения торгов, являются не обоснованными.

У административного ответчика законных оснований для отказа, по мнению суда, не имелось. Исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в ст. 39.16 ЗК РФ.

Вместе с тем, как видно из решений об отказе, ссылки на соответствующие пункты ст. 39.16 ЗК РФ не приведены. Данное обстоятельство подтверждено и представителем административного ответчика в судебном заседании. При этом она обратила внимание, что, по мнению Администрации Миллеровского района, основания отказа мотивированы ссылкой на ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако, суд приходит к выводу, что данная позиция административного ответчика не основана на материальных нормах права, и при указанных выше обстоятельствах требования ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не подлежат применению.

Также суд не может согласиться и с тем доводом стороны административного ответчика, что М.Н.М. и М.А.М. допустили просрочку арендной платы за второй квартал 2018г., поскольку на момент их обращения в лице финансового управляющего в Администрацию Миллеровского района задолженности по арендной плате за пользования земельными участками не имелось.

При таких обстоятельствах суд считает решения от 14.06.2018 незаконными, вследствие чего, требования административного иска об обязании заключить с административными истцами договоров купли-продажи указанных выше земельных участков без проведения торгов, являются законными и обоснованными.

Руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст.ст. 39.3, 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ, ст. 213.25 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002г.«О несостоятельности (банкротстве)», ст. 175-180, 218-228 КАС РФ,

р е ш и л :

Административный иск М.Н.М., М.А.М. в лице финансового управляющего Х.Р.И. к Администрации Миллеровского района, заинтересованное лицо Комитет по управлению имуществом Миллеровского района о признании решений Администрации Миллеровского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами , ; незаконными и обязании предоставить финансовому управляющему право выкупа земельных участков с к.н.: , ; на условиях, существовавших на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов – удовлетворить в полном объеме.

Признать решение Администрации Миллеровского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе финансовому управляющему М.А.М. в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами ; ; - незаконным.

Обязать отраслевой орган Администрации Миллеровского района, а именно, Комитет по управлению имуществом Миллеровского района передать в собственность М.А.М.<данные изъяты> в лице финансового управляющего, путем заключения с М.А.М.:

- договора купли-продажи 1/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенным по адресу: западнее б. Мужичья Миллеровского района Ростовской области, площадью 891421 кв.м.;

договора купли-продажи 1/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: западнее б. Мужичья ФИО6 района Ростовской области, площадью 1408169 кв.м.;

- договора купли-продажи 1/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: балка Мужичья, балка Куглая, Туриловское сельское поселение, в северо-восточной части кадастрового квартала, площадью 25 0000 кв.м.. на условиях, существовавших на момент подачи заявления от 14.05.2018 о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов.

Признать решение Администрации Миллеровского района от 14.06.2018 об отказе финансовому управляющему М.Н.М. о выкупе земельных участков с к.н. : ; ; - незаконным.

Обязать отраслевой орган Администрации Миллеровского района, а именно, Комитет по управлению имуществом Миллеровского района передать в собственность М.Н.М.<данные изъяты>) в лице финансового управляющего, путем заключения с М.Н.М.:

-договора 4/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенным по адресу: западнее б. Мужичья Миллеровского района Ростовской области, площадью 891421 кв.м.;

договора купли-продажи 4/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: западнее б. Мужичья ФИО6<адрес>, площадью 1408169 кв.м.;

договора купли-продажи 4/5 доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: балка Мужичья, балка Куглая, Туриловское сельское поселение, в северо-восточной части кадастрового квартала, площадью 25 0000 кв.м. на условиях, существовавших на момент подачи заявления от 14.05.2018 о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение одного месяца с даты составления решения в окончательной форме. Полный текст решение будет изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Бугаева

решение в окончательной

форме составлено 13.07.2018