Дело № 2а-1211/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 октября 2018 года г. Троицк Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего: Панасенко Е.Г., при секретаре: Таранюк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, в целях исполнения и соблюдения норм Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12 января 1996 года №8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», обратился с административным исковым заявлением к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по созданию специализированной службы, реализующей полномочия по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; о принятии муниципального локального акта, регламентирующего организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Троицкого муниципального района Челябинской области (л.д. 3, 4, 74, 75). В судебном заседании административный истец прокурор Троицкого муниципального района Челябинской области участвовал, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель административного ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области - ФИО1, действующая на основании доверенности от 09 января 2018 года (л.д. 22), представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 81), в судебном заседании участвовала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснила, что в настоящее время муниципальный локальный акт, регламентирующий организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Троицкого муниципального района Челябинской области, разработан, готовится к принятию. Отметила, что на территории Троицкого муниципального района Челябинской области деятельность в сфере похоронного дела осуществляют: ритуальное агентство «РИТУАЛ» (ИП ФИО2) и ритуальное агентство «Упокоение» (ИП ФИО3). В материалы административного дела представлен отзыв (л.д. 23, 24, 69, 70). Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав доказательства, суд решил административные исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст. 219 КАС РФ). Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2)соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Основанием к удовлетворению административного искового заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является одним из вопросов местного значения городского округа, то есть вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется как населением, так и органами местного самоуправления. Судом достоверно установлено, что в настоящее время органами местного самоуправления Троицкого муниципального района Челябинской области, не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Однако, организация ритуальных услуг, исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах, а также с учетом численности населения Троицкого муниципального района Челябинской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами. В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению утверждена распоряжением администрации от 28 февраля 2018 года № 103-р по согласованию с начальником УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области, заместителем министра социальных отношений Челябинской области, заместителем управляющего ОПФР по Челябинской области, директором филиала № 10 ГУ -Челябинского РО Фонда социального страхования РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: Пенсионного фонда; федерального бюджета; Фонда социального страхования; бюджета субъекта Российской Федерации (л.д. 28-30). На территории Троицкого муниципального района Челябинской области деятельность в сфере похоронного дела осуществляют: ритуальное агентство «РИТУАЛ» (ИП ФИО2); ритуальное агентство «Упокоение» (ИП ФИО3). Отношения в сфере погребения и похоронного дела на территории Троицкого муниципального района Челябинской области в настоящее время регулируются постановлением администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 23 декабря 2014 года № 1257 «Об утверждении порядка возмещения стоимости услуг по погребению, назначению и выплате социального пособия по погребению на территории Троицкого муниципального района», постановлением Правительства Челябинской области от 20 июня 2012 года № 333-П «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги «Назначение и выплата социального пособия на погребение, возмещение стоимости услуг по погребению» и внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 18 декабря 2008 года № 410-П» (л.д. 25-27). Представителем административного ответчика отмечено, что ранее организация ритуальных услуг на территории Троицкого муниципального района Челябинской области осуществлялась в соответствии с Межведомственным порядком взаимодействия по транспортированию умерших (останков умерших) или погибших от места смерти, гибели или обнаружения к месту вскрытия и хранения от 31 января 2017 года. С целью захоронения невостребованных (неопознанных) тел умерших, поступивших в морг г. Троицка Челябинской области, администрация сообщала о необходимости произвести захоронение организациям осуществляющим свою деятельность в сфере похоронного дела на территории Троицкого муниципального района Челябинской области. Указанные организации в свою очередь осуществляют захоронение на территории кладбища г. Троицка Челябинской области. При Главном управлении юстиции Челябинской области в 2017 году была создана рабочая группа с участием представителей Прокуратуры Челябинской области, в целях разработки модельного положения регламентирующего организацию ритуальных услуг муниципальными образованиями Челябинской области. Администрацией Троицкого муниципального района Челябинской области указано, что до настоящего времени модельное положение не разработано, в связи с чем, администрацией Троицкого муниципального района Челябинской области разработан проект решения Собрания депутатов Троицкого муниципального района «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Троицкого муниципального района» и проект названного Положения (л.д. 82-104). 16 октября 2017 года в адрес администрации Троицкого муниципального района Челябинской области прокурором Троицкого муниципального района Челябинской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором прокурор требовал предпринять меры по нормативно-правовому регулированию организации похоронного дела, а также по созданию специализированной службы, оказывающей услуги по погребению умерших на территории Троицкого муниципального района Челябинской области (л.д. 6, 7). В ответе на представление прокурора Троицкого муниципального района Челябинской области главой администрации 16 ноября 2017 года содержится информация о том, что нормативный правовой акт, регламентирующий организацию ритуальных услуг, разрабатывается. В ответе также указано на то, что гражданам района в достаточной мере обеспечивается предоставление услуг по погребению умерших :-территории Троицкого муниципального района иными организациями, чем гарантируются права жителей района на надлежащее оказание ритуальных услуг. Жалоб от населения Троицкого муниципального района Челябинской области в администрацию на нарушения прав, либо на ненадлежащую организацию ритуальных услуг содержание мест захоронения, не поступало (л.д. 8-10). Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию на территории муниципального района специализированной службы. Доводы прокурора Троицкого муниципального района Челябинской области о разработки муниципального локального акта, регламентирующего организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Троицкого муниципального района Челябинской области заслуживают внимания, так как в настоящее время положение не утверждено, в связи с чем данные административные требования подлежат удовлетворению, с возложением обязанности на административного ответчика утвердить Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Троицкого муниципального района Челябинской области. Руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить частично. Возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность принять муниципальный локальный акт, регламентирующий организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Троицкого муниципального района Челябинской области. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд Челябинской области. Председательствующий: |