ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1212/2022 от 12.05.2022 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-1212/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 мая 2022 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ручушкиной Г.В.,

при секретаре Нужиной М.В.,

с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Алтыншина А.Г.,

представителя административного ответчика – Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Батраковой Н.В., по доверенности,

административных ответчиков: Халиуллиной А.И., Ручушкина О.М., Халиуллиной-Копытовой И.Р. представителя заинтересованного лица МКУ Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ Копылова М.О., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1212/2022 по административному исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора РБ, действующего в интересах государства, к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ, директору МАУДО детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ Ручушкину Олегу Михайловичу, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №8 г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ, директору МОБУ СОШ №8 г. Белорецк Халиуллиной Альфире Исмагиловне, заместителю начальника МКУ Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ Халиуллиной-Копытовой Ильмире Рафаэлевне о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Белорецкий межрайонный прокурор РБ Валиков М.С., действующий в интересах государства, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №8 г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ о признании действий незаконными.

В обоснование заявленных требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой в рамках п. 2 долгосрочного плана мероприятий прокуратуры республики Башкортостан по противодействию коррупции на 2021-2025 годы проведена проверка исполнения названного законодательства. Выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального района Белорецкий район РБ и ее подведомственных организациях. В этой связи 17.02.2022 года главе администрации внесено представления об устранении нарушений законодательства. Однако 15.03.2022 года требования представления отклонены. Считает, что позиция ответчика выстроена на неправильном толковании норм права. Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 23.07.2020 № 759 утверждено положение о порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации. Как следует из содержания ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным учреждением. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются органом местного самоуправления. Понятие подведомственности закреплено в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Прокурорской проверкой установлено, что администрация муниципального района Белорецкий район РБ является учредителем: МКУ «Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ», МОБУ СОШ №8 г. Белорецк, МАУ ДО детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии г. Белорецк. 04.01.2003 года на должность директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецк назначена Халиуллина А.И., на которую должностной инструкцией возложена обязанность по выполнению антикоррупционных мероприятий, а также ответственность за отказ от выполнения распоряжений органов управления образования. Согласно должностной инструкции Халиуллиной А.И. занимаемая ею должность отнесена к категории руководителей. 15.09.2021 года на должность заместителя начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» переведена дочь Халиуллиной А.И. – Халиуллина-Копытова И.Р. Согласно должностной инструкции Халиуллиной–Копытовой И.Р. занимаемая ею должность отнесена к категории руководителей. В должностные обязанности входит проведение тематических проверок образовательных учреждений района, изучение соответствия их деятельности законодательству в сфере образования, выявление соответствующих нарушений и принятие мер по их устранению, оценка результатов деятельности руководителей образовательных учреждений, внесение предложений о их поощрении, наказании, премировании, награждении, соблюдении установленных законом запретов и ограничений. Изложенное свидетельствует о возможном возникновении конфликта интересов у Халиуллиной А.И и Халиуллиной-Копытовой И.Р., однако соответствующих письменных сообщений главе администрации о возникновении личной заинтересованности от указанных лиц не поступало. Между тем, приказом начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» № 131 от 02.03.2021 ответственным за профилактику коррупционных правонарушений назначен специалист по охране труда Никитин В.В., на которого возложена обязанность по организации обучающих мероприятий, индивидуальному консультированию работников в данном вопросе. Согласно служебной записке Никитина В.В. на имя начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» Ульдановой Ч.М. от 13.09.2021 им проведена проверка в отношении Халиуллиной-Копытовой И.Р. с целью оценки серьезности возникших для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов, сделан вывод о возникновении конфликта интересов и предложено принять добровольный отказ Халиуллиной-Копытовой И.Р. от решения вопросов, которые могут оказаться под влиянием конфликта интересов. На указанных основаниях, начальником МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» издан приказ №503 от 14.09.2021, которым конфликт интересов разрешен путем принятия данного добровольного отказа. Как следует из содержания п.п. 15-18 постановления администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 23.07.2020 № 759, рассмотрение уведомлений о возникновении конфликта интересов отнесено к исключительной компетенции администрации муниципального района Белорецкий район РБ по рассмотрению уведомлений руководителей подведомственных организаций о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. По итогам данного рассмотрения, комиссия принимает одно из трех императивно установленных решений, которое направляет в адрес главы администрации, уполномоченного на принятие итогового решения о судьбе рассмотренного на комиссии лица. В этой связи МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» меры и правовой акт приняты с нарушением формы, порядка и установленной компетенции. Подобные нарушения выявлены в МАОУ ДО центр туризма г. Белорецк. В соответствии с распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ №30 от 26.10.2009 на должность директора названного учреждения назначен Ручушкин О.М. Согласно должностной инструкции, на него возложены обязанности по предотвращению коррупционных правонарушений, в первую очередь – конфликта интересов, сообщение работодателю о фактах таких нарушений. Кроме того, Ручушкин О.М. наделен право распоряжаться бюджетными средствами и формировать фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующие части, устанавливать размеры доплат, надбавок, премий и других выплат, стимулирующего характера, давать обязательные к исполнению указания подчиненным работникам. Согласно приказу №25 от 06.03.2014 сын Ручушкина О.М. – Ручушкин А.О. принят им на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части. Согласно приказу №18 от 08.04.2019 жена Ручушкина О.М. – Ручушкина В.Ф. принята им на должность старшего методиста. На протяжении 2021 года Ручушкиным О.М. неоднократно издавались приказы о выплатах стимулирующего характера Ручушкину А.О. Изложенное свидетельствует о возможном возникновении конфликта интересов у Ручушкина О.М., Ручушкина А.О., Ручушкиной В.Ф., однако соответствующего письменного сообщения главе администрации о возникновении личной заинтересованности от Ручушкина О.М. не поступало. Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район РБ №611 от 24.09.2021 утвержден план противодействия коррупции в муниципальном районе на 2021-2022 годы. Согласно п. 4 указанного плана, отделу кадров и юридическому отделу порчены мероприятия практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов. Согласно п.п. 6, 8, 21, 22 плана отделу кадров поручено проведение анализа соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечение применения к ним мер ответственности по фактам нарушения таких запретов и ограничений, организация и обеспечение работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, проведения в них соответствующих проверок. Между тем, перечисленные мероприятия ответственными подразделениями администрации не исполнены, что повлекло выявленные прокурорской проверки нарушения.

Просит признать незаконными действия администрации муниципального района Белорецкий район РБ, выразившиеся в отказе от привлечения к ответственности Халиуллиной А.И., Халиуллиной-Копытовой И.Р., Ручушкина О.М. за совершение ими коррупционных правонарушений. Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ рассмотреть вопрос привлечения к ответственности Халиуллиной А.И., Халиуллиной-Копытовой И.Р., Ручушкина О.М. за совершение ими коррупционных правонарушений. Признать незаконными действия администрации муниципального района Белорецкий район РБ, выразившиеся в отказе: проведения мониторинга практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов; проведения анализа соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечения применения к ним мер ответственности по фактам нарушения таких запретов и ограничений, организации и обеспечения работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, проведения в них соответствующих проверок. Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ провести мониторинг практики применения нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупционных факторов; провести анализ соблюдения запретов и ограничений руководителями подведомственных учреждений, обеспечить применение к ним мер ответственности по факту нарушения таких запретов и ограничений, организовать и обеспечить работы по предупреждению коррупции в подведомственных учреждениях, провести в них соответствующие проверки. Признать незаконным бездействие директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецка Халиуллиной А.И., выразившиеся в не направлении в администрацию муниципального района Белорецкий район РБ уведомления о конфликте интересов. Обязать директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецка Халиуллину А.И. направить в адрес администрации муниципального района Белорецкий район РБ уведомление о конфликте интересов. Признать незаконным бездействие директора МАОУ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкина О.М., выразившиеся в не направлении в адрес администрации муниципального района Белорецкий район РБ уведомления о конфликте интересов. Обязать директора МАОУ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкина О.М. направить в адрес администрации муниципального района Белорецкий район РБ уведомления о конфликте интересов.

Помощник Белорецкого межрайонного прокурора Алтыншин А.Г. в судебном заседании доводы, указанные в административном исковом заявлении поддержал, просил заявленные прокурором требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального района Белорецкий район РБ Батракова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании показала, что администрация муниципального района возражает против административного искового заявления, поданного Белорецким межрайонным прокурором. Во-первых, ситуацию конфликта интересов регулирует закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции», где содержатся основные нормы и моменты урегулирования этого вопроса. В законе описана ситуация, при которой может возникнуть конфликт интересов и порядок действия, который должен соблюдать должностное лицо при урегулировании данного момента. Кроме того, имеется Указ Президента РФ от 01 июля 2010 года №821, в котором разработано положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов. В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами Администрацией муниципального района разработано два документа: Распоряжение № 767р от 27 июля 2020 года «О комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей организаций, подведомственных администрации муниципального района Белорецкий район РБ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» и Постановление № 759 от 23 июля 2020 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». В распоряжении указано, каким образом руководители подведомственных учреждений должны уведомлять своего прямого работодателя или руководителя о возникновении конфликта интересов. В положении утвержден порядок рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных Администрации. Данный нормативно-правовой акт говорит, что руководитель обязан сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении своих должностных обязанностей, который может привести к конфликту интересов. Данные нормативно-правовые акты касаются только руководителей, подведомственных Администрации учреждений. В Трудовом кодексе РФ дано определение, кто является руководителем организации. Во-вторых, МКУ «Управление образования» является подведомственным Администрации учреждением, руководителем которого на данный момент является Ульданова Ч.М. В случае возникновения у нее конфликта интересов либо возможного конфликта интересов, она должна уведомить Администрацию, как ее прямого работодателя, с которым у нее заключен трудовой договор. Кроме того, в МКУ «Управление образования» приняты нормативно-правовые акты, косаемые противодействию коррупции. Непосредственно первый документ, это Устав, в котором говориться, что все локальные правовые акты, принятые в отделе образования, обязательны для исполнения всех муниципальных образовательных учреждений, коллегиальными органами управления, должностными лицами и работниками Управления образования. На основании закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в МКУ «Управлении образования» разработано и утверждено Положение «О конфликте интересов» приказом № 567 от 24 декабря 2020 года. Данное положение распространяется на всех лиц, являющихся работниками организации, и находящихся с ней в трудовых отношениях с руководителем МКУ «Управление образования», независимо от занимаемой должности. Лица, привлеченные к рассмотрению административного дела, состоят непосредственно в трудовых отношениях с руководителем МКУ «Управление образования», это: Ручушкин О.М.. Халиуллина-Копытова И.Р. и Халиуллина А.И. Данные лица в трудовых отношениях с главой Администрации муниципального района Белорецкий район РБ не состоят, и уведомление о конфликте интересов или о возможной ситуации, которая может привести к конфликту интересов, согласно законодательству не должны направлять главе Администрации муниципального района Белорецкий район РБ. Для этого у них есть начальник МКУ «Управления образования», который является их непосредственным руководителем, состоящим с ними в трудовых отношениях. По вопросу конфликта интересов между заместителем начальника «Управления образования» Халиуллиной-Копытовой И.Р. и Халиуллиной А.И. – директором МОБУ СОШ №8 г. Белорецка, пояснила, что когда Халиуллина-Копытова И.Р. была переведена на должность заместителя начальника «Управления образования», ею было подано Уведомление о возникновении ситуации, которая может привести к конфликту интересов. В соответствии с локальными нормативно-правовыми актами, принятыми в МКУ «Управление образования», данное уведомление было рассмотрено, по итогам которого принято решение, что если возникнет такая ситуация, что Халиуллиной-Копытовой И.Р. нужно будет приять решение, косаемое МОБУ СОШ №8 г. Белорецка, она не будет иметь решающего мнения, то есть от такой ситуации отстраниться, и начальник МКУ «Управление образования» примет соответствующее решение. Соответственно данная ситуация, которая могла бы привести к конфликту интересов, была урегулирована в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми и в Администрации и в отделе образования. Затем сотрудники прокуратуры после беседы с Халиуллиной-Копытовой И.Р. настоятельно рекомендовали ей подать уведомление в Администрацию, что было ею сделано. Администрация муниципального района Белорецкий район РБ данное уведомление не рассмотрело, и было направлено письмо, в котором разъяснено, что Халиуллина-Копытова И.Р. не является тем должностным лицом, в отношении которого администрация может рассматривать уведомление. В должностной инструкции Халиуллиной-Копытовой И.Р. указано, что она относится к категории руководителей, но она не является руководителем этого учреждения. Руководитель МКУ «Управления образования» Ульданова Ч.М. – это то лицо, чье уведомление может рассмотреть администрация. Считает, что администрация и отдел образования приняли все исчерпывающие меры урегулирования этой ситуации. Уведомление должно подаваться высшим должностным лицом, у которого может возникнуть конфликт интересов. В ситуации между Халиуллиной А.И и Халиуллиной-Копытовой И.Р. высшим должностным лицом является Халиуллина-Копытова И.Р., которая направила такое уведомление. Халиуллина А.И. не может принимать каких-либо решения в отношении Халиуллиной –Копытовой И.Р., поэтому от Халиуллиной А.И. таких уведомлений не требуется. В отношении Ручушкина О.М., от него никаких уведомлений администрация не получала. Просит в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать.

Административный ответчик и представитель Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ (далее МАУДО детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка МР Белорецкий район РБ) Ручушкин О.М. в судебном заседании показал, что в начале апреля 2022 года им было подано уведомление в Администрацию, но в принятии отказали, так как он не является лицом, в отношении которого рассматривается данный вопрос. Тогда он подал уведомление начальнику МКУ «Управление образования» Ульдановой Ч.М.. Перед тем, как его сын – Ручушкин А.О. был устроен на должность его заместителя по административно-хозяйственной части, он уведомил устно начальника МКУ «Управления образования» в то время Саранцеву М.В. и уведомил Наблюдательный совет, который является контролирующим органом учреждения, о чем суду был представлен протокол о том, что его сын не может участвовать в мероприятиях, где может возникнуть конфликт интересов. Наблюдательный совет вписан в Устав учреждения и утвержден постановлением администрации. При этом, его сын продолжает работать на данной должности. Кроме того, его супруга является старшим методистом муниципального опорного центра, но не находится в его прямом подчинении, ибо находится в подчинении директора по учебной работе. Муниципальный опорный центр фактически работает на район, ведет работу по дополнительному образованию. В МАУ ДО центр туризма имеется нормативный акт по разрешению конфликта интересов – это Положение «О противодействии коррупции», по которому он как руководитель при возникновении конфликта интересов должен подать уведомление в МКУ «Управление образования». В 2014 году начальник МКУ «Управления образования» являлся членом Наблюдательного совета. В организации создана комиссия по выплате материального стимулирования. Комиссия по определенным критериям назначает премию, которая выплачивается всем работникам. При этом, он влияние на комиссию не имеет. Просит в удовлетворении административных требований отказать.

Административный ответчик и представитель Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №8 г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ Халиуллина А.И. в судебном заседании показала, что когда назначался заместитель начальника МКУ «Управления образования» то ее мнения не спрашивали. Между тем, она в феврале 2022 года написала уведомление и направила в Администрацию муниципального района, но брать его не хотели, так как по их Положению она такое уведомление не должна писать. До настоящего времени никакого ответа она не получила. Она как руководитель школы подчинена начальнику МКУ «Управления образования» Ульдановой Ч.М. Считает, что в данной ситуации не может быть конфликта интересов, так как все приказы, поступающие в школу, подписаны Ульдановой Ч.М. При этом, начальнику МКУ «Управления образования» она никакого уведомления о наличии конфликта интересов не направляла. Просит в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Административный ответчик – заместитель начальника МКУ «Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ» Халиуллина-Копытова И.Р. в судебном заседании показала, что ею непосредственно начальнику МКУ «Управления образования» было подано уведомление (перед назначением на должность в сентябре 2021 года) о возможном конфликте интересов. Данное уведомление рассматривалось лицом в соответствии с Законом «О противодействии коррупции». Было вынесено решение о том, что она добровольно отказывается от принятия решений, косаемых МОБУ СОШ №8 г. Белорецка. После беседы с работниками прокуратуры, ей было предложено направить уведомление в администрацию муниципального района. Она подала аналогичное уведомление в администрацию, на что был дан ответ, что администрация не считает ее сотрудником администрации, в отношении которого может быть решен данный вопрос, так как она не является руководителем учреждения. Дополнительно пояснила, что Халиуллина А.И. не влияет на принятие ею решений, потому, что два разных юридических лица. В ее должностные обязанности входит методическая помощь школам, как лучше работать. В части премирования и награждения она участия не принимает. Должностную инструкцию утверждает начальник МКУ «Управления образования». Просит в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – Муниципального казенного учреждения «Управления образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» (далее МКУ «Управление образования МР Белорецкий район РБ») Копылов М.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании показал, что по первому пункту административного искового заявления неоднократно Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ высказывал мнение о том, что вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, которые подчинены работодателю, является внутренней прерогативой работодателя. Таким образом, нельзя понудить ту или иную организацию или учреждение к принятию мер дисциплинарного воздействия в отношении тех лиц, к которым могли быть применены данные меры. Кроме того, в данном пункте говориться о совершении данными лицами коррупционного нарушения. Между тем, Халиуллина обратилась внутри МКУ «Управления образования» к должностному лицу, ответственному за проведение проверки на предмет наличия конфликта интересов, так и обратилась в Администрацию муниципального района с уведомлением о наличии у нее конфликта интересов. Все эти события имели место до предъявления административного иска в суд. При этом, в первом случае заявление о конфликте интересов, поданное работодателю МКУ «Управление образования», рассмотрено по существу и результат этого рассмотрения зафиксирован в приказе начальнику МКУ «Управления образования», которым разрешен этот конфликт интересов, в соответствии с Положением «О порядке разрешения конфликта интересов», которое действует в МКУ «Управление образования». Обращение, направленное в администрацию муниципального района, также получило логическое развитие, и администрация сообщила, что это не тот орган, в который необходимо обратиться с подобным уведомлением. Поэтому вопрос о наличии какого-либо коррупционного правонарушения с ее стороны не может быть. Халиуллина–Копытова И.Р. согласно должностной инструкции как заместитель начальника МКУ «Управления образования» имеет в силу своих должностных полномочий, так или иначе возможность воздействовать в рамках своих должностных обязанностей на те или иные процессы, которые связаны с деятельностью школы №8 г. Белорецка в целом и на директора школы Халиуллину А.И. в частности. Если обратиться к должностным полномочиям директора школы Халиуллиной А.И., то эти полномочия не позволяют ей воздействовать на принятие «Управлением образования» тех или иных решений, в том числе Халиуллиной-Копытовой И.Р. Вертикаль подчиненности явствует из Устава «Управления образования», где руководитель школы подчинен руководителю МКУ «Управление образования». Поэтому отсутствуют предпосылки возникновения конфликта интересов между Халиуллиной А.И. и Халиуллиной-Копытовой И.Р. В отношении Ручушкина О.М., пояснил, что исходя из Устава «Управления образования» и Устава «центра туризма», руководитель центра туризма напрямую Администрации не подчинен, а подчинен МКУ «Управлению образования». Таким образом, Ручушкин О.М. не является тем лицом, к которому подлежит применению Положение «О порядке рассмотрения уведомлений руководителей организаций, подведомственных Администрации МР Белорецкий район РБ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Отмечает, что внутри МКУ «Управления образования» нет локального акта, который регулировал бы вопросы, связанные с конфликтами интересов у руководителей, подведомственных ему образовательных организаций. Внутри МКУ «Управления образования» принято Положение о конфликте интересов, которое распространяется только на сотрудников МКУ «Управления образования». Поэтому у Ручушкина О.М. не было правового повода обращаться ни в Администрацию, ни в Управление образования, потому, что нет такого локального акта, по которому его к этому понуждал. Таким образом, единственный локальный акт, который регулирует действия Ручушкина О.М., это Положение о конфликте интересов, действующее внутри его организации, то есть внутри МАУДО центр туризма. Считает, что ни в действиях Халиуллиной А.И., ни в действиях Халиуллиной-Копытовой И.Р., ни в действиях Ручушкина О.М. не имеется события коррупционного правонарушения, за которое у Администрации муниципального района возникла бы обязанность рассматривать вопрос о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности, поэтому заявленные прокурором требования, не подлежат удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных и муниципальных служащих.

На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное вчасти 1 статьи 10настоящего Федерального закона, обязано уведомить впорядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 года № 821 утверждено Положение «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Исходя из пп. «а» п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 года № 821, рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов.

Распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ № 767р от 23.07.2020 года утверждено Положение о комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей организаций, подведомственных Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 23.07.2020 года № 759 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей организаций, подведомственных Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

На основании Указания Прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры Республики Башкортостан от 08 июля 2019 года № 146 «О совершении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, главами местных администраций» Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ в 2022 году проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении администрации муниципального района Белорецкий район РБ.

По результатам проведения проверки главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ внесено Представление от 17.02.2022 года об устранении нарушений федерального законодательства.

В ходе проведения проверки установлено, что 04.01.2003 года на должность директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецка назначена Халиуллина А.И. 15.09.2021 года на должность заместителя начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» переведена дочь Халиуллиной А.И. – Халиуллина-Копытова И.Р. По распоряжению главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ №30 от 26.10.2009 года на должность директора МАОУ ДО центр туризма г. Белорецк назначен Ручушкин О.М. Указанные должности отнесены к категории руководителей.

В ответ на представление, письмом от 14.03.2022 года Глава Администрации муниципального района Белорецкий район РБ сообщил, что рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Халиуллину А.И., Халиуллину-Копытову И.Р., Никитина В.В., Ручушкина О.М. не представляется возможным в связи с тем, что Администрация не является работодателем по отношению к вышеуказанным лицам.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Согласно данным, указанным в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что Администрация муниципального района Белорецкий район РБ является учредителем: МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ», МОБУ СОШ №8 г. Белорецк, МАУДО ДОО центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

На основании ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В силу положений ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Установлено, что 13.05.2019 года главой администрации муниципального района Белорецкий район РБ утвержден Устав муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ.

Исходя из положений п. 5.2 Устава единоличным исполнительным органом Управления образования является его руководитель, назначаемый и освобождаемый главой администрации муниципального района Белорецкий район РБ на основании распоряжения и заключенного с ним трудового договора.

В п. 5.5 Устава указаны функции и обязанности начальник Управления образования по организации и обеспечению деятельности Управления образования, в том числе: согласует с учредителем кандидатуры для назначения на должность руководителей подведомственной муниципальной образовательных организаций, назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных муниципальных организаций, заключает с ними трудовой договор; утверждает приказом должностные инструкции работников Управления образования и руководителей подведомственных образовательных организаций; контролирует выполнение руководителями муниципальных образовательных организаций трудовых обязанностей и ограничений, возложенных на них трудовым договором и действующим законодательством; осуществляет непосредственное руководство и разрешение текущих вопросов, связанных с деятельностью руководителей подведомственных организаций и анализ деятельности подведомственных организаций от имени учредителя.

Из представленных материалов установлено, что Приказом по ОНО г. Белорецка и Белорецкого района от 04.01.2003 года Халиуллина А.И. назначена директором МУ средняя (полная) общеобразовательная школа №8 г. Белорецка.

Согласно п. 4 Должностной инструкции директора образовательного учреждения МОБУ СОШ №8 г. Белорецк Халиуллиной А.И., утвержденной Приказом начальника МКУ «Управление образования МР Белорецкий район РБ» №366 от 21 июня 2021 года, руководитель должен предотвращать возможные коррупционные правонарушения, обязан уведомлять работодателя о факте совершения коррупционных правонарушений и возможном круге лиц, причастных к нему. Антикоррупционные мероприятия при приеме на работу. В первую очередь такие мероприятия направлены на предупреждение конфликта интересов, связанного с возможной подчиненностью родственников работника или членов его семьи, или участием родственников в принятии решений, способных принести работнику необоснованную материальную выгоду. Руководитель также имеет право на урегулирование конфликта интереса в своем образовательном учреждении.

На основании приказа №822 от 15.09.2021 года по МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ Халиуллина-Копытова И.Р. переведена с должности методиста методического отдела на должность заместителя начальника МКУ «Управления образования МР БР РБ».

Согласно п. 1.1, п. 1.3. Должностной инструкции заместителя начальника МКУ «Управления образования МР БР РБ», утвержденной приказом начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» № 480 от 03 сентября 2021 года заместитель начальника муниципального казенного учреждения «Управления образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» относится к категории руководителей и подчиняется начальнику Управления.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В связи с назначением на должность заместителя начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» Халиуллиной-Копытовой И.Р. на имя начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ» подано заявление, датированное 13.09.2021 года, в котором сообщено о возможном конфликте интересов в связи с наличием близких родственных отношений в директором МОБУ СОШ №8 г. Белорецка Халиулиной А.И.

В соответствии с п.4.10, п.4.10.2 Положения о конфликте интересов, утвержденного приказом №567 от 27.12.2020 года начальника МКУ «Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ», в случае если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его разрешения. Добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов.

Согласно приказу №503 от 14 сентября 2021 года «О разрешении конфликта интересов» начальник Управления образования разрешил конфликт интересов, сведения о котором раскрыты в заявлении Халиуллиной-Копытовой И.Р. от 13.09.2021 года путем добровольного отказа Халиуллиной-Копытовой И.Р. от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что конфликт интересов в отношении Халиуллиной-Копытовой И.Р. разрешен 14.09.2021 года с работодателем в силу положений ст. 20 Трудового кодекса РФ, так как при принятии на должность заместителя начальника МКУ «Управления образования МР Белорецкий район РБ» Халиуллина-Копытова И.Р. уведомила нанимателя – начальника МКУ «Управления образования МР Белорецкий район РБ» о конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Между тем, Халиуллина-Копытова И.Р. 21.02.2022 года обратилась к Главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ с Уведомлением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Из письма №01-09/589 от 22.02.202 года Администрации муниципального района Белорецкий район РБ видно, что на уведомление Халиуллиной –Копытовой И.Р. дан ответ, в соответствии с которым глава администрации указал, что уведомление не может быть рассмотрено, так как Халиуллина-Копытова И.Р. не является руководителем МКУ «Управления образования МР Белорецкий район РБ» и трудовой договор между ней и администрацией не заключен, поэтому действие Положения, утвержденного постановление Администрации от 23.07.2020 года №759, на нее не распространяется.

Поскольку администрация муниципального района Белорецкий район РБ не является работодателем Халиуллиной А.И. и Халиуллиной-Копытовой И.Р., соответственно нет оснований для направления уведомлений от указанных лиц в адрес администрации муниципального района Белорецкий район РБ о конфликте интересов, в связи с чем, заявленные административным истцом требования о признании незаконным бездействия директора МОБУ СОШ №8 г. Белорецк Халиуллиной А.И., выразившиеся в не направлении в администрацию муниципального района Белорецкий район РБ уведомления о конфликте интересов являются необоснованными.

Распоряжением администрации муниципального района Белорецкий район РБ №30 от 26 октября 2009 года Ручушкин О.М. назначен директором муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ.

Согласно Должностной инструкции руководителя учреждения дополнительного образования директора МА№ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкина О.М., утвержденного приказом начальника МКУ «Управление образования МР Белорецкий район РБ» № 358 от 21 июня 2021 года, директор учреждения дополнительного образования назначается и освобождается от должности начальником Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ. Директор дополнительного образования: решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с Уставом образовательного учреждения; осуществляет подбор и расстановку кадров; принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.

Из приказа №18 от 08.04.2019 года следует, что руководитель МАУ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкин О.М. переводом принял на работу в учреждение Ручушкину В.Ф. на должность старшего методиста.

Приказом № 25 от 06.03.2014 года директор МАОУ ДОД центр туризма г. Белорецк Ручушкин О.М. назначил на должность заместителя директора по АХЧ Ручушкина А.О.

Из показаний Ручушкина О.М. установлено, что Ручушкина В.Ф. приходится ему супругой, Ручушкин А.О. приходится ему сыном. Письменных уведомлений в адрес начальника МКУ «Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ» Ручушкиным О.М. не направлялось.

Приказом № 58 от 30.10.2020 года директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкина О.М. во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» создана конфликтная комиссия для разрешения конфликтной ситуации между участниками трудового процесса, а также утверждено Положение «О конфликтной комиссии МАУ До центр туризма г. Белорецк».

В соответствии с разделом 4 Положением «О противодействии коррупции в МАУ ДО центр туризма г. Белорецк», утвержденной директором МАУ ДО центр туризма г. Белорецк 25.11.2020 года, общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, осуществляет комиссия по противодействию коррупции.

Приказом №82 от 26.11.2020 года директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкина О.М. во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» создана комиссия по противодействию коррупции.

Из заявления от 26.11.2020 года видно, что Ручушкин А.О. в соответствии с Положением «О противодействии коррупции» сообщил о возможном конфликте интересов в связи с наличием близких родственных отношений с директором МАУ До центр туризма г. Белорецк Ручушкиным О.М.

Согласно протоколу №1 заседания комиссии по противодействию коррупции от 27 ноября 2020 года по МАУ ДОД оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ принято решение по заявлению заместителя директора по АХЧ Ручушкина А.О. об отказе участия в обсуждении и процессе решения по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов.

Из п. 1.2 Должностной инструкции старшего методиста муниципального опорного цента муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного директором МАУ ДО центр туризма г. Белорецк 08.09.2019 года, следует, что старший методист Муниципального опорного центра назначается приказом директора Учреждения, подчиняется заместителю директора по учебно-методической работе.

Таким образом, судом установлено, что старший методист Муниципального опорного центра не отнесен к категории руководителей учреждения.

При указанных обстоятельствах, учитывая то, что Ручушкин О.М. также не является должностным лицом Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, так как трудовые отношения заключены с МКУ «Управление образования МР Белорецкий район РБ», соответственно отсутствует основание для направления уведомления о наличии конфликта интересов в адрес Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, в связи с чем, суд находит административные исковые требования прокурора о признании незаконными бездействия директора МАУ ДО центр туризма г. Белорецк Ручушкина О.М., выразившиеся в не направлении в адрес администрации МР Белорецкий район РБ уведомления о конфликте интересов необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Между тем, административным истцом требования к МКУ «Управление образование муниципального района Белорецкий район РБ» не предъявлены.

Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №611 от 24.09.2021 года утвержден План противодействия коррупции в муниципальном районе Белорецкий район РБ на 2021-2022 годы.

Согласно п. 4 указанного Плана мероприятий, отдел муниципальной службы и кадров, юридический отдел должны проводить мониторинг законодательства и практики правоприменения нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики Башкортостан, в том числе с целью выявления и устранения коррупционных факторов.

В силу п. 6, п. 8, п. 21 Плана отделу муниципальной службы и кадров поручено постоянно: проведение анализа соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, должности руководителей муниципальных учреждений. Обеспечение применения предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Организация и обеспечение работы по предупреждению коррупции в подведомственных организациях и учреждениях.

Административным истцом заявлены требования о признании незаконными действий Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, выразившиеся в отказе проведения вышеуказанных мероприятий.

Кроме того, проведение в подведомственных учреждениях проверок соблюдения требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» согласно Плану мероприятий предусмотрено не режу 1 раз в 2 года. С момента утверждения данного плана от 24.09.2021 года прошло менее одного года, что свидетельствует о то, что срок выполнения данного мероприятия не прошел.

Между тем, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих невыполнение указанных выше мероприятий отделами Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, в связи с чем, заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Требования административного истца о признании незаконными действия администрации муниципального района Белорецкий район РБ, выразившиеся в отказе от привлечения к ответственности Халиуллиной А.И., Халиуллиной-Копытовой И.Р., Ручушкина О.М. также являются необоснованными, так как полномочий для привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности у Администрации муниципального района Белорецкий район РБ не имеется в силу действующего законодательства и указанных выше обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора РБ, действующего в интересах государства, к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ, директору МАУДО детский оздоровительный центр туризма, краеведения и экскурсий г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ Ручушкину Олегу Михайловичу, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №8 г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ, директору МОБУ СОШ №8 г. Белорецк Халиуллиной Альфире Исмагиловне, заместителю начальника МКУ Управления образования муниципального района Белорецкий район РБ Халиуллиной-Копытовой Ильмире Рафаэлевне о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2022 года.

Судья подпись Г.В. Ручушкина

...

...

...

...

...