ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1213/2023 от 25.12.2023 Жигулевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

25 декабря 2023 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Калгина В.И.,

при помощнике судьи Васильеве О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1213/2023 по административному иску Сулеймановой Е. В. к заместителю главы г.о.Жигулевск Бубенцеву Д.В., администрации г.о.Жигулевск об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

установил:

Сулейманова Е.В. обратилась в суд с настоящим административным иском, требуя признать незаконным ответ заместителя главы г.о. Жигулевск по строительству и имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии решения о предварительном согласовании предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию г.о. Жигулевск принять решение о предварительном согласовании предоставления истцу вышеуказанного земельного участка.

В обоснование административного иска указано, что на основании постановления администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в очередь на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность, на которые не разграничена на территории городского округа Жигулевск» она принята на жилищный учет и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, истица и ее бывший муж Сулейманов Н.Ш. поставлены на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести сформированный земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа Жигулевск. В последствии брак с фио1 был расторгнут, в связи с чем принято постановление администрации г.о.Жигулевск от «Об исключении из очереди на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа Жигулевск», а также внесены в реестр обращений граждан, имеющих троих и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированный земельный участок из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности по городскому округу Жигулевск». На основании п.6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле», истицей самостоятельно и за свой счет был сформирован земельный участок, площадью 1000 кв.м. в кадастровом квартале 63:02:0307008, по адресу: <адрес>, городской округ Жигулевск, <адрес>, в районе <адрес>, подготовлена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории. В марте 2023 года истица обратился в администрацию г.о.Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, сформированного за счет собственных средств, к которому приложила схему расположения земельного участка. На основании ответа от ДД.ММ.ГГГГ за К истице было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1000 кв.м. в кадастровом квартале 63:02:0307008, по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, в связи с нахождением сформированного участка в границах Национального Парка «Самарская Лука». Считает отказ администрации г.о.Жигулевск в предварительном согласовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства, незаконным и необоснованным, в связи с чем просит предъявленные ею требования удовлетворить в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> (л.д. 160-161).

Административный истец – Сулейманова Е.В., ее представитель-Назарова А.А., в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ранее представитель административного истца, в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, требования поддерживала, просила их удовлетворить в полном объеме (л.д. 109-110, 159).

Представитель административного ответчика – администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве требования административного иска не признал, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа Жигулевск поступило заявление Сулеймановой Е.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании п.6 ст.39.5 ЗК РФ, ч. 10 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле». В соответствии с п.п.2,3,4 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета М. Р. от к 1984 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». Национальный парк расположен, в том числе, в черте городского округа Жигулевск. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. В рамках рассмотрения заявления Сулеймановой Е.В., письмом от 13.2023 К администрация городского округа Жигулевск запросила в ЗУ «Национальный парк «Самарская Лука» сведения о том, расположен ли запрашиваемый земельный участок площадью 1000 кв. м, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, в границах национального парка «Самарская Лука». В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» сообщило, что земельный участок входит в границы Национального парка Самарская Лука», согласно действующему лесоустройству Национального парка земельный участок расположен в выделах 13, 19 квартала 61 Жигулевского участкового лесничества национального парка, по функциональному зонированию относится к рекреационной зоне. В соответствии с п.11, 11.3 Положения о национальном парке на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе рекреационная, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров. Согласно пп.в п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» рекреационная зона предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров. Для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, выделена зона хозяйственного назначения. Таким образом, представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Согласно п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Письмом от ДД.ММ.ГГГГК Сулеймановой Е.К. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства было отказано. Таким образом, органом местного самоуправления принято законное и обоснованное решение (л.д. 50-54).

Административный ответчик - заместитель главы г.о. Жигулевск Бубенцев Д.В., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном ранее письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, где также указал, что органом местного самоуправления принято законное и обоснованное решение об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 83).

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, в представленном ранее письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, где также указал, что земельный участок, площадью 1000 кв. м., находящийся в кадастровом квартале , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, входит в границы Национального парка «Самарская Лука» на основании Постановления Совета М. Р. от 28.04.1984г. «О создании национального парка «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета <адрес>Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» от 10.08.1984г. и Решения Исполнительного комитета <адрес>совета народных депутатов от 21.06.1989г. «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука». <адрес>совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, были установлены границы между национальном парком и городом Жигулевском. Согласно указанному решению, запрашиваемая территория является территорией национального парка «Самарская Лука» и учтена лесоустроительными материалами как лесной фонд национального парка «Самарская Лука». В соответствии с действующим законодательством в Единый государственный реестр недвижимости (НГРН) внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк "Самарская Лука", присвоен реестровый .2. Согласно действующему лесоустройству Национального парка «Самарская Лука», указанный в иске земельный участок расположен в выделах 13,19 квартала 61 Жигулевского участкового лесничества Национального парка «Самарская Лука». Данный земельный участок, по функциональному зонированию, согласно Положению о национальном парке «Самарская Лука», относится к рекреационной зоне. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», рекреационная зона, предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров. Согласно действующему законодательству на землях рекреационного назначения запрещена деятельность не соответствующая их целевому назначению, в частности в данной зоне не допускается размещение жилых объектов. В соответствии с пп.1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками являются изъятыми из оборота, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях». Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. Согласно статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» национальные парки и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Полагает, что отказ заместителя главы г.о. Жигулевск Бубенцева Д.В. Сулеймановой Е.В. в принятии решения о предварительном согласовании предоставления ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв.м. в кадастровом квартале 63:02:0307008, расположенного по адресу: <адрес>, г.о. Жигулевск, <адрес>, в районе <адрес>, законными и обоснованными, а административный иск Сулеймановой Е.В. о признании незаконным указанного решения является правомерным, требования, не подлежащие удовлетворению.

Также в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принимала участие заместитель директора по лесохозяйственной деятельности и экологической безопасности ФГБУ Национального парка «Самарская Лука» Халтурина А.В., которая показала суду, что испрашиваемый истицей земельный участок полностью находится в границах кадастрового квартала с реестровым номером Говорить о том, что национальному парку принадлежит лишь участок с кадастровым номером неправомерно, поскольку данный участок передан парку в постоянное бессрочное пользование. Границы же национального парка утверждены в 1984 году (л.д. 157).

Представитель заинтересованного лица - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, в представленном ранее письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, где также указал, что спорный земельный участок находится в границах национального парка «Самарская Лука». Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука». В соответствии с пунктом 1 указанного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га. земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства Р. и 3 тыс. га. земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом Р. (в ведение которого был передан национальный парк) было поручено уточнить границы национального парка. Во исполнение постановления Совета М. Р. решением Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ произведено уточнение и приведено описание границ Национального парка «Самарская Лука», которое было согласованно с Минлесхозом Р.. Решениями Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя Р. в 1988 году. Таким образом, границы Национального парка «Самарская Лука» были окончательно установлены в 1989 году и остаются неизменными. Сведения о границах национального парка «Самарская Лука» внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый .2). Право федеральной собственности на земли национальных парков закреплено пунктом: 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 6, статьи 95 Земельного кодекса. Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Законом об ООПТ. Вместе с тем пунктом 2 статьи 12 Закона об ООПТ предусмотрено, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в. федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, заключенных в состав национальных парков. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона об ООПТ населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности. Как следует из искового заявления, спорный земельный участок расположен за границами населенных пунктов. Согласно представленной в материалы дела позиции ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» спорный земельный участок расположен в выделах 13,19 квартала 61 Жигулевского участкового лесничества Национального парка «Самарская Лука» и по функциональному зонированию отнесен к рекреационной зоне. Согласно положениям подпункта 1 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий. Полагает, что у истца отсутствуют правовые основания для приобретения в собственность спорного земельного участка, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.86-89).

Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, представитель заинтересованного лица - Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили (л.д. 235-239).

Суд, исследовав материалы административного дела, изучив ранее данные показания представителя административного истца – Назаровой А.А., представителя административного ответчика – администрации г.о.Жигулевск в лице Леоновой Н.В., представителя заинтересованного лица – национального парка «Самарская Лука» в лице Халтуриной А.В., приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Если по результатам рассмотрения административного дела будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

На основании части 10 п. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 27.12.2023) "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005) земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 27.12.2023) "О земле" (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005) граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, вправе самостоятельно определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. В этом случае работы по образованию земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков.

На основании части 12.1 статьи 10.3 Закона предоставление земельных участков в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона и желающих в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Закона самостоятельно определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, на территории муниципального района (городского округа), на территории которого расположены соответствующие земельные участки, за исключением территории муниципального района (городского округа), в границах которого принят акт, предусмотренный частью 10 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст. 11.10 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации и (или) региональными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п. 16 ст. 11.10 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.

Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 145 утвержден состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, согласно пп.6,16,19 п.1 которого на публичных кадастровых картах воспроизводятся такие общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости как границы зон с особыми условиями использования территорий; границы особо охраняемых природных территорий; границы земельных участков.

В соответствии с п.п «в» п. 1 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», рекреационная зона, предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.

Согласно действующему законодательству на землях рекреационного назначения запрещена деятельность не соответствующая их целевому назначению, в частности в данной зоне не допускается размещение жилых объектов.

В соответствии с пп.1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками являются изъятыми из оборота, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

В соответствии со статьями 58 и 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами

В ходе рассмотрения дела установлено, что изначально на основании постановления администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Сулейманова Е.В. и ее супруг фио1 были поставлены на учет, как имеющие трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории г.о. Жигулевск.

Согласно постановления администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГфио1 был снят с учета и исключен из очереди на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории г.о. Жигулевск, в связи с тем, что брак между супругами был расторгнут, о чем в материалы дела представлена копия свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что Сулейманова Е.В. самостоятельно и за свой счет на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД (п.6 ст.9), подготовила схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1000 кв.м в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, г.о. Жигулевск, <адрес>, в районе <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в администрацию о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

В процессе рассмотрения вышеуказанного заявления Сулеймановой Е.В. администрация г.о. Жигулевск ДД.ММ.ГГГГ истребовала в ФГБУ НП «Самарская Лука» информацию об истребуемом земельном участке. Из полученного ответа усматривается, что земельный участок, площадью 1000 кв.м, находящийся в кадастровом квартале , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, входит в границы НП «Самарская Лука» и данный участок по функциональному зонированию относится к рекреационной зоне.

ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации г.о. Жигулевск Сулеймановой Е.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п. 16 ст. 11.10 Земельного законодательства.

Доказательств тому, что спорный земельный участок не входит в территорию национального парка, стороной истца не представлено.

Как усматривается из материалов дела, Национальный парк «Самарская Лука» был создан постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». В соответствии с пунктом 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства Р. и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом Р., в ведение которого был передан национальный парк, было поручено уточнить границы национального парка. Во исполнение постановления Совета М. Р., решением Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ произведено уточнение и приведено описание границ НП «Самарская Лука», таким образом границы были окончательно установлены в 1989 году и остаются неизменными. Сведения о границах национального парка «Самарская Лука» внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый .2).

Право собственности Российской Федерации на территорию Национального парка «Самарская Лука» возникло на основании закона.

В границах <адрес> расположен земельный участок из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для природного Национального парка «Самарская Лука», площадью 23 942 872 кв. м, с кадастровым номером , предоставленный ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, испрашиваемый административным истцом земельный участок не входит в границы земельного участка с кадастровым номером

На основании решения Исполнительного комитета <адрес>Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука» утвержден проект районной планировки государственного природного национального парка Самарская Лука» с изменениями и дополнениями, внесенными решением облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта районной планировки государственного природного национального парка «Самарская Лука», кроме пунктов 1.1 и 1.2, которые изложены в следующей редакции: «...Считать границами парка в районе <адрес> и рабочего поселка Яблоневый Овраг внешние границы лесных кварталов №№ 25, 24, 34, 44, 45, 56, 51, 62, 14, 21, 31, 40, 41, 42, 32, 22, 23, 15, 68, 69, 70, 71, 76, 75 - Жигулевского лесничества, и №№ 31, 39, 14, 21, 32, 22, 15, 9, 2, 3, 10, 16, 11, 4, 5, 1 - Александровского лесничества».

На основании материалов дела, а также согласно действующему лесоустройству НП «Самарская Лука» земельный участок (испрашиваемый административным истцом), площадью 1000 кв.м, находящийся в кадастровом квартале , расположенный по адресу: <адрес> расположен в выделах 13,19, квартала 61 Жигулевского участкового лесничества НП «Самарская Лука», данный участок по функциональному зонированию относится к рекреационной зоне.

Согласно заключению эксперта публично-правовой компании «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что образуемый земельный участок, расположенный в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, полностью накладывается на границы особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Самарская Лука» с реестровым номером 63:00-9, сведения о которых внесены в ЕГРН. Площадь наложения составила 1000 кв.м (л.д. 208-225).

На основании чего, городской суд приходит к выводу, что испрашиваемый земельный участок полностью входит в границы территории национального парка «Самарская Лука».

Таким образом, нахождение спорного земельного участка в границах национального парка «Самарская Лука» исключает возможность его предоставления в собственность административному истцу, в связи с чем требования Сулеймановой Е. В. о признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в письме за К от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, а обжалуемое решение признается городским судом как принятое в соответствии с Земельным кодексом РФ и положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Сулеймановой Е. В., предъявленного к заместителю главы г.о. Жигулевск Бубенцеву Д.В., администрации г.о. <адрес> о признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в письме за К от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области В.И. Калгин

Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2024 г.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области В.И. Калгин