К делу № 2а-3435/2021
Решение
Именем Российской Федерации
«27» января 2021 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодар в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, обязании устранения допущенных нарушений,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, понуждении административного ответчика присвоить наименование вновь образованной улице в отношении следующих земельных участков: №. В обоснование иска указано, что административный истец являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № принял решение о его разделе на 49 самостоятельных участков. Далее истец обратился к административному ответчику с просьбой о присвоении адреса вновь образованным земельным участкам. Однако, решением Департамента ему было отказано по причине отсутствия случаев и условий для присвоения объектам адреса. После чего истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении наименования улицы, на которое также получил отказ со ссылкой на то, что наименование элементов улично-дорожной сети допускается исключительно в случаях утвержденной документации по планировке территории. Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец в судебном заседании отсутствовал, хотя был уведомлен о дне, времени и месте слушания дела, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечил явку своего представителя в судебное заседание.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар и одновременно заинтересованного лица Администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № принял решение о его разделе на 49 самостоятельных участков с кадастровыми номерами: №
Далее истец обратился к административному ответчику с просьбой о присвоении адреса вновь образованным земельным участкам. Однако, решением Департамента ему было отказано по причине отсутствия случаев и условий для присвоения объектам адреса. После чего истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении наименования улицы, на которое также получил отказ со ссылкой на то, что наименование элементов улично-дорожной сети допускается исключительно в случаях утвержденной документации по планировке территории.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее - Правила), постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2020 года № 2809 «Об утверждении Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, их изменению и аннулированию» (далее - положение) департамент, присваивает, изменяет и аннулирует адреса объектам адресации и размещает сведения об адресах в государственном адресном реестре.
На основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 44 Правил, утверждена структура адреса, которая включает в себя последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами.
В том числе адресообразующими элементами являются:
наименование элемента планировочной структуры;
наименование элемента улично-дорожной сети.
При присвоении адресов объектам недвижимого имущества без указания элемента улично-дорожной сети сделает невозможным занесение сведений об объектах недвижимости в ГАР и как следствие повлечет за собой нарушение пунктов 25, 26 Правил.
На территории Российской Федерации и муниципального образования город Краснодар существует определенный порядок по присвоению наименования элементам улично-дорожной сети, утвержденных действующим законодательством.
Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, было установлено, что доступ на земельные участки с кадастровыми номерами № обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером №
Согласно выписки из ЕГРН, было установлено, что на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право муниципальной собственности, и присвоен вид разрешенного использования: земельные участки (территория) общего пользования.
Однако, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № не является элементом улично-дорожной сети.
Элемент улично-дорожной сети является структурой адреса, и присвоение адресов объектам адресации без указания элемента улично-дорожной сети или элемента планировочной структуры является недопустимым.
Позиция о невозможности присвоения адресов объектам адресации без указания элемента улично-дорожной сети или элемента планировочной структуры также изложена в письме Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ№
Таким образом, до наименования элемента улично-дорожной сети или элемента планировочной структуры присвоить адрес не представляется возможным.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения муниципального района.
Присвоение наименований городским объектам на территории муниципального образования город Краснодар, в том числе элементам улично-дорожной сети осуществляется согласно решения городской Думы Краснодара от 06.03.1998 года № 19 п. 17 «Об основных принципах наименования (переименования) городских объектов».
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года № 18-30, красными линиями являются границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Согласно п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Перечень элементов планировочной структуры, а также элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержден приказом Министерства финансов РФ от 05.11.2015 года № 171н. В соответствии с п. 2 данного Приказа, использование указанного Перечня является обязательным при присвоении и изменении адресов объектов адресации.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1/чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2/положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; 3/положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры; результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом; обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети.
В ходе судебного разбирательства установлено, что проекта планировки территории, где находятся образованные после раздела земельные участки, не имеется, к земельным участкам истца нет прямого доступа с улично-дорожной сети, подъезд к ним возможен лишь по землям общего пользования. С заявлением в орган местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории истец не обращался.
Учитывая изложенное, наименование элементов улично-дорожной сети допускается исключительно в случае утвержденной документации по планировке территории.
В рамках наделённых полномочий, департамент в соответствии с обращениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц осуществляет контроль над разработкой и реализацией документов территориального планирования, организует подготовку документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар (в том числе проектов планировки и проектов межевания территории) и внесение в нее изменений.
Исходя из положений статьи 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (далее - ДПТ) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Кроме того, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (в том числе проекта планировки) осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории предусматривающей размещение линейных объектов).
В случае предоставления заинтересованным лицом вышеуказанной документации в Краснодарскую межведомственную топонимическую комиссию (комиссию по наименованиям и увековечиванию памяти) вопрос наименования элементам улично-дорожной сети (улиц) будет рассмотрен на ближайшем заседании. После присвоения наименований улицам в соответствии с обращением правообладателей объектов недвижимости будут присвоены адреса с привязкой ко вновь наименованным улицам.
Из содержания решения следует, что административному истцу отказано в присвоении адресов земельным участкам в связи с отсутствием условий для присвоения объекту адресации адреса, то есть по существу оспариваемое решение согласуется с требованиями подпункта "г" пункта 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221.
Основанием для отказа в присвоении адреса по подп. «г» п.40 Правил является отсутствие случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса, указанных в пунктах 5,8-11 данных Правил.
В соответствии с п.п. «а» п. 8 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в том числе, в случае подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил при присвоении объекту адресации адреса уполномоченный орган обязан: а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса; б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса.
Согласно подп. «г» п.21 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно с утверждением проекта планировки территории.
Наличие документации по планировке территории при присвоении адресов, в том числе земельным участкам, предусмотрено и Градостроительным кодексом РФ.
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования является территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы бульвары).
Исходя из смысла части 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно истец обязан доказать факт нарушения своих прав действиями (бездействием) органами, организациями и должностными лицами, наделенными государственными или иными публичными полномочиями.
Кроме того, административный истец не привел убедительных доводов тому, что принятым административным ответчиком решением об отказе в присвоении адресов земельным участкам нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия в реализации прав, свобод и законных интересов, не представил доказательств нарушения своих прав и законных интересов, создания препятствий в реализации прав и свобод, при этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ФИО1 не лишен права распорядиться земельными участками, не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке проекта планировки территории, а после подготовки такого проекта - с заявлением о присвоении адресов земельным участкам, на получение разрешения на строительство жилого дома.
Согласно п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Действия (решения) органа местного самоуправления могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий, решений закону и нарушения такими действиями, решением прав и законных интересов заявителя.
Совокупности этих двух условий по настоящему делу судом не установлено.
Принимая во внимание, что административный ответчик, вынося решение об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, действовал в соответствии с требованиями земельного законодательства, в пределах предоставленных ему полномочий, суд приходит к выводу о том, что действия должностного лица были законны и обоснованы.
Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, было вынесено административным ответчиком законно.
На основании вышеизложенного,
и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе в наименовании элементов улично-дорожной сети, понуждении к присвоению наименования вновь образованной улице в отношении следующих земельных участков: №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –