ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1214/20 от 29.06.2020 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-1214/2020

Решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первомайский районный суд в составе:

председательствующего судьи Долженко Е.А.,

при секретаре Фоминой Е.О.,

с участием административной истицы Новицкой Д.А.,

представителя административной истицы Науменко Ю.Д.

по доверенности

представителя административного

ответчика и заинтересованного лица Птушко П.А.

по доверенностям

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новицкой Д.А. в своих интересах и в интересах Новицкой С.С., Новицкой О.С., Новицкой Е.С. к администрации г. Владивостока о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ

28.10.2014 г. многодетной семье Новицких в составе четырех человек – Новицкой Д.А., Новицкой С.С., Новицкой О.С., Новицкой Е.С., администрацией г. Владивостока бесплатно в общедолевую собственность, для индивидуального жилищного строительства, был предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 1050 кв. м, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за границами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 418 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентир: <адрес>, государственная регистрация права произведена 25.08.2015 г.

Новицкая Д.А. обратилась в суд в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: Новицкой С.С., Новицкой О.С., Новицкой Е.С., указывая, что, получив по своему заявлению копию градостроительного плана земельного участка , она 13.02.2020 г. обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением с просьбой провести к предоставленному ей земельному участку подъездную дорогу и сети инженерно-технического обеспечения согласно технических условий, согласованных вышеуказанным градостроительным планом. 18.02.2020 г. в ответ на ее обращение ею был получен ответ , из которого следовало, что выполнить указанные работы не предоставляется возможным. Указала, что, получив земельный участок в собственность, она и ее несовершеннолетние дети не могут его использовать практически 5 лет с момента предоставления. Отсутствие подъездных путей и коммуникаций на предоставленном ее семье земельном участке нарушает права многодетной семьи в части использования его по назначению в целях индивидуального жилищного строительства. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в необеспечении земельного участка объектами инженерной инфраструктуры: электроснабжением и подъездной дорогой – автомобильной дорогой местного значения с твердым покрытием, возложить обязанность на администрацию г. Владивостока устранить допущенные нарушения в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Определением суда 18.05.2020 г. к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока, поскольку последним осуществляется подготовка и утверждение документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка в составе проекта межевания территории).

В судебном заседании Новицкая Д.А. и ее представитель уточнили заявленные требования, просили признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в необеспечении спорного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры: электроснабжением и автомобильной дорогой местного значения, возложить обязанность на администрацию г. Владивостока устранить допущенные нарушения в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Пояснили, что представленное представителем административного ответчика решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 25.07.2016 г. по гражданскому делу №2-2070/16 не содержит сроков исполнения обязанности, что создало благоприятную ситуацию для бездействия ответчика. Административные истцы до настоящего времени не могут осуществлять полномочия собственников на земельном участке и использовать его под строительство индивидуального жилого дома. Согласно коммерческому предложению ООО «Домострой», куда обращалась Новицкая Д.А. с целью изготовления и монтажа дома, следует, что в обязанности Заказчика входит обеспечение беспрепятственных путей подъезда колесной автомобильной техники обычной проходимости Исполнителя для выгрузки и хранения элементов дома и материалов в непосредственной близости от стройплощадки с кадастровым номером (не более 5 м), доступ на площадке к источникам электроснабжения. Кроме того, семья Новицких с 2014 г. не может воспользоваться Федеральной программой льготного ипотечного кредитования под строительство жилого дома. Семья Новицких имеет статус «многодетной семьи», и полностью соответствует требованиям, которые предъявляются к лицам, имеющим право на получение кредита в рамках программы кредитования ПАО «Сбербанк России» - «Дальневосточная ипотека», но, учитывая срок действия программы, возраст административного истца и ее несовершеннолетних детей, может в будущем по причине бездействия административного ответчика лишится указанной возможности. Указали, что никаких мер в рамках разработанных администрацией г. Владивостока муниципальных программ «Обеспечение доступным жильем жителей г.Владивостока на 2014-2018 г.г.» и «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в г.Владивостоке на 2019-2024 г.г.» административным ответчиком предпринято не было.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица (в одном лице) не согласился с уточненными административными исковыми требованиями, пояснил, что приступить к разработке технического задания на проектирование подъездных дорог к земельным участкам в районе <адрес> не предоставляется возможным в связи с тем, что не разработана и не утверждена документация по планировке территории по данному адресу, соответственно срок на выполнение проектных работ и строительства подъездных дорог не определен. Кроме того, в связи с отсутствием подъездных путей в районе <адрес> не предоставляется возможным выполнить работы по строительству сетей электроснабжения. Указал, что решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 25.07.2016 г. по гражданскому делу №2-2070/16 по иску прокурора г.Владивостока в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о возложении обязанности на администрацию г.Владивостока по обеспечению земельных участков, сформированных, предоставленных и предоставляемых для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей инженерной и транспортной инфраструктурой, возложена обязанность на администрацию г. Владивостока обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки, сформированные, предоставленные и предоставляемые для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, расположенные, в том числе в районах: <адрес>, в соответствии с разработанной и утвержденной документацией планировки территории указанных земельных участков. В настоящее время администрацией г.Владивостока издано постановление от 05.02.2020 г. №338 «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории и проекта межевания территории в районе <адрес>», которым предусмотрено строительство линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения. Указанное постановление принято уже после принятия соответствующего бюджета на 2020 г., плановый период 2021 и 2022 г.г., в связи с чем, финансирование на указанные цели заложено в бюджет не было. Пояснил, что орган местного самоуправления не отказывается от предоставленных ему законом полномочий по проектированию подъездных автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, а также подключению таких участков к инженерной инфраструктуре, однако с учетом законодательно установленных процедур по выделению бюджетных средств и последующего заключения муниципальных контрактов, проведение аукционов невозможно выполнить требуемые действия в срок 12 месяцев.

Административные истцы Новицкая С.С. (ДД.ММ.ГГГГ рождения), Новицкая О.С. (ДД.ММ.ГГГГ рождения), Новицкая Е.С. (ДД.ММ.ГГГГ рождения) в судебное заседание не явились, являются несовершеннолетними, их права и законные интересы защищает в судебном заседании законный представитель Новицкая Д.А., в связи с чем, с учётом положений ст. 40 КАС РФ и согласия участников судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав Новицкую Д.А., её представителя, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Поскольку в административном иске оспаривается бездействие административного ответчика, носящее длящийся характер, суд приходит к выводу о соблюдении административными истцами срока подачи административного искового заявления.

Из материалов дела следует, что семье Новицких (в составе четырех человек), администрацией г. Владивостока предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 1050 кв. м, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за границами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 418 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентир: <адрес>, бесплатно в общедолевую собственность, для индивидуального жилищного строительства, государственная регистрация права произведена 25.08.2015 г. Сведений о том, что указанный земельный участок оборудован объектами инженерной инфраструктуры: электроснабжением и подъездной дорогой – автомобильной дорогой местного значения в материалах дела не имеется, доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаюсь государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.1 ст.35 Конституции РФ материнство, детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 2 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

Согласно п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Законом Приморского края от 08.11.2011 г. № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам имеющих трех и более детей.

В соответствии с п.п.4, 5 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: - организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; -дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. (ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации, издав приказ от 09.09.2013 г. № 372, которым утверждены «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно п.4 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.5 Устава города Владивостока к вопросам местного значения города Владивостока относятся: - организация в границах города Владивостока электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Владивостока и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Владивостока, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации г.Владивостока от 17.09.2018 г. №2518 утверждена муниципальная программа «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в г.Владивостоке на 2019-2024 г.г.». Разделом 5 указанного постановления установлено, что механизм реализации муниципальной программы направлен на эффективное планирование хода исполнения мероприятий подпрограмм и отдельных мероприятий муниципальной программы, координацию действий ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы, обеспечение контроля исполнения мероприятий муниципальной программы, проведение мониторинга состояния работ по выполнению муниципальной программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий муниципальной программы.

Ответственный исполнитель муниципальной программы – управление градостроительства и архитектуры организует реализацию муниципальной программы, обеспечивает внесение изменений в муниципальную программу, несет ответственность за достижение целевых индикаторов, показателей муниципальной программы, а также ожидаемых результатов ее реализации.

Реализация отдельных мероприятий муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями муниципальной программы, в том числе: - отдельное мероприятие «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой», включающее мероприятия: обеспечение дорожной инфраструктурой земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство - ответственный исполнитель - управление дорог и благоустройства администрации города Владивостока; - обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство - ответственный исполнитель – управлением градостроительства и архитектуры. Реализация муниципальной программы осуществляется посредством осуществления закупок товаров, работ, услуг в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ранее постановлением администрации г.Владивостока №2707 от 20.09.2013 г. была утверждена программа «Обеспечение доступным жильем жителей г.Владивостока на 2014-2018 г.г.», задачами которой также являлось, в том числе обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей под строительство индивидуальных жилых домов.

Однако несмотря на то, что инвестиционными программами администрации г.Владивостока за период 2014 – 2018 г.г. и плановым периодом на 2019-2024 г.г. предусмотрено обеспечение дорожной и инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под строительство индивидуальных жилых домов, в том числе земельного участка, принадлежащего административным истцам, суд приходит к выводу о наличии бездействия административного ответчика, поскольку из материалов дела следует, что с момента предоставления семье Новицких спорного земельного участка до момента обращения истцов в суд, прошло более пяти лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность его использования, не выполнена.

При этом суд полагает возможным отметить, что из представленной по обращению Новицкой Д.А. копии градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером не следует, что в него включены технические условия, предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, из представленного в судебное заседание представителем административного ответчика Положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства жилого назначения и необходимых для их функционирования и обеспечении жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, об очередности планируемого развития в районе <адрес> (приложение 5 к постановлению администрации г.Владивостока №338 от 05.02.2020 г.) не следует конкретных сроков исполнения.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении спорного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры: электроснабжением и автомобильной дорогой местного значения.

При этом, в целях восстановления нарушенного права административных истцов суд возлагает обязанность на администрацию г. Владивостока обеспечить указанный земельный участок объектами инженерной инфраструктуры и дорожной инфраструктуры: электроснабжением и автомобильной дорогой местного значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

В связи с чем, с учетом объема работ, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения в части возложения обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в необеспечении земельного участка с кадастровым номером по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 418 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> объектами инженерной инфраструктуры и дорожной инфраструктуры: электроснабжением и автомобильной дорогой местного значения.

Возложить обязанность на администрацию г.Владивостока обеспечить земельный участок с кадастровым номером по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 418 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> объектами инженерной инфраструктуры и дорожной инфраструктуры: электроснабжением и автомобильной дорогой местного значения в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: